Заслушав в соответствии с пунктом «м» части первой статьи 102 Конституции Российской Федерации доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2021 год, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2021 год.
2. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
сосредоточить основные усилия на нейтрализации источников угроз государственной и общественной безопасности, своевременном предупреждении террористических и экстремистских проявлений, выявлении и незамедлительном устранении причин и условий, способствующих эскалации социальной и межнациональной напряженности;
продолжить укрепление связей с теми международными организациями, которые не заявили об ограничениях участия в их деятельности российской стороны, а также работу по созданию прочной международно-правовой основы сотрудничества с правоохранительными органами Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики;
принимать меры по защите трудовых прав граждан, в том числе при сокращении численности или штата работников, временной приостановке работ (введении простоя), предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, уменьшении продолжительности рабочего времени, в условиях санкционной политики иностранных государств в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, приостановления (прекращения) деятельности отдельных российских и иностранных компаний;
организовать действенный надзор за исполнением филиалами, представительствами и дочерними компаниями иностранных юридических лиц, объявивших о приостановлении (прекращении) деятельности на территории Российской Федерации, а также иных юридических лиц, находящихся под контролем иностранных инвесторов, обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и иным законодательством Российской Федерации, и пресечение злоупотреблений с их стороны, связанных с односторонним отказом от исполнения обязательств перед потребителями, добросовестными контрагентами, а также перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
давать при проведении надзорных мероприятий правовую оценку соблюдению требований законодательства по вопросам применения специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности;
принять дополнительные меры по предотвращению картельных сговоров и иных ограничений конкуренции, в том числе связанных с завышением тарифов и цен на продовольственные и иные социально значимые товары первой необходимости, преднамеренных и фиктивных банкротств предприятий, прежде всего градообразующих и системообразующих, нарушений при обращении государственного и муниципального имущества;
усилить в условиях санкционной политики иностранных государств в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц надзор за реализацией компенсационных мероприятий, направленных на поддержку транспортной отрасли, уделив особое внимание работе предприятий воздушного транспорта и обеспечению их финансово-экономической устойчивости;
уделять особое внимание обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах при выполнении ими поставленных задач, в том числе по поддержанию международного мира и безопасности за пределами территории Российской Федерации;
акцентировать внимание на обеспечении социальных гарантий военнослужащим и членам их семей;
продолжить работу по защите государственных интересов, связанных с обеспечением полноты и своевременности взыскания таможенных платежей и иных платежей, обязанность по взысканию которых возложена на таможенные органы, а также c соблюдением законности в сфере обустройства и функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
уделять особое внимание выявлению и пресечению публичного распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средствах массовой информации под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации или исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации, а также любых сведений, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях;
усилить надзор за принятием дополнительных мер, направленных на обеспечение импортозамещения при создании продукции военного, двойного и гражданского назначения, исполнения государственного оборонного заказа, в первую очередь контрактов на серийную поставку, ремонт и сервисное обслуживание вооружения и военной техники, а также на обеспечение поддержания защитных сооружений и других объектов гражданской обороны в постоянной готовности к применению;
активизировать надзор за полнотой и своевременностью финансирования социально значимых мероприятий, в том числе мероприятий национальных проектов;
усилить надзор в сфере занятости населения в целях предотвращения роста безработицы;
продолжить надзор за полнотой и своевременностью реализации прав граждан на охрану здоровья, в том числе на получение медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами;
продолжить работу по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, обратив особое внимание на реализацию мер социальной поддержки семей, имеющих детей, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на профилактику насильственных преступлений в отношении детей, соблюдение прав детей на образование, охрану здоровья, получение медицинской помощи и алиментов;
продолжить во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти работу по введению жилищных сертификатов как дополнительной меры поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обратить особое внимание на соблюдение прав беженцев и вынужденных переселенцев, включая обеспечение необходимых социально-бытовых условий в местах их временного размещения, содействие в трудоустройстве, восстановление нарушенных прав и оказание им необходимой правовой помощи;
активизировать надзор за исполнением федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами и (или) подразделениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации требований законодательства в сфере миграции;
