Рассмотрев в рамках Дней Пермского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 31 марта, 1–2 апреля 2025 года, вопросы социально-экономического развития Пермского края, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Пермский край является крупным промышленным регионом, занимает лидирующие позиции в российском производстве авиационных и ракетных двигателей, топливной аппаратуры и электроники. В крае сосредоточены высокотехнологичные производства уникальных разновидностей химической продукции, нефтепромыслового и газоперекачивающего оборудования.
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 года № 4146-р, основными направлениями развития Приволжского федерального округа являются, в частности, развитие сельскохозяйственного и пищевого машиностроения, автомобиле-, авиа- и судостроения, а также химической промышленности и производства нефтепродуктов, в том числе за счет развития промышленных кластеров, развитие научно-инновационного потенциала округа с учетом потребности в квалифицированных кадрах на предприятиях.
Пермский край имеет выгодное экономико-географическое положение. Сложившиеся и развивающиеся транспортные коридоры (автомобильные дороги федерального значения, трансконтинентальные железнодорожные магистрали) позволяют региону встраиваться в систему экономических связей со многими субъектами Российской Федерации, а также со странами Евразии.
Вместе с тем существует ряд факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Пермского края.
В связи с высокой загруженностью автомобильных дорог необходимо принятие дополнительных мер, направленных на реализацию транспортно-логистического потенциала региона. Для дальнейшего развития Пермской городской агломерации важно создание новых объектов транспортной инфраструктуры.
Требуется модернизация материально-технической базы учреждений образования и культуры, проведение капитального ремонта зданий, находящихся в федеральной собственности.
В субъекте Российской Федерации стоят задачи ликвидации и (или) рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных в границах земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Для решения указанных проблем необходимо привлечение дополнительных ресурсов, в том числе софинансирование за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть вопрос о включении в перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящий в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2023 года № 267-р, мероприятий по строительству учебно-лабораторного корпуса и физкультурно-оздоровительного комплекса федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»;
2) рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятия по строительству объекта спорта «Многофункциональная спортивная арена» в городе Перми на 10 500 посадочных мест, в целях создания и эксплуатации которого Правительством Пермского края заключено концессионное соглашение;
3) рассмотреть вопрос об увеличении объема бюджетных ассигнований, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящим в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство», на реализацию мероприятия по реконструкции здания Пермского государственного цирка – филиала федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания»;
4) рассмотреть предложения Правительства Пермского края о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года;
5) рассмотреть вопрос о включении в федеральный проект «Генеральная уборка» национального проекта «Экологическое благополучие» мероприятий по ликвидации и (или) рекультивации следующих объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных на территории Пермского края в границах земельных участков, находящихся в федеральной собственности:
земли, загрязненные нефтепродуктами, на территории закрытого административно-территориального образования Звездный (военный городок № 3);
несанкционированная свалка, расположенная в 1,5 км от микрорайона Нижняя Мостовая на территории Орджоникидзевского района города Перми;
6) рассмотреть вопрос о предоставлении в рамках федерального проекта «Вода России» национального проекта «Экологическое благополучие» субсидии из федерального бюджета на реконструкцию очистных сооружений в городе Чайковском;
7) рассмотреть вопрос о включении в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, а также в формируемый план дорожной деятельности на 2026–2030 годы следующих мероприятий:
капитальный ремонт автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа, подъезд к городу Перми на участке км 459+000 – км 469+000;
капитальный ремонт автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа, подъезд к городу Перми на участке км 469+000 – км 473+000, обход города Краснокамска, км 12+450 – км 16+450;
8) рассмотреть при участии акционерного общества «Государственная транспортная лизинговая компания» в рамках инвестиционного проекта «Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта», паспорт которого утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2023 года № 337-р, вопрос о строительстве на отечественном судостроительном предприятии пассажирского судна «Москва 2.0» (1 единица) в целях дальнейшего его приобретения для нужд Пермского края.
2. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации рассмотреть вопрос об источниках финансирования мероприятий по очищению водных объектов от загрязнения изливами шахтных вод на территории Кизеловского угольного бассейна и за его пределами (по результатам инвентаризации источников изливов загрязненных подземных вод и ранжирования их по степени негативного воздействия на окружающую среду).
3. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере природопользования совместно с Правительством Пермского края и при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти провести консультации по вопросам:
о получении новых заключений государственной экологической экспертизы проектной документации по следующим объектам, расположенным на территории Пермского края в границах земельных участков, находящихся в федеральной собственности (в целях их включения в федеральный проект «Генеральная уборка» национального проекта «Экологическое благополучие»): накопитель производственных и бытовых отходов в городе Березники; шламонакопитель № 4 в городе Березники; шлаковый отвал в водоохранной зоне Лысьвенского водохранилища;
о подготовке проектно-сметной документации в отношении следующих объектов: земли, загрязненные нефтепродуктами, на территории закрытого административно-территориального образования Звездный (военный городок № 1); несанкционированная свалка в городе Чайковском; короотвал в городе Краснокамске.
4. Рекомендовать открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» при участии Правительства Пермского края проработать вопросы:
о проектировании и строительстве объекта «Транспортно-пересадочный узел на базе железнодорожного вокзала Пермь-II»;
о реализации мероприятий проекта «Компактный город», обеспечивающего интеграцию пригородного железнодорожного транспорта в транспортную систему Пермской городской агломерации;
о строительстве объекта «Детская железная дорога» в городе Перми (строительно-монтажные работы по первому и второму этапам; проектно-изыскательские работы по третьему и четвертому этапам) в целях профессиональной ориентации детей и молодежи в области железнодорожного транспорта.
5. Рекомендовать Правительству Пермского края представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения, заявки и финансово-экономические обоснования, необходимые для реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
6. Предложить Правительству Пермского края разработать план мероприятий по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти в целях реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
7. Рекомендовать сенаторам Российской Федерации – представителям от Пермского края:
1) обеспечить в ходе реализации настоящего постановления содействие органам государственной власти Пермского края, в том числе при их взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти;
2) проинформировать Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в ноябре 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в ноябре 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
9. Предложить Правительству Пермского края проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в ноябре 2025 года о ходе реализации настоящего постановления.
10. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в период весенней сессии 2026 года о реализации настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
16 апреля 2025 года
№ 126-СФ