Документы

Постановление

О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)

Рассмотрев в рамках Дней Республики Саха (Якутия) в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 14–15 декабря 2017 года, вопросы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

За последние годы Республика Саха (Якутия) укрепила свой статус одного из лидирующих субъектов Российской Федерации в составе Дальневосточного федерального округа. В настоящее время республика, в которой проживает 16 процентов населения Дальнего Востока, обеспечивает 20 процентов совокупного валового регионального продукта, 30 процентов всего объема частных инвестиций и 34 процента налоговых поступлений в федеральный бюджет, собираемых на территории Дальневосточного федерального округа.

Республика Саха (Якутия) входит в число десяти субъектов Российской Федерации с наибольшими показателями объема валового регионального продукта на душу населения. Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте составляет 34,2 процента. Реализуются крупные инвестиционные проекты, в том числе по транспортировке, добыче нефти и газа и их экспорту на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Созданы две территории опережающего социально-экономического развития: «Индустриальный парк „Кангалассы“ и „Южная Якутия“.

Создаются благоприятные условия для улучшения инвестиционного климата, предоставляются налоговые преференции крупным компаниям. В целях поддержки бизнеса по инициативе органов государственной власти Республики Саха (Якутия) реализуется проект по снижению для регионов Дальнего Востока тарифов на электрическую энергию до среднероссийского уровня, что позволит коммерческим организациям, действующим в республике, экономить 15 млрд. рублей ежегодно.

Вместе с тем остается ряд нерешенных вопросов, среди которых обеспечение круглогодичной транспортной доступности населенных пунктов республики, высокая степень износа объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 357089–6 «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ (в части отдельных особенностей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

включить в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2018 год проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации»;

рассмотреть возможность внесения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1242, изменений, предусматривающих предоставление из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров на основе сквозного пассажирского тарифа по маршрутам, проходящим из населенных пунктов, с которыми отсутствует круглогодичное наземное сообщение, до крупных городов через узловые аэропорты с остановкой в пути и сменой типа воздушного судна;

дополнительно проработать возможность применения с 1 января 2025 года для судов, эксплуатируемых в Ленском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации и осуществляющих социально значимые перевозки грузов для удаленных и труднодоступных территорий, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где внутренний водный транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим (северный завоз), требований абзаца второго подпункта «в» пункта 108 технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623, при внесении в него изменений;

рассмотреть вопрос об уточнении перечня лекарственных препаратов, которыми обеспечиваются больные злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, предусмотренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р, в целях обеспечения возможности замены препарата в случае возникновения резистентности (фармакологической устойчивости);

рассмотреть вопрос об установлении максимальных размеров полевого довольствия, в пределах которых указанные компенсационные выплаты работникам освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц;

рассмотреть при формировании государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на следующий программный период вопрос о строительстве моста через реку Лену в районе города Якутска, предусмотренном Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, а также о мероприятиях по реконструкции и строительству аэропортов в населенных пунктах Олекминск, Нюрба, Черский, Белая Гора, Зырянка, Нерюнгри, Депутатский, Верхневилюйск, Сангар, Вилюйск, Хандыга, Усть-Нера, Маган, Жиганск, Полярный и проектированию аэропортов в населенных пунктах Ленск, Сунтар, Алдан, Мома, Усть-Куйга, Саскылах, Усть-Мая, Батагай, Оленек;

рассмотреть вопрос об определении источников финансового обеспечения строительства объекта «Якутская государственная районная электростанция – 2 (вторая очередь)»;

рассмотреть вопрос о целесообразности утверждения долгосрочного плана социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с учетом подготовки комплексных планов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

рассмотреть возможность внесения изменений в методики определения объема средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения и государственной регистрации актов гражданского состояния, в части корректировки показателей, используемых при определении объема указанных средств федерального бюджета, в целях обеспечения учета особых природно-климатических и экономико-географических условий Республики Саха (Якутия), влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг;

рассмотреть совместно с Российской академией наук и правительством Республики Саха (Якутия) возможность создания всемирного центра мамонта в Республике Саха (Якутия) как ключевого объекта научной инфраструктуры в мире по научному изучению и сохранению мамонтовой фауны и уникальных палеонтологических объектов;

рассмотреть вопрос о целесообразности разработки комплекса мер для сохранения и развития федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» как базового центра научного и учебно-методического обеспечения этнокультурного и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

3. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с правительством Республики Саха (Якутия) при участии Российской академии наук рассмотреть вопрос о возможности включения в разрабатываемую государственную программу Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2018–2025 годы» мероприятий по осуществлению комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы.

4. Рекомендовать органам государственной власти Республики Саха (Якутия):

продолжить подготовку и направление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах муниципальных образований Республики Саха (Якутия);

представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти финансово-экономические обоснования, необходимые для реализации рекомендаций, содержащихся в пунктах 2–3 настоящего постановления.

5. Рекомендовать Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) разработать и направить в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации проекты законодательных инициатив, предусматривающих:

особый правовой режим завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также меры государственной поддержки для обеспечения досрочного завоза;

внесение изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части обеспечения учета места расположения объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Арктической зоны Российской Федерации при оценке таких объектов;

внесение изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию особо охраняемых природных территорий местного значения на земельных участках, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков;

внесение изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», предусматривающих переходный период до 2025 года в целях поэтапного перехода к применению положений главы V1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» указанного Федерального закона на территориях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

внесение изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части исключения требования об обязательном предоставлении обеспечения исполнения контракта в случае заключения энергосервисного контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным бюджетным, автономным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием;

внесение изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр из предмета регулирования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и установления отдельных правил осуществления указанного вида государственного надзора;

внесение изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации в части уточнения понятия «авиационные работы»;

внесение изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части включения в содержание лицензии на пользование недрами обязательного положения об условиях участия пользователя недр, получившего лицензию, в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования, согласованных с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием;

внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части включения жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также услуг, связанных с их поставками, в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции);

регулирование отношений, связанных с обеспечением рационального пользования ресурсами ископаемой мамонтовой кости;

регулирование отношений, связанных с охраной вечной мерзлоты.

6. Предложить органам государственной власти Республики Саха (Якутия) проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2018 года.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2019 года.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
26 декабря 2017 года
№ 626-СФ