Документы

Постановление

Об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации

Заслушав информацию Министра иностранных дел Российской Федерации об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В условиях сохраняющейся напряженности в международных отношениях и нарастающих угроз в сфере безопасности Министерство иностранных дел Российской Федерации неукоснительно выдерживает внешнеполитическую линию, определяемую Президентом Российской Федерации.

Система международных отношений на современном этапе переживает кризис, в первую очередь в связи с попытками западных стран любой ценой навязать модель однополярного мироустройства. На этом фоне сохраняется тенденция к обострению существующих и возникновению новых конфликтов на политической, национальной, религиозной, социальной почве.

Наиболее остро кризис доверия во взаимоотношениях с Западом проявляется в вопросах урегулирования внутренних конфликтов на Украине и в Сирии, в развитии обстановки на Корейском полуострове, при реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, а также в связи с якобы имевшим место российским вмешательством в выборные и иные внутриполитические процессы в ряде западных стран.

Одной из ключевых задач остается коллективное противодействие главной угрозе современной цивилизации – международному терроризму. Итоги военной операции, главной целью которой был разгром террористических группировок в Сирии, – свидетельство высокопрофессиональной работы российских военнослужащих, выполняемой в том числе с опорой на эффективную дипломатическую поддержку.

Россия исходит из того, что поступательное и предсказуемое развитие отношений с США возможно только на основе взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела каждой из сторон. Политика односторонних ограничений, противоречащих нормам международного права, проводимая против России, выходит за рамки допустимого в международной практике и ведет к демонтажу системы международной безопасности, которая выстраивалась на протяжении десятков лет.

Особого внимания также требует вопрос защиты российских средств массовой информации, работающих в иностранных государствах, от откровенно дискриминационных и враждебных мер.

Приоритетом внешней политики России остается дальнейшее углубление сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, взаимодействие с государствами – участниками Содружества Независимых Государств. Всесторонне реализуется потенциал сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Россия последовательно продвигает позитивную объединительную повестку в таких международных организациях и неформальных объединениях, как Организация Объединенных Наций, «Группа двадцати», Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, развивает взаимодействие в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества.

Российская Федерация поступательно осуществляет государственную политику в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. В целях поддержки в иностранных государствах институтов, работающих в интересах продвижения русского языка, русской культуры и развития гуманитарного сотрудничества, активно используется инструментарий «мягкой силы».

Обучение в российских вузах иностранных граждан – эффективный инструмент формирования дружественной для России среды за рубежом. Однако в настоящее время не имеется достаточных возможностей для удовлетворения их интереса к получению образования в России.

Значимым направлением российской внешней политики остается содействие международному развитию, реализация которого будет способствовать выполнению Россией положений Декларации «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года № 70/1.

В 2017 году, объявленном Годом экологии, при активной роли Министерства иностранных дел Российской Федерации последовательно осуществлялось международное сотрудничество по выполнению поставленной Президентом Российской Федерации задачи поэтапного перехода России к модели экологически устойчивого развития.

Состоявшаяся в городе Санкт-Петербурге 137-я Ассамблея Межпарламентского союза во многом благодаря активному содействию Министерства иностранных дел Российской Федерации стала самой представительной в истории этой международной парламентской организации и убедительно подтвердила безуспешность попыток изоляции нашей страны. Это масштабное международное мероприятие показало, что парламентская дипломатия имеет значительный потенциал для продвижения российских позиций в мире, что, в свою очередь, требует дополнительных усилий по урегулированию международно-правового статуса парламентариев.

Нарастающее внешнее давление на Россию явилось стимулом для активизации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества», принятый в 2017 году, стал важным источником правового регулирования в этой сфере.

