Документы

Постановление

О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

Заслушав информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов разработан в условиях возвращения российской экономики к долгосрочному экономическому росту за счет ее структурной трансформации и подготовлен исходя из целевых показателей и задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (далее – Указ).

Перспективы национальной экономики рассматриваются в условиях сохранения антироссийской санкционной политики, фрагментации мировой торговли и замедления экономик государств из числа стратегических партнеров Российской Федерации. Основные внутренние риски связаны с исчерпанием производственных мощностей и рабочей силы, несмотря на приток трудовых мигрантов.

Прогнозируется ускорение темпов роста валового внутреннего продукта с 2,5 процента в 2025 году до 2,6 процента в 2026 году и 2,8 процента в 2027 году. Основным драйвером роста выступит удовлетворение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса путем реализации новых национальных проектов, увеличения реальных располагаемых денежных доходов населения средним темпом 4,7 процента в год и последовательного достижения целевых показателей, установленных Указом. В прогнозе заложены сохранение низкого уровня безработицы и обеспечение роста производительности труда посредством использования современных технологий интенсификации производственных процессов в промышленности. При этом с 2026 года прогнозируется снижение инфляции до 4 процентов под влиянием жесткой денежно-кредитной политики в сочетании с нормализацией бюджетной политики. Снижению инфляционного давления будет способствовать увеличение производственных возможностей за счет высокой инвестиционной активности, в том числе поддержанной со стороны государства стимулированием приоритетных отраслей и направлений экономики. После замедления темпов роста инвестиционной активности до 2,1 процента в 2025 году на фоне эффектов от применения жестких мер денежно-кредитной политики и повышения уровня корпоративного налогообложения прогнозируется выход на темпы роста инвестиционной активности до 3,0 процента в 2026 году и 3,3 процента в 2027 году.

Целью Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации является проведение политики, направленной на формирование самодостаточной модели развития экономики, базирующейся на бюджетном стимулировании и частной инициативе, для достижения целевых показателей, установленных Указом.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра экономического развития Российской Федерации о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить рассмотрение в период осенней сессии 2024 года следующих проектов федеральных законов:

№ 140808–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О концессионных соглашениях“ (в части установления равного доступа заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора);

№ 630715–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“ (в части уточнения порядка организации и проведения государственного и муниципального контроля (надзора);

№ 632206–8 «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

№ 674018–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ (в части установления законодательных основ обязательной классификации объектов классификации в сфере туристской деятельности);

№ 699828–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О концессионных соглашениях“ (в части заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ с добросовестными концессионерами без проведения конкурсных процедур);

№ 728319–8 «О внесении изменений в статьи 33 и 45 Федерального закона „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить укрепление экономической базы для успешного завершения специальной военной операции как основного условия реализации долгосрочных планов развития Российской Федерации;

2) обеспечить утверждение в декабре 2024 года стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года;

3) предусмотреть в необходимом объеме бюджетные ассигнования на реализацию программы льготного кредитования, направленной на развитие туристической инфраструктуры в Российской Федерации;

4) обеспечить приоритетное финансирование расходов на реализацию государственной технологической политики и национальных проектов по обеспечению технологического лидерства для достижения национальной цели «Технологическое лидерство», предусмотренной Указом;

5) продолжить работу по корректировке действующих мер государственной поддержки малых технологических компаний, а также по расширению таких мер;

6) рассмотреть вопрос о разработке мер стимулирования в целях дальнейшего развития венчурного рынка;

7) учесть в рамках формирования новых национальных проектов потребности экономик субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях обеспечения опережающего социально-экономического развития этих субъектов Российской Федерации с доведением показателей их социально-экономического развития до среднероссийского уровня;

8) учитывать в рамках проведения оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета, влияние таких инвестиционных проектов на сбалансированное развитие территорий в части их наличия в утвержденных (согласованных) схемах территориального планирования и вклада в социально-экономическое развитие опорных населенных пунктов;

9) рассмотреть вопрос о предоставлении отечественным производителям высоколокализованных автомобилей отсрочки по уплате утилизационного сбора на период до декабря 2025 года в целях обеспечения их необходимыми оборотными средствами;