акцентировать внимание на соблюдении требований законодательства по вопросам защиты прав граждан и организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, электроснабжения и газоснабжения;
уделять особое внимание защите прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов, осуществляя надзор за деятельностью публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и строительных организаций, имеющих риски финансовой несостоятельности или отставания от графика строительства;
обеспечить средствами прокурорского надзора соблюдение прав граждан в сфере потребительского и ипотечного кредитования в части возможности изменения условий кредитных договоров, договоров займа, реализации права на обращение к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода, а также недопустимости ухудшения положения заемщиков;
продолжить работу по защите прав граждан на благоприятную окружающую среду;
принять дополнительные меры по укреплению законности в области заготовки и оборота древесины, охраны лесов от пожаров;
усилить надзор при решении вопросов условно-досрочного освобождения осужденных лиц от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
акцентировать внимание на вопросах, связанных с предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием готовящихся, совершаемых и совершенных правонарушений и преступлений, при осуществлении надзора за соблюдением законности содержания под стражей и исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в целях обеспечения правопорядка и личной безопасности содержащихся в пенитенциарных учреждениях граждан;
усилить надзор за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на обеспечение надлежащих условий содержания и охрану здоровья, а также за соблюдением режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы и законности при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы;
продолжить работу по защите прав и законных интересов предпринимателей, обратив особое внимание на предоставление им всех видов государственной помощи, соблюдение моратория на проведение в 2022 году плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов и иных контрольных (надзорных) мероприятий;
принять меры по усилению надзора за исполнением законодательства в области промышленной безопасности, законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе при их вовлечении во вторичный оборот, ликвидации накопленного вреда окружающей среде и его последствий;
принять меры к недопущению случаев несоблюдения публичных интересов при использовании государственного и муниципального имущества, в том числе земель, его неправомерного отчуждения;
продолжить работу по осуществлению надзора за исполнением законодательства в сфере информационных технологий и защиты информации, обратив особое внимание на реализацию органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требований о защите информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах;
продолжить надзор за реализацией Центральным банком Российской Федерации и правоохранительными органами комплекса мероприятий по выявлению мошеннических схем на финансовых рынках, уделяя особое внимание вопросам защиты прав граждан в кредитно-финансовой сфере уголовно-правовыми средствами;
уделять особое внимание соблюдению прав наиболее уязвимых категорий граждан на своевременное получение пенсий, пособий и других мер социальной поддержки в полном объеме;
продолжить взаимодействие с уполномоченными по правам человека в Российской Федерации;
выработать во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения по дополнительному повышению уровня социального обеспечения работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение принятого в первом чтении проекта федерального закона № 815691–7 «О внесении изменения в статью 309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», внесенного Правительством Российской Федерации в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2019 года № 18-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 73, части первой статьи 299 и статьи 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.В. Янмаевой».
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о нормативном закреплении требования об использовании исключительно российского программного обеспечения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
принять меры по обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации необходимым количеством специальных вагонов для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей (подозреваемых и обвиняемых).
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры, направленные на ресоциализацию, социальную реабилитацию и адаптацию лиц, освобожденных из мест лишения свободы, включая обеспечение их трудовой занятости и жилищных прав, а также оказать территориальным органам уголовно-исполнительной системы содействие в привлечении к труду осужденных, отбывающих наказания как в виде лишения свободы, так и не связанные с изоляцией от общества, в создании исправительных центров и их участков, в том числе на базе имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование организациями, использующими труд этих осужденных.
6. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотреть целесообразность совершенствования положений уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих возможность исключения из подсудности суда с участием присяжных заседателей уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью 4 статьи 210 и статьей 2101 Уголовного кодекса Российской Федерации, и представить соответствующие предложения в период весенней сессии 2023 года.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
8. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2023 года о реализации настоящего постановления.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
25 мая 2022 года
№ 173-СФ