Последовательно отстаивая приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, включая Устав Организации Объединенных Наций, демократическим ценностям, курсу на поступательное и взаимовыгодное развитие всех участников международных процессов, Россия уверенно сохраняет статус активного участника этих процессов, является опорой для тех, кто добросовестно выполняет международные обязательства, чтит традиции и ценности коллективного подхода к решению проблем актуальной повестки дня в целях формирования справедливого и устойчивого миропорядка.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра иностранных дел Российской Федерации об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) продолжить практику включения представителей субъектов Российской Федерации в составы межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству с иностранными государствами в случае внесения в повестки дня заседаний вопросов, отнесенных к их компетенции;

2) провести в целях стимулирования субъектов Российской Федерации к осуществлению международных и внешнеэкономических связей анализ заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей;

3) осуществить комплексный анализ эффективности реализуемых Российской Федерацией проектов содействия международному развитию, а также их соответствия национальным интересам Российской Федерации и задачам развития двустороннего сотрудничества с соответствующими странами;

4) предусмотреть меры, направленные на совершенствование государственной поддержки российских неправительственных организаций, осуществляющих деятельность в области международного гуманитарного сотрудничества и связей с соотечественниками за рубежом, а также русскоязычных средств массовой информации в иностранных государствах;

5) разработать подпрограмму «Русская школа за рубежом» для реализации в рамках государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 325–10;

6) проработать возможность увеличения квоты на обучение иностранных граждан в российских вузах за счет средств федерального бюджета с 15 до 30 тысяч человек;

7) продолжить практику направления представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации для участия в работе межпарламентских комиссий.

3. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации:

1) продолжить проведение внешнеполитического курса Российской Федерации, направленного на:

укрепление международной безопасности, защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, противодействие внешним угрозам и политике односторонних ограничений, противоречащих нормам международного права;

сохранение и укрепление международного мира и безопасности при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций и неукоснительном соблюдении норм международного права;

поддержание и развитие равноправного и взаимоуважительного сотрудничества с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями;

защиту прав и интересов российских граждан, пребывающих в иностранных государствах, соотечественников, проживающих за рубежом, а также российских средств массовой информации и российских организаций;

2) продолжать проводить последовательную политику по содействию политическому урегулированию конфликтных ситуаций и продвижению позитивной объединительной повестки дня в международных отношениях;

3) продолжить работу по урегулированию вопросов разграничения континентального шельфа с государствами Арктического региона;

4) продолжить предпринимать активные усилия по обеспечению интересов России в районе архипелага Шпицберген;

5) предусматривать в программах официальных визитов российских делегаций в иностранные государства встречи глав российских делегаций с представителями объединений соотечественников, проживающих за рубежом;

6) продолжить взаимодействие с российскими общественными объединениями и ассоциациями, занимающимися международной проблематикой, оказывать организационное содействие их деятельности;

7) задействовать в полном объеме ресурсы парламентской дипломатии в целях дальнейшего повышения эффективности российского внешнеполитического курса и более широкого доведения до международного сообщества позиции Российской Федерации по актуальным вопросам международной повестки дня;

8) вернуться к практике проведения ежегодных совещаний с участием представителей Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам межпарламентского сотрудничества;

9) содействовать продвижению российских кадров в руководящие органы международных организаций;

10) изучить возможность разработки дополнительных мер, направленных на укрепление правовой защиты парламентариев, участвующих в международных мероприятиях.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации активнее привлекать членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к подготовке проектов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, в том числе проектов соглашений в рамках приграничного сотрудничества.

5. Рекомендовать членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) максимально эффективно использовать универсальные, региональные и двусторонние межпарламентские площадки, форумы, международные конференции в целях объективного отражения российской позиции в их итоговых документах, активизировав для этого работу в период между сессиями;

2) координировать работу по направлениям межпарламентского сотрудничества с Министерством иностранных дел Российской Федерации, дипломатическими представительствами Российской Федерации, постоянными представительствами Российской Федерации при международных организациях, представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и Комитетом Совета Федерации по международным делам при подготовке своих зарубежных визитов.

6. Комитету Совета Федерации по международным делам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2018 года.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по международным делам.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
26 декабря 2017 года
№ 625-СФ