10) рассмотреть вопрос о публикации в открытом доступе информации об обязательствах, принятых на себя автопроизводителями в соответствии со специальными инвестиционными контрактами, по ежегодным объемам инвестиций, ежегодным объемам производства автомобилей, уровню локализации продукции в баллах в целях обеспечения прозрачности деятельности российских автопроизводителей, а также отчетности перед государством по указанным обязательствам;

11) рассмотреть вопрос о снятии ограничения по передаче резидентами особой экономической зоны арендных прав на предоставленные им земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в залог;

12) обеспечить включение целевых показателей стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года в прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

13) обеспечить синхронизацию показателей, используемых для расчета рейтинга субъектов Российской Федерации по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности, с показателями национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, формируемого автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;

14) проработать вопрос о внесении изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации в части совершенствования механизма реализации установленных для дотационных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ограничений в отношении ежегодного объема расходов бюджета на исполнение обязательств по концессионным соглашениям, соглашениям о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, договорам финансовой аренды (лизинга);

15) обеспечить в период осенней сессии 2024 года внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакета проектов федеральных законов, направленных на формирование условий деятельности агрегаторов информации о товарах (услугах), в целях регулирования электронной торговли в Российской Федерации;

16) рассмотреть возможность приоритетного финансирования мероприятий по восстановлению объектов культурного наследия религиозного назначения в рамках формируемой программы сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации на период до 2045 года, а также выделения дополнительных бюджетных ассигнований на приведение в надлежащее состояние объектов недвижимости, закрепленных за организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

17) проработать вопрос о создании системы мер экономического характера, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности по восстановлению объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации:

1) обеспечить синхронизацию мер государственной поддержки проектов, соответствующих требованиям таксономии проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, с регуляторными мерами Центрального банка Российской Федерации;

2) проработать вопрос о дополнительном стимулировании развития синдицированного кредитования в целях финансирования ключевых федеральных и региональных инфраструктурных проектов;

3) разработать меры по стимулированию дальнейшего развития программы долгосрочных сбережений граждан и долевого страхования жизни в целях привлечения «длинных денег» в экономику.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) ускорить рассмотрение на заседании подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции вопроса о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 2068 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» в части установления нулевой ставки вывозной таможенной пошлины в отношении пиломатериалов из хвойных пород древесины влажностью более 22 процентов (за исключением бруса толщиной не менее 100 мм и шириной не менее 100 мм) на срок не менее одного года;

2) обеспечить совершенствование процесса долгосрочного социально-экономического прогнозирования, осуществляемого субъектами Российской Федерации, в целях дальнейшей гармонизации показателей таких прогнозов и целевых показателей, установленных Указом;

3) обеспечить разработку методических рекомендаций по расчету показателей, используемых при среднесрочном прогнозировании фонда оплаты труда, численности занятых в экономике и среднемесячной заработной платы для субъектов Российской Федерации.

6. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации предусмотреть в федеральном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разрабатываемого национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» финансирование мероприятий, направленных на:

оказание в субъектах Российской Федерации услуг и сервисов субъектам малого и среднего предпринимательства в центрах «Мой бизнес»;

поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, оказываемую с использованием биржевых и иных альтернативных инструментов;

поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства, размещающих акции на фондовой бирже, а также растущих компаний, осуществляющих первичное размещение акций на фондовой бирже, в целях обеспечения роста капитализации фондового рынка.

7. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной налоговой службой обеспечить до 1 января 2025 года проведение информационно-консультационной и разъяснительной работы в целях предотвращения злоупотреблений путем дробления бизнеса в связи с вступлением в силу с 1 января 2025 года норм Федерального закона от 12 июля 2024 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающих расширение применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения и одновременного признания таких налогоплательщиков плательщиками налога на добавленную стоимость.

8. Рекомендовать высшим исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации завершить работу по формированию региональных планов по адаптации к изменениям климата и энергопереходу и проинформировать Министерство экономического развития Российской Федерации.

9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

10. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2025 года о реализации настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
9 октября 2024 года
№ 409-СФ