Документы

Постановление

О состоянии эпизоотической обстановки в Российской Федерации и предпринимаемых противоэпизоотических мероприятиях по недопущению массовых заболеваний сельскохозяйственных животных

Рассмотрев вопрос о состоянии эпизоотической обстановки в Российской Федерации и предпринимаемых противоэпизоотических мероприятиях по недопущению массовых заболеваний сельскохозяйственных животных, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В 2016 году Россельхознадзором в области федерального государственного ветеринарного надзора проведено 44,7 тыс. контрольно-надзорных мероприятий, в том числе 7,9 тыс. плановых и 18,9 тыс. внеплановых проверок. В результате проверок выявлено 29,6 тыс. нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации, наложено штрафов на сумму 297,7 млн. рублей, приостанавливалась деятельность 93 хозяйствующих субъектов, в органы прокуратуры и следственные органы передано более 2660 материалов.

В целом эпизоотическая обстановка в Российской Федерации продолжает оставаться сложной. В 2016 году зарегистрированы очаги таких особо опасных болезней животных, как африканская чума свиней, высокопатогенный грипп птиц, сибирская язва, ящур, бешенство, оспа овец и коз. Сохраняется неблагополучная ситуация с лейкозом крупного рогатого скота, бруцеллезом, лептоспирозом и рядом других болезней сельскохозяйственных животных.

Главной угрозой для развития свиноводства в России остается африканская чума свиней. В 2016 году очаги этой болезни среди домашних свиней были выявлены в 26 субъектах Российской Федерации. Основной причиной ее заноса в благополучные регионы являются нелегальные перевозки инфицированных животных и продуктов животноводства. Риск распространения африканской чумы свиней связан с непредоставлением информации о случаях заболевания и падежа животных в личных подсобных хозяйствах, затягиванием мероприятий по депопуляции кабанов, недостаточным в некоторых случаях уровнем обеспечения режима биологической защиты свиноводческих предприятий, наличием свалок трупов свиней, павших от этой болезни, нарушениями ветеринарно-санитарных правил содержания и кормления свиней в части скармливания необеззараженных пищевых отходов.

В целях исполнения решений Комиссии Правительства Российской Федерации по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации (оперативного штаба), образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 677, Россельхознадзором проведено 21,9 тыс. внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере выращивания, содержания и убоя свиней, а также производства и реализации мяса свиней и продуктов его переработки.

Составлено более 14,8 тыс. протоколов об административных правонарушениях, в суды направлено 79 дел на приостановление деятельности хозяйствующих субъектов.

На ситуацию с обеспечением эпизоотического благополучия негативное влияние оказывает неэффективная работа ряда уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Россельхознадзором в 2016 году проведено 85 плановых и 12 внеплановых проверок работы указанных органов, в результате которых выявлено соответственно 2641 и 345 нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации: нарушение сроков внесения представлений об установлении ограничительных мероприятий (карантина); неустановление ограничительных мероприятий при выявлении карантинных болезней животных; нарушения в организации проведения мероприятий по ликвидации очагов карантинных мероприятий; отмена ограничительных мероприятий без проведения всех запланированных мероприятий, предусмотренных ветеринарно-санитарными требованиями.

В законодательстве Российской Федерации не конкретизированы полномочия Россельхознадзора по осуществлению контроля за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области ветеринарии. Также не урегулирован вопрос осуществления федерального государственного ветеринарного надзора за перемещением подконтрольных товаров между субъектами Российской Федерации, что на фоне сложившейся неблагоприятной эпизоотической ситуации приводит к распространению заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и нежелательным социально-экономическим последствиям. При этом необходимо отметить, что меры по нормативно-правовому регулированию указанных вопросов предусмотрены планом действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 2048-р.

В настоящее время реально отсутствует возможность проверить объективность принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации мер в области ветеринарии. Для решения этой проблемы важно обеспечить информационное взаимодействие Россельхознадзора и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии посредством размещения указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями информации в информационных системах Россельхознадзора.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 125667–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств для ветеринарного применения».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующие проекты федеральных законов:

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О ветеринарии“ в части наделения Россельхознадзора полномочиями по осуществлению контроля за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области ветеринарии;

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации» в части наделения уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и ветеринарных служб федеральных органов исполнительной власти в области обороны и в сфере внутренних дел полномочиями по идентификации и учету поднадзорных животных, наделения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации полномочиями по согласованию структуры уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, по внесению предложений о кандидатуре для назначения на должность и об освобождении от должности руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, по установлению защитных зон и их размеров при проведении регионализации территории Российской Федерации;

2) ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в подпункт „а“ пункта 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 476 „О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации“, в части наделения Россельхознадзора полномочиями по федеральному государственному ветеринарному надзору за перемещением подконтрольных товаров между субъектами Российской Федерации;

3) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части передачи скотомогильников (биотермических ям) в федеральную собственность;

4) обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование в 2017–2019 годах мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, в части обеспечения проведения противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предотвращению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации.

4. Предложить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить своевременное издание нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О ветеринарии“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», прежде всего ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных (по отдельным видам болезней животных).

5. Предложить Россельхознадзору осуществить комплекс мер, направленных на:

1) реализацию плана мероприятий (»дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 559-р;

2) дальнейшее развитие единой Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии;

3) оказание мер поддержки российским производителям животноводческой продукции.

6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) разработать и осуществить меры, направленные на создание условий для повышения эффективности работы уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, прежде всего в части противоэпизоотических мероприятий, проведения мероприятий по ликвидации очагов заразных, в том числе особо опасных, болезней животных;

2) разработать и утвердить региональные программы по борьбе с особо опасными болезнями животных или внести соответствующие изменения в действующие региональные программы и обеспечить их финансирование;

3) принять исчерпывающие меры по внедрению электронной ветеринарной сертификации;

4) разработать и осуществить меры, направленные на предоставление самостоятельного статуса уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, их кадровое и материально-техническое обеспечение, в том числе меры государственной поддержки специалистов ветеринарной службы (включая молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть подготовленный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ (в части совершенствования механизма проведения внеплановых проверок при установлении ограничительных мероприятий (карантина) и осуществить его доработку в установленном порядке.

9. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2018 года.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
28 июня 2017 года
№ 207-СФ