Документы

Постановление

О докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2024 год

Заслушав в соответствии с пунктом «м» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2024 год, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2024 год.

2. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

продолжить осуществление надзора за обеспечением законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на уровне, гарантирующем выполнение возложенных задач в ходе проведения специальной военной операции; особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при осуществлении мер, направленных на поддержание боевой готовности, а также вопросам оснащения войск современным вооружением, военной и специальной техникой, совершенствования военной инфраструктуры, технического перевооружения производственных мощностей промышленных предприятий в целях наращивания темпов выпуска вооружения, военной, специальной техники и средств поражения, недопущения срыва их поставок, вопросам ценообразования на продукцию, поставляемую для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, соблюдения трудовых и иных социальных прав работников организаций оборонно-промышленного комплекса;

обеспечить защиту социальных прав и гарантий участников боевых действий, а также членов их семей;

обратить особое внимание на соблюдение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов промышленного, топливно-энергетического, транспортного комплексов, включая защиту от угроз совершения или совершения актов незаконного вмешательства на указанных объектах, в том числе с применением беспилотных аппаратов;

организовать системный надзор за исполнением законодательства при реализации национальных проектов и иных социально значимых программ, в том числе предусмотренных Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года, сформированным Правительством Российской Федерации, обратив особое внимание на правомерность и целевое расходование бюджетных средств;

продолжить надзор за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, в том числе в целях предотвращения необоснованного проведения неконкурентных закупок;

обеспечить эффективную защиту национальных интересов в гражданских и арбитражных делах, пресекать попытки использования судебных процедур для обхода контрсанкций и посягательств резидентов иностранных государств на экономический суверенитет Российской Федерации вплоть до принятия ответных мер на незаконное изъятие российских активов за рубежом;

осуществлять постоянный надзор в сферах разграничения государственного и муниципального имущества в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области, а также интеграции предприятий указанных субъектов Российской Федерации в экономику страны;

обеспечить надзор за соблюдением трудовых прав граждан, обратив особое внимание на своевременность выплаты заработной платы работникам организаций, осуществляющих деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

обеспечить реализацию надзорных мероприятий в сфере соблюдения социальных прав граждан, покинувших приграничные территории субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции, обратив особое внимание на защиту интересов семей, имеющих детей;

повышать уровень надзорной деятельности по вопросам кадровой обеспеченности медицинских организаций, а также при строительстве и ремонте объектов здравоохранения;

обеспечить эффективный надзор в сфере лекарственного обеспечения граждан, а также надзор за соблюдением прав детей на получение паллиативной медицинской помощи, обратив внимание на достаточность и своевременность финансирования такой помощи, соответствие объемов, установленных территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, требованиям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования;

продолжить надзорные мероприятия в целях надлежащего коммунального обслуживания населения, недопущения нарушений прав граждан в указанной сфере;

придавать первостепенное значение вопросам исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обязанности по передаче объектов электросетевого хозяйства в безвозмездное владение и пользование системообразующим территориальным сетевым организациям или территориальным сетевым организациям, выполнению программ модернизации коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обеспечению своевременного погашения задолженности за поставленные ресурсы;

принять дополнительные меры по защите интересов граждан – участников долевого строительства, завершению застройщиками строительства проблемных объектов;

обеспечить ежедневный мониторинг формирования цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, принимать меры по недопущению необоснованного завышения стоимости товаров производителями, посредниками и продавцами;

принимать меры прокурорского реагирования для минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных негативным воздействием вод, ненадлежащей эксплуатацией гидротехнических и очистных сооружений, объектов транспортной инфраструктуры, оценивать законность действий (бездействия) должностных лиц органов, уполномоченных в области лесных отношений, лесного хозяйства при предупреждении и ликвидации лесных пожаров;

обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

сосредоточить усилия на реализации надзорных мероприятий, направленных на защиту прав несовершеннолетних в сфере образования; особое внимание уделять вопросам соблюдения прав обучающихся при переходе на обучение по образовательным программам среднего общего образования, надлежащего материально-технического обеспечения и оснащения образовательных организаций, эффективного расходования бюджетных средств, выделенных на ремонт и строительство дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций;

проводить на системной основе проверки исполнения законодательства об эксплуатации объектов железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта;

продолжить осуществление надзора за соблюдением требований законодательства при строительстве, реконструкции и ремонте, эксплуатации объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, в том числе при расходовании выделенных на эти цели бюджетных средств, уделив особое внимание соблюдению законности при организации и развитии системы платных автомобильных дорог и предоставлении пользователям услуг;

продолжить надзор за реализацией контролирующими органами риск-ориентированного подхода, соблюдением требований Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, пресечением избыточного административного давления на предпринимательское сообщество, устранением административных барьеров, препятствующих формированию благоприятного делового и инвестиционного климата;

продолжить работу по защите государственных интересов, связанных с обеспечением полноты и своевременности взыскания таможенных платежей, соблюдением установленных запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, недопущением незаконного оборота лесоматериалов и водных биологических ресурсов, целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых для обустройства и функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

продолжить реализацию комплекса мероприятий, направленных на совершенствование работы правоохранительных и контролирующих органов по выявлению, пресечению, расследованию, профилактике преступлений и иных правонарушений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства;

провести совместно с заинтересованными государственными органами и организациями комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий и методов социальной инженерии; уделить особое внимание соблюдению требований законодательства при обеспечении защиты информации, в том числе в информационных системах;

осуществлять на систематической основе надзорные мероприятия в сфере соблюдения законодательства об исполнительном производстве, прежде всего при совершении исполнительных действий по исполнительным производствам, которые представляют особую социальную значимость и (или) участниками которых являются социально уязвимые категории граждан, военнослужащие, мобилизованные лица и члены их семей, а также по исполнительным производствам о взысканиях, связанных с актами коррупции (возмещение ущерба, обращение в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, в отношении которых не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, и другие);

продолжить реализацию мероприятий, направленных на профилактику подростковой преступности, обращая особое внимание на вопросы вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, использованием информационно-коммуникационных технологий, а также преступлений террористической и экстремистской направленности;

проанализировать работу уполномоченных органов по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлениями, и применению меры уголовно-правового характера в виде конфискации имущества, обратив внимание на совершенствование механизмов конфискации транспортных средств;

продолжить деятельность по защите интересов Российской Федерации в вопросе о возврате из‑за рубежа активов, полученных в результате совершения преступлений и иных правонарушений, в том числе на площадках Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза, БРИКС, «Группы двадцати»;

усилить прокурорский надзор в сферах обеспечения правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания, режима, воспитательной и профилактической работы при содержании лидеров преступной среды и осужденных, совершивших преступления террористического характера и экстремистской направленности; уделять особое внимание соблюдению прав изолированных от общества граждан на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи, а также их трудовых прав;

продолжить реализацию мероприятий, направленных на профилактику рецидивной преступности лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, отбывающих наказание в исправительных центрах и находящихся под административным надзором.

3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 838583–8 «О внесении изменений в статью 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (об уточнении порядка передачи материалов уголовного дела в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о направлении их в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования).

4. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2026 года о реализации настоящего постановления.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
16 апреля 2025 года
№ 123-СФ