Документы

Постановление

Роль топливно-энергетического комплекса в достижении национальных целей развития Российской Федерации

Заслушав информацию Министра энергетики Российской Федерации о роли топливно-энергетического комплекса в достижении национальных целей развития Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определены национальные цели развития Российской Федерации, среди которых устойчивая и динамичная экономика, технологическое лидерство, цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы, комфортная и безопасная среда для жизни.

Значимый вклад в обеспечение достижения указанных национальных целей развития вносит топливно-энергетический комплекс (далее – ТЭК), реализация задач функционирования которого осуществляется в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2025 года № 908-р, и комплексными планами развития инфраструктуры отраслей ТЭК.

Целями развития ТЭК на ближайшие годы являются продолжение работы по его адаптации к внутренним и внешним вызовам, доступное гарантированное обеспечение населения и экономики страны продукцией и услугами ТЭК, эффективная реализация экспортного потенциала, повышение конкурентоспособности отраслей ТЭК. Одним из ключевых условий при этом становится укрепление технологического суверенитета.

Вместе с тем для достижения национальных целей развития Российской Федерации предстоит решить задачи развития энергетической инфраструктуры, обеспечения роста инвестиций в отрасли ТЭК, реализации масштабных проектов, направленных на модернизацию ТЭК, повышения доли отечественного оборудования в отраслях ТЭК и их цифровой трансформации.

В связи с этим особого внимания требуют вопросы поддержки угольной промышленности в целях преодоления кризисных явлений в отрасли, таких как падение цен, рост логистических затрат и задолженностей по кредитам. Сложившаяся ситуация оказывает влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, в частности Республики Хакасия и Кемеровской области – Кузбасса.

Следует также ускорить развитие переработки нефти и газа, обеспечение внутреннего рынка достаточным количеством нефтепродуктов по доступным ценам для всех категорий потребителей, продолжить газификацию субъектов Российской Федерации. Актуальными остаются задачи сокращения инвестиционно-строительного цикла в электроэнергетике с учетом необходимости привлечения инвестиций в целях развития электрических сетей и расширения генерирующих мощностей, повышения надежности и качества энергоснабжения потребителей и доступности электросетевой инфраструктуры, а также изменения системы планирования и оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в целях повышения эффективности государственного управления в сфере ТЭК и развития энергосистемы.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра энергетики Российской Федерации о роли топливно-энергетического комплекса в достижении национальных целей развития Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в период осенней сессии 2025 года следующие проекты федеральных законов:

№ 681175–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части правового регулирования статуса газораспределительной организации, а также обеспечения беспрепятственного доступа к местным газораспределительным сетям при осуществлении газораспределительными организациями мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства и газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения);

№ 797061–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению особенностей применения законодательства об электроэнергетике, о теплоснабжении и жилищного законодательства в период введения специальных режимов).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) предусмотреть при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период возможность увеличения объемов финансирования мероприятий, направленных на решение задач в рамках национального проекта «Новые атомные и энергетические технологии» и инициативы социально-экономического развития Российской Федерации «Чистая энергетика»;

2) ускорить предоставление организациям угольной промышленности, в том числе расположенным на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, мер поддержки, включая реструктуризацию задолженности по кредитам и компенсацию логистических затрат;

3) продолжить работу по формированию и реализации мер поддержки организаций угольной промышленности, расположенных на территории Республики Хакасия и находящихся в сложном финансовом положении;

4) продолжить работу по подготовке соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики в целях создания благоприятных условий развития сотрудничества в угольной отрасли, предусмотреть беспошлинный режим экспорта и импорта угля;

5) подготовить предложения по ежегодной актуализации списка субъектов Российской Федерации, для которых должны быть разработаны программы повышения надежности электросетевого комплекса, обеспечению финансирования этих программ с привлечением средств федерального бюджета, а также рассмотреть возможность расширения перечня мероприятий, включенных в такие программы, и увеличения объемов их финансирования;

6) рассмотреть возможность установления особенностей регулирования градостроительных и земельных отношений в целях ускоренного строительства и реконструкции объектов электроэнергетики, предусмотренных Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2024 года № 4153-р, а также иными документами перспективного развития электроэнергетики;

7) проработать вопрос о разработке отдельной программы развития электроэнергетики в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области, Херсонской области, в том числе с учетом планируемых потребностей в мощности промышленных предприятий до 2030 года;

8) рассмотреть вопрос об исключении дублирующих функций акционерного общества «Системный оператор Единой энергетической системы» и организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью с их передачей указанной организации;

9) рассмотреть вопрос о создании межведомственной комиссии Правительства Российской Федерации в целях поддержки развития нефтегазохимической отрасли и проведения отбора наиболее значимых инвестиционных проектов в сфере нефтегазопереработки и нефтегазохимии;

10) рассмотреть вопрос об обеспечении своевременной поставки природного газа потребителям в Хабаровском крае и определении гарантирующего поставщика;

11) разработать и реализовать меры по оказанию финансовой поддержки генерирующим компаниям на замещение выбывающего иностранного оборудования;

12) рассмотреть возможность нормативного закрепления приоритетного направления дивидендов акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, на инвестиционную деятельность;

13) подготовить предложения по формированию водного баланса Российской Федерации в целях оптимального использования водных ресурсов для нужд транспортной инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства и энергетики.

4. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации:

1) обеспечить проведение мониторинга реализации и анализа эффективности мер поддержки организаций угольной промышленности для подготовки предложений по их совершенствованию;

2) подготовить предложения по внесению в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение опережающего покрытия потребности экономики в электрической энергии и оптимизацию стоимости одного киловатт-часа;

3) продолжить работу по развитию транспортно-логистических коридоров и соответствующей энергетической инфраструктуры в целях стимулирования экспортных перевозок продукции нефтегазового комплекса;

4) ускорить согласование и утверждение плана-графика подготовки нормативных правовых актов, направленных на снятие ограничений и создание условий для привлечения инвестиций в развитие гидроэнергетики, включая определение особенностей проектирования, строительства водохранилищ гидроэлектростанций;

5) рассмотреть вопрос о возможности уменьшения размера зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов;

6) рассмотреть возможность внесения в нормативные правовые акты изменений, предусматривающих участие уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации в согласовании инвестиционной программы системообразующей территориальной сетевой организации при наличии соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, заключенного между указанной территориальной сетевой организацией и исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);

7) рассмотреть вопрос о нормативном закреплении участия системообразующей территориальной сетевой организации в процедуре согласования инвестиционных программ и предложений территориальных сетевых организаций об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии;

8) рассмотреть вопрос о нормативном закреплении условия использования амортизационных отчислений, учтенных в тарифах регулируемых организаций, в полном объеме для финансирования инвестиционных программ;

9) проработать вопрос о возможности поставки сухого отбензиненного газа потребителям для обеспечения коммунально-бытовых нужд;

10) рассмотреть возможность упрощения порядка предоставления субсидий на строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в части снижения минимальных требований к количеству постов заправки;

11) продолжить работу по мониторингу цен на моторное топливо в целях своевременного принятия мер по недопущению их необоснованного роста;

12) проработать вопрос о переводе Благовещенской ТЭЦ на использование газа в качестве топлива, предусмотрев снижение на переходный период объемов выработки электрической энергии Благовещенской ТЭЦ;

13) рассмотреть вопрос о совершенствовании механизма выявления лиц, осуществляющих незаконный майнинг цифровой валюты;

14) проработать вопрос о реализации заинтересованным хозяйствующим субъектам высвободившихся в связи с запретом майнинга цифровой валюты электрических мощностей;

15) рассмотреть возможность установления для тепловых электростанций с теплофикационными паровыми турбинами значений максимальной совокупной установленной мощности генерирующих объектов, позволяющих пройти отбор проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций;

16) рассмотреть вопрос о создании коллегиального органа по вопросу о повышении надежности электросетевого комплекса субъектов Российской Федерации, для которых должны быть разработаны соответствующие программы, с привлечением сенаторов Российской Федерации — представителей от заинтересованных субъектов Российской Федерации и представителя Министерства финансов Российской Федерации;

17) подготовить предложения по формированию загранаппарата Министерства энергетики Российской Федерации в целях развития системы поддержки экспорта продукции и услуг российских организаций ТЭК.

5. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации рассмотреть вопрос об усилении государственной поддержки разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, включая возможность использования технологии цифровых двойников для расширения области применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

6. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Федеральной антимонопольной службой проработать вопрос о нормативном закреплении обязательств заявителя по подготовке домовладения к пуску газа при подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.

7. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и исполнительными органами субъектов Российской Федерации взять на контроль организацию подготовки к отопительному сезону 2025/2026 годов в тех муниципальных образованиях, в которых ресурсоснабжающие организации не получили паспорта готовности к работе в отопительный сезон 2024/2025 годов.

8. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации при участии публичного акционерного общества «Газпром» проработать вопрос о формировании системы перспективного развития газоснабжения в Российской Федерации в соответствии с документами стратегического планирования.

9. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике и Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провести во втором полугодии 2025 года совещание по вопросу о реализации региональных программ, направленных на повышение объемов использования золошлаковых материалов угольных тепловых электростанций.

10. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проработать вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих правила оплаты владельцами электростанций услуг по подаче и (или) отводу воды с помощью государственных мелиоративных систем и (или) отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

11. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Магаданской области, Сахалинской области, Чукотского автономного округа интенсифицировать работу по модернизации объектов локальной генерации.

12. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации подготовить предложения об обеспечении локализации ремонта и сервисного обслуживания энергетического и электротехнического оборудования на территории Российской Федерации.

13. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть целесообразность внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление для отдельных субъектов критической информационной инфраструктуры индивидуальных сроков перехода на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры.

14. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации выработать согласованные предложения по вопросу о применении штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам поставки генерирующего оборудования в случае переноса сроков реализации проектов модернизации генерирующих объектов.

15. Рекомендовать Федеральной антимонопольной службе совместно с Министерством энергетики Российской Федерации обеспечить нормативное закрепление обязательной величины реализации нефтепродуктов в размере не менее одного процента от реализуемых нефтяными компаниями нефтепродуктов по договорам поставки, заключенным на биржевых торгах во исполнение обязательств по поставочным фьючерсным контрактам.

16. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации активизировать работу по информированию граждан о возможности участия в программе социальной газификации населения.

17. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в первом квартале 2026 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

18. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2026 года о реализации настоящего постановления.

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

20. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
25 июля 2025 года
№ 397-СФ