Документы

Постановление

О приоритетных направлениях деятельности Росреестра и развитии национальной системы пространственных данных

Заслушав информацию руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о приоритетных направлениях деятельности Росреестра и развитии национальной системы пространственных данных, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет широкий спектр функций, в том числе по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой деятельности и кадастровых отношений, государственной кадастровой оценки, геодезии и картографии, организации инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, земельных отношений, государственного мониторинга земель, федерального государственного земельного контроля (надзора).

В год Росреестр оказывает около 302 млн государственных услуг, из них 72 млн – учетно-регистрационные действия, 228 млн – предоставление сведений из ЕГРН.

В 2022–2023 годах Росреестром созданы территориальные органы в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области, Херсонской области, где находится ориентировочно 4,5 млн объектов недвижимости.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 года № 2148, обеспечено достижение ключевых показателей эффективности деятельности Росреестра, в том числе: сокращены сроки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также количество приостановлений этих процедур, уменьшено до 24 часов время проведения государственной регистрации ипотеки по заявлениям, поданным в электронном виде, благодаря проведению комплексных кадастровых работ бесплатно для правообладателей земельных участков исправлено более 700 тыс. реестровых ошибок, сформирован земельный банк для жилищного строительства в объеме 128,25 тыс. гектаров.

За 2022–2023 годы принят ряд федеральных законов, направленных на решение вопросов, связанных с недвижимым имуществом.

Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования в целях повышения эффективности использования земель в Российской Федерации, устранения ограничений для ведения хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территорий, исключения применения зарубежных картографических ресурсов и перехода на использование отечественной единой электронной картографической основы и отечественных геоинформационных систем и технологий.

Кроме того, внесение в ЕГРН необходимых сведений осуществляется недостаточными темпами, в связи с чем требуется консолидация усилий органов, входящих в единую систему публичной власти в Российской Федерации, и подведомственных им организаций.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о приоритетных направлениях деятельности Росреестра и развитии национальной системы пространственных данных.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в период осенней сессии 2023 года проект федерального закона № 367889–8 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части совершенствования порядка установления зон с особыми условиями использования территории).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:

меры стимулирования оформления гражданами, организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления прав на созданные здания, сооружения (помещения и машино-места в них);

обязанность застройщиков по подаче в Росреестр заявлений о государственной регистрации прав собственности на жилые помещения, нежилые помещения и машино-места, расположенные в многоквартирных домах, построенных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», после ввода таких домов в эксплуатацию;

повышение эффективности и качества проведения комплексных кадастровых работ, сокращение сроков их проведения, привлечение публично-правовой компании «Роскадастр» к проведению указанных работ за счет средств федерального бюджета при условии согласования планирования таких работ с высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации;

повышение эффективности деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, повышение качества выполнения кадастровых работ и ответственности кадастровых инженеров за их результаты;

обязанность юридических лиц подавать документы для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним только в электронном виде;

установление особенностей признания и действия на территории Российской Федерации документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области, Херсонской области;

дальнейшее совершенствование порядка своевременного государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество при вводе в эксплуатацию многоквартирных домов;

2) рассмотреть возможность установления коэффициента, ограничивающего рост налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, и земельного налога для организаций не более чем на 10 процентов ежегодно, по аналогии с коэффициентом, предусмотренным для исчисления суммы налога на имущество физических лиц и земельного налога для физических лиц;

3) продолжить работу по созданию федеральной государственной информационной системы «Единая цифровая платформа „Национальная система пространственных данных“;

4) обеспечить разработку механизма внесения в ЕГРН записи (отметки) о приобретении жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала в целях защиты жилищных прав несовершеннолетних;

5) рассмотреть вопрос об установлении особенностей осуществления сделок с долями в праве общей собственности на недвижимое имущество между близкими родственниками, в том числе об исключении необходимости нотариального удостоверения таких сделок;

6) рассмотреть возможность создания программы развития группировки космических средств для получения картографической продукции, имеющей высокое пространственное разрешение, в том числе с привлечением внебюджетных средств в сферу космической деятельности;

7) учесть при подготовке проекта положения о подтверждении достоверности пространственных данных и материалов, полученных в результате выполнения геодезических и картографических работ, необходимость такого подтверждения заказчиками и исполнителями этих работ;

8) оказать содействие органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в увеличении количества многофункциональных центров в указанных субъектах Российской Федерации.

4. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации активизировать взаимодействие с региональными органами охраны объектов культурного наследия в целях подготовки документов для постановки на государственный кадастровый учет объектов культурного наследия и внесения в ЕГРН сведений о границах зон охраны этих объектов и границах их территорий, а также о границах территорий объектов археологического наследия.

5. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации принять меры по подготовке документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

6. Рекомендовать Росреестру:

1) обеспечить:

проведение федерального государственного земельного контроля (надзора) с применением новых методов, в том числе с использованием беспилотных гражданских воздушных судов;

разработку информационной системы для реализации субъектами Российской Федерации полномочий в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

2) продолжить работу по противодействию созданию и функционированию «сайтов-двойников» Росреестра в целях защиты персональных данных владельцев объектов недвижимости;

3) разработать и утвердить методику оценки эффективности проведения комплексных кадастровых работ.

7. Рекомендовать Росреестру совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проработать вопрос о применении отечественных технологий и оборудования для осуществления геодезической и картографической деятельности.

8. Рекомендовать Росреестру совместно с Министерством просвещения Российской Федерации рассмотреть вопрос об обеспечении надлежащего уровня качества и достоверности картографической продукции, используемой в образовательной деятельности, в том числе материалов, содержащихся в учебниках, учебных пособиях.

9. Рекомендовать Росреестру совместно с Федеральной налоговой службой рассмотреть возможность выявления сделок по реализации объектов недвижимости по ценам ниже рыночной стоимости для уменьшения налоговой базы.

10. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) активизировать работу по подготовке и направлению в Росреестр документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов и территориальных зон;

2) обеспечить более широкое применение механизма проведения комплексных кадастровых работ, в том числе выступая в качестве заказчика таких работ, предусматривая необходимые для их финансирования средства в бюджетах субъектов Российской Федерации;

3) обеспечить:

принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия размещения линий, сооружений связи, иных линейных объектов в соответствии с пунктом 3 статьи 3936 Земельного кодекса Российской Федерации;

увеличение объемов и темпов выполнения картографических работ для государственных и муниципальных нужд;

осуществление в полном объеме государственной регистрации прав на объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации;

использование сведений единой электронной картографической основы в государственных информационных ресурсах.

11. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить неукоснительное соблюдение требования о направлении в Росреестр решений (актов) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих решений (актов) согласно пункту 25 части 1 и части 20 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

12. Рекомендовать органам местного самоуправления:

1) активизировать работу по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного и выморочного имущества;

2) обеспечить в полном объеме осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности.

13. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2024 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

14. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период осенней сессии 2024 года о ходе реализации настоящего постановления.

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

16. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
8 ноября 2023 года
№ 643-СФ