Документы

Постановление

Развитие экономической интеграции в целях формирования Большого Евразийского партнерства

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчука о развитии экономической интеграции в целях формирования Большого Евразийского партнерства, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Развитие многостороннего сотрудничества в рамках Большого Евразийского партнерства – инициативы, предложенной Президентом Российской Федерации, является одной из задач внешней политики Российской Федерации.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 229, реализация этой инициативы предполагается за счет объединения экономических потенциалов государств, региональных организаций и объединений Евразии с опорой на Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайскую организацию сотрудничества и Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, а также посредством сопряжения планов развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь„. При этом ЕАЭС позиционируется как один из экономических центров формирования Большого Евразийского партнерства.

Государствами – членами ЕАЭС ведется работа по расширению режимов свободной торговли. В настоящее время заключены соглашения о зоне свободной торговли с Республикой Сербией, Социалистической Республикой Вьетнам, Исламской Республикой Иран, рассматриваются перспективы подписания аналогичных документов с рядом других стран.

Большое Евразийское партнерство строится на принципах равноправия, открытости и учета экономических интересов друг друга. В основе коллективных усилий лежит стремление содействовать построению полицентричного миропорядка, подразумевающего разноскоростную интеграцию и развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Приоритетом Большого Евразийского партнерства является укрепление транспортной взаимосвязанности России со странами глобального Юга вследствие переориентации торговых и транспортных потоков с Запада на Восток. С учетом транзитного и экономического потенциала Россия может предложить наиболее эффективный и надежный вариант организации транспортно-логистических путей, включая строительство новых автомобильных и железнодорожных магистралей.

Ключевым элементом новой транспортно-логистической архитектуры должен стать международный транспортный коридор «Север – Юг», по которому к 2030 году планируется перевозить до 35 млн тонн грузов в год. Ведется системная работа по развитию инфраструктуры Северного морского пути, модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Важными факторами, способствующими укреплению экономической сопряженности в рамках Большого Евразийского партнерства, являются наращивание межрегионального, в том числе приграничного экономического сотрудничества, увеличение объемов расчетов в национальных валютах, создание независимой от недружественных действий иностранных государств финансовой инфраструктуры.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчука о развитии экономической интеграции в целях формирования Большого Евразийского партнерства.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) способствовать расширению двусторонних межпарламентских контактов в первую очередь с представителями государств – участников Содружества Независимых Государств, членов Шанхайской организации сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии для обсуждения возможностей и преимуществ использования Северного морского пути;

2) развивать межпарламентский диалог на международных площадках в целях продвижения инициативы по формированию Большого Евразийского партнерства.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить скоординированную работу федеральных органов исполнительной власти по разработке механизмов реализации инициативы по формированию Большого Евразийского партнерства, проработать вопрос о механизме осуществления инвестиций в межгосударственные экономические проекты на пространстве Евразии;

2) разработать механизм, предусматривающий участие членов межпарламентских комиссий в работе межправительственных комиссий в рамках формирования Большого Евразийского партнерства;

3) продолжить работу по сопряжению планов развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь»;

4) рассмотреть вопрос о создании Евразийской системы правовой охраны товарных знаков и Евразийской системы правовой охраны полезных моделей в рамках Евразийской патентной организации в целях развития интеграционных процессов на евразийском пространстве;

5) ускорить работу по оценке целесообразности создания Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (от Нижневартовска до Белого Яра, от Таштагола до Урумчи), предусмотренной пунктом 100 плана реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2023 года № 2846-р, в целях создания условий для хозяйственного освоения территорий Севера и Сибири;

6) проработать вопрос о строительстве Северной широтной автомобильной дороги «Пермь – Ивдель – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Томск» в целях расширения возможностей интеграции российского транспортного комплекса в евразийское транспортное пространство посредством транспортного коридора через юг Сибири к странам Центральной и Восточной Азии, развития транзитного потенциала России, стимулирования экспорта транспортных услуг;

7) оценить потенциал реализации инновационного логистического проекта, ориентированного на доставку малогабаритных грузов с использованием беспилотных авиационных систем между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, и при его положительных результатах рассмотреть возможность оказания государственной поддержки в рамках программ научно-технологического развития, развития цифровой экономики и приграничной инфраструктуры;

8) рассмотреть возможность интеграции беспилотного транспорта и логистических систем в транспортно-логистические сети на евразийском пространстве, в том числе в рамках развития электронных платформ и цифровых транспортных коридоров.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации во взаимодействии с правительствами государств – членов ЕАЭС:

1) активизировать работу по реализации на евразийском пространстве кооперационных проектов в области транспорта, энергетики, строительства объектов инфраструктуры, цифрового развития и торговли, агропромышленного комплекса;

2) продолжить работу по формированию общего энергетического рынка государств – членов ЕАЭС;

3) проработать вопрос о возможности применения действующих в рамках ЕАЭС обязательных требований к продукции в странах – потенциальных участниках Большого Евразийского партнерства;

4) принять меры по развитию услуг перестрахования в государствах – членах ЕАЭС для осуществления международных перевозок в целях поддержки экспорта и инвестиций за рубежом.

5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при участии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:

1) продолжить работу по развитию арктического судоходства в акватории Северного морского пути в целях обеспечения бесперебойной поставки российской продукции на внешние рынки;

2) обеспечить строительство судов контейнерного флота и глубоководных морских портов с привлечением ресурсов акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация»;

3) предусмотреть меры государственной поддержки, в том числе в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на реализацию мероприятий по строительству глубоководных морских портов (терминалов), включая порты за пределами территории Российской Федерации, и их сопряжению с международным транспортным коридором «Север – Юг» в целях обеспечения экспортно-импортных потоков в интересах Российской Федерации;

4) предусмотреть меры по открытию морских судоходных линий, обеспечению участия российских компаний в строительстве международной транспортной инфраструктуры, в том числе морских перегрузочных терминалов;

5) принять меры по строительству автомобильных и железнодорожных магистралей на территории Российской Федерации в целях укрепления транспортной связанности Евразии в рамках формирования Большого Евразийского партнерства;

6) сосредоточить усилия на развитии магистральной инфраструктуры, логистических сервисов и услуг Северного морского пути;

7) усилить меры по развитию транспортно-логистической инфраструктуры и терминально-логистических центров на железнодорожных станциях, располагающихся в непосредственной близости к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2026 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по международным делам проинформировать палату в период весенней сессии 2026 года о реализации настоящего постановления.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по международным делам и Комитет Совета Федерации по экономической политике.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
21 мая 2025 года
№ 150-СФ