Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2024 году, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) отмечает следующее.
Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в 2024 году проведено 235 контрольных и 60 экспертно-аналитических мероприятий, а также 44 иных мероприятия, в том числе по оперативному анализу исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
По поручениям Совета Федерации и обращениям сенаторов Российской Федерации проведено 55 мероприятий. Осуществлено 16 совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий: 9 мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и 7 мероприятий с высшими органами государственного аудита (контроля) иностранных государств.
В 2024 году Счетной палатой в ходе осуществления внешнего государственного аудита было выявлено 4706 нарушений и недостатков на сумму 1154,9 млрд рублей. Большая часть этой суммы (808,5 млрд рублей), как и в предыдущие годы, связана с нарушениями, допущенными в ходе ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.
В ходе мероприятий по проверке формирования и исполнения федерального бюджета выявлено 1597 нарушений. По результатам проверок исполнения федерального бюджета выявлены нарушения на сумму 153 млрд рублей, в том числе нарушения при предоставлении и использовании субсидий и грантов в форме субсидий юридическим лицам на сумму 9,7 млрд рублей, нарушения при предоставлении и использовании межбюджетных трансфертов на сумму 2,4 млрд рублей.
Установлены 33 факта, связанные с неэффективным использованием средств федерального бюджета и иных ресурсов, на общую сумму 12,7 млрд рублей.
Значительная часть выявленных нарушений (681 нарушение на сумму 3,7 млрд рублей) допущена при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и закупок отдельными видами юридических лиц. В ходе проверок реализации соглашений о разделе продукции выявлено 4 нарушения на сумму 3,5 млрд рублей.
Экономический эффект от деятельности Счетной палаты, рассчитанный по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, составил в 2024 году 148,9 млрд рублей, в том числе Счетной палатой был обеспечен возврат средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Союзного государства в размере 95,9 млрд рублей.
Была проведена экспертиза 1660 проектов нормативных правовых актов.
По итогам проведения мероприятий Счетной палатой направлено руководителям объектов аудита (контроля) 228 представлений, 11 предписаний, 332 информационных письма и 605 предложений (рекомендаций), в том числе 162 приоритетных предложения (рекомендации).
В правоохранительные органы направлено 74 материала, из них в Генеральную прокуратуру Российской Федерации – 50 материалов.
По результатам проведения контрольных мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечены 138 должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Проведенные Счетной палатой в 2024 году контрольные, экспертно-аналитические и иные мероприятия позволили выявить ключевые проблемы социально-экономического развития Российской Федерации и резервы повышения эффективности управления государственными ресурсами.
По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2024 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2024 году.
2. Признать работу Счетной палаты удовлетворительной.
3. Рекомендовать Счетной палате:
1) осуществлять контроль за использованием федеральных и иных ресурсов для достижения национальных целей развития Российской Федерации;
2) обеспечить аудит формирования федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов Союзного государства и Евразийского экономического союза и контроль за их исполнением;
3) уделять особое внимание реализации мер по возврату средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по итогам рассмотрения требований и предложений (рекомендаций) Счетной палаты;
4) осуществлять мониторинг:
реализации национальных (федеральных) проектов, в том числе с учетом использования при их реализации продукции отечественного производства;
состояния внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
формирования и использования средств Фонда национального благосостояния, а также управления этими средствами;
исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
5) включить в план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2026 год мероприятия:
по анализу и мониторингу хода эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»;
по анализу результатов проведения мероприятий по стимулированию жилищного строительства, а также применения механизмов улучшения жилищных условий молодых семей и семей с детьми;
по аудиту реализации мер государственной поддержки инвестиционных проектов на региональном уровне;
6) продолжить работу по проведению экспертизы нормативных правовых актов по вопросам обеспечения социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц и меры поддержки семей участников специальной военной операции;
7) провести проверку расчета прогноза потребности в лекарственном обеспечении льготных категорий граждан;
8) провести проверку обоснованности:
распределения объемов медицинской помощи и их финансового обеспечения в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
применения коэффициентов уровня медицинской организации и сложности лечения пациента при расчете стоимости лечения;
9) продолжить проведение анализа причин возникновения нарушений и недостатков системного характера, выявленных Счетной палатой в ходе проведения мероприятий;
10) продолжить работу по совершенствованию системы управления качеством мероприятий, проводимых Счетной палатой;
11) расширить применение индикаторов коррупционных рисков в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
12) принять меры по совершенствованию инструментов анализа данных при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
13) проанализировать причины невыполнения предложений (рекомендаций) Счетной палаты, находящихся длительное время на контроле;
14) направлять ежеквартально в Совет Федерации информацию о находящихся на контроле приоритетных предложениях (рекомендациях) Счетной палаты в разрезе объектов контроля;
15) продолжить реализацию мероприятий, направленных на создание Единой цифровой платформы «Цифровой аудит» Счетной палаты Российской Федерации;
16) продолжить оказание помощи контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации в целях дальнейшего развития потенциала внешнего государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации;
17) оказывать помощь контрольно-счетным органам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по актуальным вопросам внешнего государственного финансового контроля;
18) расширить в 2026 году практику проведения совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации в рамках мониторинга реализации национальных (федеральных) проектов;
19) подвести итоги проведенных Счетной палатой внешних ревизий международных организаций;
20) рассмотреть возможность продвижения передового опыта Счетной палаты и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в сфере государственного аудита посредством проведения мероприятий по профессиональному развитию для представителей высших органов государственного аудита (контроля) иностранных государств.
4. Направить настоящее постановление в Счетную палату.
5. Счетной палате проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2025 году о ходе реализации настоящего постановления.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
27 марта 2025 года
№ 71-СФ