Документы

Постановление

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Заслушав информацию Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Развитие единой системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации) осуществляется в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года № 12, Основами государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696, и Стратегией в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 501.

В настоящее время для реагирования на чрезвычайные ситуации в Российской Федерации сформированы силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), включающие более 900 тысяч человек личного состава и около 200 тысяч единиц техники.

Деятельность сил и средств РСЧС при координации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) позволила значительно уменьшить ущерб и потери от негативных природных факторов и техногенных пожаров, снизить уровень опасности в периоды половодья и паводков.

В ходе специальной военной операции защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, на территориях которых введено военное положение и установлен максимальный уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию, осуществляется при выполнении мероприятий по гражданской обороне.

Вместе с тем итоги проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций выявили необходимость совершенствования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и гражданской обороны с учетом новых вызовов и угроз.

Особого внимания требует формирование территориальных органов и подразделений МЧС России в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области и создание для военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников МЧС России системы социальных гарантий, аналогичных установленным для работников (сотрудников) федеральных органов исполнительной власти, формирующих территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в указанных субъектах Российской Федерации (включая установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, обеспечение жилыми помещениями, установление статуса ветерана боевых действий для военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников МЧС России, выполняющих задачи в зоне специальной военной операции).

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить подготовку проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений:

в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части определения порядка разработки и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Водный кодекс Российской Федерации в части проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в режиме повседневной деятельности и повышенной готовности, предоставлению возможности субъектам Российской Федерации использования имеющихся резервов материальных ресурсов при выполнении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности, использованию донного грунта для предотвращения негативного воздействия вод в ходе выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

2) рассмотреть предложения МЧС России о механизме, позволяющем обеспечить необходимый уровень реагирования пожарно-спасательных подразделений с учетом социально-экономического уровня развития регионов с возможностью привлечения институтов развития и внебюджетных источников финансирования;

3) проработать вопрос о повышении эффективности осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления и федерального государственного контроля (надзора) в отношении организаций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

4) предусмотреть:

установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы военнослужащим спасательных воинских формирований, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, аналогичной установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 1021 «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции»;

обеспечение жилыми помещениями сотрудников территориальных органов и подразделений МЧС России в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области.

3. Рекомендовать МЧС России:

1) осуществлять меры по повышению готовности к действиям по предназначению спасательных воинских формирований МЧС России, профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, выполняющих поисково-спасательные работы, подразделений военизированных горноспасательных частей и противофонтанных военизированных частей, обратив особое внимание на их оснащение современной пожарной, спасательной, специальной и авиационной техникой;

2) подготовить предложения о механизме, позволяющем обеспечить необходимый уровень реагирования пожарно-спасательных подразделений с учетом социально-экономического уровня развития регионов с возможностью привлечения институтов развития и внебюджетных источников финансирования, и направить их в Правительство Российской Федерации;

3) продолжить оказание помощи в натуральной форме населению Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

4) подготовить предложения об определении механизмов создания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для снижения нагрузки на бюджеты всех уровней;

5) реализовать задачи по развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на основе передовых информационных технологий;

6) обеспечить оказание исполнительным органам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области методической помощи по вопросам формирования территориальных подсистем РСЧС, а также планирования мероприятий по гражданской обороне;

7) продолжить работу по увеличению численности военнослужащих спасательных воинских формирований, предусмотрев создание новых подразделений в Северо-Кавказском федеральном округе, Республике Крым, Калининградской области, Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области;

8) провести поверку технического содержания защитных сооружений гражданской обороны во всех субъектах Российской Федерации, направить органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по повышению (поддержанию) готовности указанных защитных сооружений к использованию по предназначению;

9) рассмотреть вопрос об обучении сотрудников противопожарной службы субъектов Российской Федерации на базе учебных пунктов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на безвозмездной основе;

10) провести передислокацию Таганрогского инспекторского отделения Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области из зоны реконструкции по адресу: Ростовская область, город Таганрог, Площадь Морского вокзала, в том числе завершить:

до 31 декабря 2023 года передачу в муниципальную собственность земельного участка и здания по адресу: Ростовская область, город Таганрог, улица Портовая, дом 2;

до 31 декабря 2024 года строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства Таганрогского инспекторского отделения Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области по адресу: Ростовская область, город Таганрог, улица Социалистическая, дом 150;

11) проработать совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопрос о разработке единых требований для технических средств охраны образовательных организаций независимо от форм собственности в целях соблюдения мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности;

12) подготовить совместно с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации предложения по совершенствованию механизма приобретения жилых помещений с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала в целях исключения практики приобретения жилых помещений, ставших непригодными для проживания граждан в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации:

1) осуществлять планирование эвакуации населения из зон вооруженных конфликтов, а также увеличивать количество пунктов временного размещения эвакуируемого населения;

2) проводить на постоянной основе подготовку населения в области гражданской обороны;

3) организовать создание в муниципальных образованиях и организациях нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с методическими рекомендациями по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2 декабря 2021 года № МР-ВЯ-1, и установленными требованиями;

4) продолжить работу по созданию подразделений пожарной охраны в труднодоступных и удаленных населенных пунктах.

5. Рекомендовать высшим исполнительным органам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

1) завершить формирование территориальных подсистем РСЧС, включая формирование их органов управления, сил и средств;

2) завершить планирование мероприятий по гражданской обороне с учетом опыта специальной военной операции;

3) принять меры к наращиванию количества защитных сооружений гражданской обороны;

4) организовать работу по созданию (восстановлению) систем оповещения населения.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2023 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности:

1) обеспечить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2023 года проекта федерального закона, направленного на повышение оперативности принятия решений в области гражданской обороны и совершенствование координации деятельности органов, осуществляющих управление гражданской обороной, с учетом опыта проведения специальной военной операции;

2) проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2023 года о ходе реализации настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
28 июля 2023 года
№ 547-СФ