Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Патрушева о цифровой трансформации сферы природопользования и агропромышленного комплекса, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определены национальные цели развития Российской Федерации, в том числе цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
В качестве одного из целевых показателей, характеризующих указанную национальную цель, установлено достижение к 2030 году «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики.
Основными инструментами выполнения этого целевого показателя являются обеспечение ключевых отраслей экономики преимущественно отечественным программным обеспечением, цифровизация внутриорганизационных процессов за счет использования типовых облачных решений и цифровых платформ, обучение кадров применению цифровых технологий и автоматизации деятельности посредством технологий искусственного интеллекта.
Особое внимание следует обратить на решение ряда системных проблем, замедляющих цифровую трансформацию сферы природопользования и агропромышленного комплекса.
Среди них нехватка финансовых ресурсов в большей степени у малых форм хозяйствования, ограниченный доступ к услугам мобильной связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сельской местности, дефицит специалистов по программированию, обработке больших данных, эксплуатации и обслуживанию информационной инфраструктуры.
С расширением применения цифровых технологий возрастает риск кибератак, что требует усиления мер по защите информации.
Актуальными остаются вопросы совершенствования законодательства в области применения цифровых технологий, прежде всего беспилотной сельскохозяйственной техники и роботизированных систем, использования больших данных и технологий искусственного интеллекта.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Патрушева о цифровой трансформации сферы природопользования и агропромышленного комплекса.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в период весенней сессии 2025 года проект федерального закона № 160152–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“ (в части совместного использования радиочастотного спектра и средств связи операторами подвижной радиотелефонной связи).
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность:
расширения мер государственной поддержки, направленных на обеспечение полного цикла производства сельскохозяйственной продукции с применением беспилотной сельскохозяйственной техники, включая беспилотные воздушные суда, роботизированные системы, управляемые на базе технологий искусственного интеллекта и компьютерного зрения;
подготовки плана мероприятий (»дорожной карты») по стимулированию спроса на беспилотную сельскохозяйственную технику, а также по поддержке разработчиков и производителей такой техники;
разработки дополнительных мер государственной поддержки специалистов в сфере информационных технологий, в том числе информационной безопасности, проживающих в сельской местности и работающих на предприятиях, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции;
включения в федеральный проект «Искусственный интеллект» национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» мероприятия по подготовке специалистов в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности;
законодательного закрепления использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, федерального государственного охотничьего контроля (надзора), федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними, федерального государственного земельного контроля (надзора);
выделения дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по переводу в цифровой формат геологических данных, представленных на бумажном носителе, а также по внедрению в геологической отрасли методов цифрового анализа и цифровой обработки данных, осуществляемых с помощью технологий искусственного интеллекта;
2) рассмотреть вопросы:
о создании единой федеральной базы данных по учету домашних животных;
о создании комплексной системы мониторинга состояния многолетней (вечной) мерзлоты, включая геотехнический мониторинг;
3) проработать вопросы:
о внесении изменений в Правила предоставления сведений о соблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, указанным в части 1 статьи 293 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которому принадлежит на праве собственности или на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) производственный объект, предназначенный для производства рыбной продукции и построенный на территории Российской Федерации, особого условия договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 337 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», и Правила расчета объема производства рыбной продукции с учетом коэффициентов производства рыбной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2023 года № 1853, в части освобождения рыбоперерабатывающих предприятий от штрафных санкций за несоблюдение особого условия договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 337 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в первый год после ввода в эксплуатацию завода, построенного при выполнении программы обновления флота и производственных мощностей в рамках инвестиционных квот;
об увеличении до 70 процентов размера возмещаемой части затрат получателей средств на реализацию проектов мелиорации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития для предотвращения сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, а также защиты сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;
о предоставлении в необходимых объемах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия на софинансирование мероприятий по разработке документов стратегического планирования развития сельского хозяйства;
о включении в федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов информации, представляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в том числе в целях реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» национального проекта «Экологическое благополучие»;
об использовании информации, содержащейся в государственных информационных системах, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, а также при декларировании их соответствия.
4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
1) проработать вопрос о стимулировании использования сельскохозяйственными товаропроизводителями российских ИТ-решений, в том числе разработанных индустриальными центрами компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, а также подготовить предложения о порядке проведения региональными органами управления агропромышленным комплексом оценки потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в ресурсном обеспечении для достижения ими «цифровой зрелости»;
2) ускорить разработку единой цифровой платформы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в целях взаимной интеграции информационных систем Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти для обеспечения сквозных потоков унифицированных и верифицированных данных, а также для упрощения работы сельскохозяйственных товаропроизводителей с указанными информационными системами.
5. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть возможность включения показателей по объемам производства и реализации продукции агропромышленного комплекса, в том числе показателей по обеспечению информационной безопасности в агропромышленном комплексе, в стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления субъектов Российской Федерации.
6. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть возможность создания и ведения перечня производителей шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец, предприятий по первичной обработке шерсти и предприятий легкой промышленности на базе цифровой платформы «Свое фермерство», разработанной акционерным обществом «Российский Сельскохозяйственный банк».
7. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации обеспечить до 31 декабря 2027 года реконструкцию общежития № 1 и до 31 декабря 2026 года капитальный ремонт общежития № 4 федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный аграрный университет„.
8. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр „Курчатовский институт“ (НИЦ «Курчатовский институт») проработать вопросы:
о внедрении инструментов и технологий сбора, обработки и анализа данных в области животноводства, разработанных НИЦ «Курчатовский институт» в рамках реализации проекта по формированию системы оценки поголовья сельскохозяйственных животных, в деятельность предприятий по воспроизводству племенного стада в целях повышения экономической эффективности производства животноводческой продукции, а также улучшения генетического потенциала племенного поголовья;
об обеспечении интеграции информационных ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с разрабатываемой государственной информационной системой в области генетической информации «Национальная база генетической информации» в части размещения данных, применяемых в агропромышленном комплексе, в целях повышения эффективности их использования;
о признании земель или земельного участка виноградопригодными землями на основании сформированных НИЦ «Курчатовский институт» карт почвенно-климатических зон, на территориях которых расположены виноградники, в целях повышения экономической эффективности виноградарства и виноделия в Российской Федерации.
9. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1) подготовить совместно с публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» нормативные правовые акты, предусматривающие закрепление требования об оснащении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов средствами фото- и видеофиксации с возможностью передачи информации в федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов в целях организации автоматизированного контроля за качеством предоставляемых услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
2) проработать вопрос о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты в части закрепления требований к оформлению охотничьего билета, выдаваемого на бумажном носителе (размер, цвет, наличие печати органа государственной власти, уполномоченного на выдачу охотничьего билета);
3) проработать вопрос о создании цифровой вертикали экологического мониторинга, обеспечив разработку типовой архитектуры региональных информационных систем состояния окружающей среды в целях автоматизированной передачи данных в федеральную государственную информационную систему состояния окружающей среды.
10. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Федеральным казначейством, Федеральным агентством водных ресурсов проработать вопрос о проведении аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в электронном виде.
11. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
1) продолжить работу по реализации Федерального закона от 4 августа 2023 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания и развития инфраструктуры связи на сельских территориях и землях сельскохозяйственного назначения;
2) рассмотреть возможность:
включения в число обязательных показателей «цифровой зрелости» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предусмотренных Методикой расчета целевого показателя «Достижение „цифровой зрелости“ ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» для субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 600, показателя «Агропромышленный комплекс»;
включения в программы по устранению цифрового неравенства населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек, расположенных на сельских территориях;
установления для операторов связи обязанности оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи стандарта LTE жителям населенных пунктов с численностью населения более 250 человек, на территориях которых осуществляется сельскохозяйственное производство.
12. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства обеспечить бесперебойную работу федеральной государственной информационной системы лесного комплекса.
13. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить организацию производства беспилотной сельскохозяйственной техники, включая беспилотные летательные аппараты, роботизированных систем, управляемых на базе технологий искусственного интеллекта и компьютерного зрения, а также оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, на котором может применяться отечественное программное обеспечение.
14. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
1) принять меры:
по разработке образовательных программ дополнительного образования, направленных на формирование цифровых компетенций, в том числе в сферах применения технологий интернета вещей, технологий точного земледелия и технологий искусственного интеллекта, управления беспилотными летательными аппаратами, роботизации производства, обработки данных дистанционного зондирования Земли из космоса, анализа больших данных, создания цифровых решений для сельского хозяйства;
по включению в профессиональные образовательные программы высшего образования направлений подготовки, предусматривающих освоение цифровых компетенций в агропромышленном комплексе, а также по обеспечению целевого набора абитуриентов на указанные направления подготовки;
по включению в профильные образовательные программы высшего образования специальности «Оператор сельскохозяйственного беспилотного летательного аппарата»;
2) рассмотреть возможность:
создания центров компетенций по развитию и внедрению цифровых технологий в сельском хозяйстве (инновационно-технологических центров) на базе научно-исследовательских организаций и образовательных организаций высшего образования;
проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по применению беспилотных летательных аппаратов в сельском хозяйстве, внедрению когнитивных систем широкополосного беспроводного доступа на сельских территориях, созданию информационной системы учета и контроля за ходом сельскохозяйственных работ, использованию цифровых технологий в селекции сельскохозяйственных культур и племенном животноводстве, разработке информационных технологий для анализа, прогнозирования отраслевых показателей и управления агропромышленным комплексом на федеральном уровне, включая разработку экономико-математических моделей территориального размещения сельского хозяйства с учетом почвенного, биоклиматического и социально-экономического потенциала субъектов Российской Федерации, прогнозированию агропродовольственных рынков, оценке реализации государственной аграрной политики в части развития отраслей агропромышленного комплекса в условиях глобального изменения климата;
3) обеспечить в 2025 году разработку и внедрение государственной информационной системы в области генетической информации «Национальная база генетической информации».
15. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации совместно с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» обеспечить увеличение объемов перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом через государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан.
16. Рекомендовать Федеральной антимонопольной службе совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, предусматривающих снижение размера платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при установлении тарифов в отношении объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, не оборудованных средствами измерения массы и не обеспечивающих передачу данных о результатах взвешивания отходов в федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов в автоматическом режиме с использованием средств телеметрии.
17. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства:
1) доработать функционал федеральной государственной информационной системы лесного комплекса в части совершенствования алгоритмов внесения в качестве основания для использования лесных участков решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении сервитута и загрузки актуальных материалов лесоустройства с возможностью просмотра архивных данных;
2) обеспечить в рамках развития федеральной государственной информационной системы лесного комплекса:
интеграцию федеральной государственной информационной системы «Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров» и региональных систем контроля лесопожарной обстановки в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса;
развитие программной и аппаратной частей модуля грозопеленгации федеральной государственной информационной системы «Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров».
18. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства совместно с Министерством финансов Российской Федерации обеспечить получение актуальных сведений о лесах по итогам проведения мероприятий по лесоустройству и размещение этих сведений в федеральной государственной информационной системе лесного комплекса, предусмотрев необходимое финансирование.
19. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере природопользования обеспечить развитие информационных систем в части автоматизации учета плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду.
20. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) направить в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предложения о мерах государственной поддержки цифровой трансформации сельскохозяйственных товаропроизводителей для достижения ими «цифровой зрелости»;
2) рассмотреть возможность разработки нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, направленных на стимулирование внедрения цифровых технологий в отраслях агропромышленного комплекса;
3) обеспечить полноту сведений, подлежащих внесению органами государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральную государственную информационную систему «Автоматизированная система лицензирования недропользования», о лицензиях на пользование недрами, выданных до 1 января 2022 года, в том числе в связи с их переоформлением, а также аннулированных ранее;
4) представить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не позднее 1 июня 2025 года предложения по развитию государственной информационной системы управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов с учетом региональной специфики;
5) обеспечить не позднее 1 декабря 2025 года заполнение государственного охотхозяйственного реестра и иных реестров государственной информационной системы управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
6) создать региональную информационную систему мониторинга состояния окружающей среды на основе типовой архитектуры региональных информационных систем состояния окружающей среды, разработанной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в целях обработки и передачи данных постов территориальной наблюдательной сети мониторинга состояния окружающей среды в федеральную государственную информационную систему состояния окружающей среды;
7) предусмотреть в рамках реализации государственных программ субъекта Российской Федерации мероприятия по обеспечению автоматизированными стационарными постами мониторинга загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов с численностью населения более 50 тысяч человек в приоритетном порядке;
8) завершить до 21 апреля 2025 года загрузку в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса ретроспективных данных государственного лесного реестра;
9) обеспечить развитие территориальной сети мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и ее интеграцию в государственную наблюдательную сеть Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
21. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
22. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату в период осенней сессии 2025 года о реализации настоящего постановления.
23. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
24. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
27 марта 2025 года
№ 70-СФ