Документы

Постановление

О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее – Прогноз) разработан в условиях восстановительного роста экономики, обусловленного преодолением последствий введения рядом стран санкций в отношении российского реального и финансового секторов экономики. Целенаправленная деятельность Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации позволила обеспечить противодействие беспрецедентному внешнему давлению и выход российской экономики на траекторию устойчивого роста.

По данным Всемирного банка, по итогам 2022 года Российская Федерация вошла в пятерку крупнейших экономик мира.

Основными драйверами роста выступают, прежде всего, обрабатывающая промышленность, машиностроительный и металлургический комплексы, строительная отрасль, пищевая промышленность, сельское хозяйство. По мере перестройки транспортно-логистических связей происходит увеличение грузооборота железнодорожного и автомобильного транспорта. Позитивное влияние на состояние российской экономики оказывает благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, то есть высокие мировые цены на сырьевые товары российского экспорта, прежде всего на нефть.

Рост отдельных секторов экономики сопровождается высокой инвестиционной активностью, поддерживаемой стимулирующими мерами бюджетной политики. В прогнозный период сохранятся высокие темпы роста инвестиций, которые будут обеспечены не только государственным сектором, но и за счет частной предпринимательской инициативы.

В 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов прогнозируется рост валового внутреннего продукта более чем на 2 процента в год. Траектория социально-экономического развития задается реализацией мер экономической политики, направленных на содействие структурной перестройке экономики и решение ключевых задач, обозначенных в перечне поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 января 2023 года № Пр-144, с учетом обеспечения интеграции Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в социально-экономическую систему Российской Федерации.

Прогнозом предусмотрено проведение сбалансированной бюджетной политики, предполагающей достаточный для поддержания внутреннего спроса уровень государственных расходов при обеспечении долгосрочной бюджетной устойчивости. При этом требуется принятие своевременных решений в рамках единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком Российской Федерации, по поддержке ценовой стабильности и закреплению темпов роста цен на уровне, соответствующем цели вблизи 4 процентов в год.

Особого внимания требует повышение качества стратегического управления экономическим развитием страны с учетом ускоренного развития транспортно-логистической инфраструктуры. При этом важно, чтобы развитие указанной инфраструктуры рассматривалось исходя из развития субъектов Российской Федерации в целом и было сопряжено с сокращением уровня межрегиональной дифференциации.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить рассмотрение в период осенней сессии 2023 года проектов федеральных законов:

№ 446965–8 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (в части правового регулирования заготовки пищевых лесных ресурсов);

№ 352566–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) принять совместно с Центральным банком Российской Федерации меры по сдерживанию инфляции, в том числе с учетом задач по развитию экономики предложения;

2) продолжить работу по расширению двустороннего сотрудничества с государствами – членами Евразийского экономического союза и государствами – участниками Содружества Независимых Государств (далее – СНГ);

3) рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, а также в последующих бюджетных циклах вопрос о выделении в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316, бюджетных ассигнований на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по организации оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в центрах «Мой бизнес»;

4) разработать план финансового оздоровления акционерного общества «Почта России» с учетом рассмотрения предложения о введении инфраструктурного платежа для владельцев агрегатора информации о товарах (услугах) и иных организаций, осуществляющих продажу товаров (оказание услуг) дистанционным способом;

5) проработать вопрос об актуализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р, исходя из показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

6) рассмотреть в целях повышения оптимизации территориального планирования в Российской Федерации возможность введения единого классификатора объектов территориального планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;

7) обеспечить выделение в составе структурных элементов государственных программ Российской Федерации (федеральных и ведомственных проектов) показателей, характеризующих результативность осуществляемых государственных капитальных вложений;

8) провести анализ хода реализации индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и рассмотреть возможность продления периода реализации указанных индивидуальных программ до 2030 года, а также увеличения объемов финансирования в целом;

9) проработать вопрос о расширении применения механизма государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, концессионных соглашений, соглашений о защите и поощрении капиталовложений и иных способов инвестирования в экономической и социальной сферах для создания и модернизации инфраструктурных проектов;

10) рассмотреть возможность применения дополнительных мер государственной поддержки малых технологических компаний;

11) обеспечить разработку программы льготного кредитования управляющих компаний особых экономических зон в целях создания готовых производственных объектов для размещения резидентов таких зон и реализации инвестиционных проектов;

12) продолжить работу по внедрению в деятельность органов государственной власти принципов и стандартов клиентоцентричности, повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

13) оказать органам государственной власти субъектов Российской Федерации содействие в обеспечении предоставления 80 процентов государственных и муниципальных услуг, включенных в перечни услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, публично-правовыми компаниями» (далее – государственные и муниципальные услуги, предоставление которых организуется по принципу «одного окна»), по обращениям граждан через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;

14) обеспечить до 1 июня 2024 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области организацию оказания государственных и муниципальных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна»;

15) разработать до конца 2024 года комплекс мер, направленных на сбор и заготовку всего объема необработанного ореха кедра внутри страны;

16) рассмотреть предложения, указанные в пункте 7 настоящего постановления;

17) ускорить подготовку заключения на проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предпринимательской космической деятельности;

18) ускорить издание постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего положение о проведении Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, его территориальным органом проверок эффективного использования и обеспечения сохранности имущества, находящегося в федеральной собственности, и изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) продолжить проведение мониторинга реализации плана мероприятий (»дорожной карты») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Экспорт товаров и услуг», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 года № 2662-р;

2) разработать методические рекомендации по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в муниципальных образованиях;

3) продолжить в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 года № 955-р обеспечение общей координации работы, проводимой заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и акционерным обществом «Российский экспортный центр» как оператором информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности;

4) активизировать работу по расширению контактов между представителями российского делового сообщества и органами государственной власти государств – участников СНГ;

5) развивать инвестиционное сотрудничество с государствами – участниками СНГ, а также создавать и продвигать образ России как надежного партнера;

6) проработать вопросы о расширении мер поддержки российских инвесторов в государствах – участниках СНГ, в том числе с участием представителей Министерства экономического развития Российской Федерации за рубежом, и создании совместных центров стратегического развития;

7) продолжить реализацию документов по приоритетным направлениям развития туризма с Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан;

8) разработать документы по приоритетным направлениям развития туризма с Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Туркменистаном.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации:

1) проработать вопрос о создании межведомственной рабочей группы по разработке до 1 декабря 2023 года нормативно-правовой базы организации и развития снегоходного и мотовездеходного туризма, предусмотрев участие в составе указанной рабочей группы сенаторов Российской Федерации;

2) активизировать работу по обеспечению допуска лиц, имеющих водительское удостоверение, к управлению внедорожными мототранспортными средствами, включая снегоходы.

6. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать отраслевой баланс рынка шерстяного сырья в Российской Федерации для учета в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

7. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации проанализировать эффективность реализуемых мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов в сфере переработки шерстяного сырья, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, и представить в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию и расширению указанных мер.

8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) активизировать работу по привлечению инвесторов и заключению с ними соглашений о защите и поощрении капиталовложений;

2) продолжить работу по внедрению в деятельность органов государственной власти принципов и стандартов клиентоцентричности, повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг;

3) обеспечить до конца 2024 года предоставление 80 процентов государственных и муниципальных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна», по обращениям граждан через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

9. Предложить Правительству Российской Федерации в период весенней сессии 2024 года представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

10. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2024 года о реализации настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
11 октября 2023 года
№ 591-СФ