Заслушав информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации о подготовке к проведению в 2018 году весенних полевых работ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с органами управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации осуществляется подготовка к проведению в 2018 году весенних полевых работ:
ведется подготовка имеющейся у сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственной техники и оборудования;
формируется необходимый запас семян;
осуществляется приобретение минеральных удобрений;
обеспечивается потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в горюче-смазочных материалах;
осуществляется работа по обеспечению льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей для проведения весенних полевых работ.
Однако в отрасли сохраняется ряд проблем, требующих решения.
Озабоченность вызывают рост цен на материально-технические ресурсы, в первую очередь на горюче-смазочные материалы, низкая обеспеченность сельскохозяйственной техникой и оборудованием, высокий уровень износа основных фондов в сельском хозяйстве.
Российское сельскохозяйственное производство в значительной степени зависит от импорта семенного и посадочного материала.
Нехватка мелиорированных земель, эрозия, уплотнение и потеря плодородия почв, низкие темпы вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственное производство снижают эффективность использования земельных ресурсов.
В недостаточном количестве производится качественное зерно, в частности, продовольственная пшеница 3-го класса.
Сельскохозяйственные товаропроизводители добились высоких урожаев в 2017 году. В связи со сложившейся системой ценообразования рост производства зерна ведет к снижению цен на него ниже минимальных расчетных цен, предусмотренных Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». Такое положение не обеспечивает в полной мере рентабельность сельскохозяйственного производства.
Следует отметить значительные потери сельскохозяйственной продукции на этапах заготовки, транспортировки, переработки и хранения, что оказывает негативное влияние на сбыт указанной продукции.
Несмотря на недостаточную обеспеченность населения продукцией плодовых, ягодных культур и виноградников, налоговая ставка 18 процентов по уплате налога на добавленную стоимость в отношении реализации указанной продукции сдерживает развитие соответствующих направлений сельскохозяйственного производства.
Серьезной проблемой остается неразвитость транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Вызывают озабоченность низкий уровень доходности и высокая закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостаточная доступность для них средств льготного кредитования и других форм государственной поддержки, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ежегодно уменьшается количество сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
В 2015–2017 годах резко снизились объемы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.
Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс в целом испытывают острую нехватку квалифицированных кадров.
В дальнейшем совершенствовании нуждается и законодательство Российской Федерации в части эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственного страхования, развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, органического сельского хозяйства, государственной поддержки, в том числе на основе государственно-частного партнерства, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Необходимо также ускорить принятие уполномоченными органами государственной власти подзаконных актов для реализации норм принятых федеральных законов.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации.
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона „О концессионных соглашениях“ и в статью 7 Федерального закона „О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, „О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон „О развитии сельского хозяйства“ в части растениеводства“, „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения“, „О внесении изменений в статью 121 Федерального закона „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, „О внесении изменения в статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“, „О внесении изменений в Федеральный закон „О сельскохозяйственной кооперации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“;
рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части снижения ставки налога по уплате налога на добавленную стоимость с 18 до 10 процентов при реализации продукции плодовых, ягодных культур и виноградников;
активизировать работу, направленную на законодательное обеспечение осуществления федерального государственного надзора в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
рассмотреть возможность увеличения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717;
рассмотреть по итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2018 года возможность оказания в приоритетном порядке дополнительной государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе путем увеличения объема субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, повышение продуктивности в молочном скотоводстве, а также возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на поддержку льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, до 1 января 2017 года;
рассмотреть возможность принятия дополнительных мер по стабилизации цен на зерно в целях поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также целесообразность специального стимулирования производства продовольственной пшеницы 1–3-го классов и вопрос развития глубокой переработки такой пшеницы;
рассмотреть возможность распространения действия Правил предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1595, на перевозку комбикормов;
рассмотреть возможность расширения мер государственной поддержки сельскохозяйственного машиностроения в целях снижения доли импортной сельскохозяйственной техники и оборудования для проведения полевых работ, в том числе для садоводства и овощеводства;
рассмотреть возможность введения дополнительных мер, направленных на сохранение и активное использование российских генетических ресурсов в растениеводстве, снижение зависимости агропромышленного комплекса от импорта семенного и посадочного материала, осуществление государственного надзора в области семеноводства, а также на развитие сети селекционно-питомниководческих центров на базе научных и учебных организаций;
обратить особое внимание на недопущение роста цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, семенной и посадочный материал для сельскохозяйственных товаропроизводителей в период проведения сезонных полевых работ.
3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 372830–7 «О производстве органической продукции».
4. Предложить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
обеспечить с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации координацию оперативных мероприятий по проведению сезонных полевых работ в 2018 году и своевременное доведение средств государственной поддержки до сельскохозяйственных товаропроизводителей;
обратить особое внимание на совершенствование деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и увеличение их численности;
продолжить работу, направленную на развитие страхования сельскохозяйственных культур и их урожая, осуществляемого в рамках Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон „О развитии сельского хозяйства“, в части сохранения площади сельскохозяйственных культур на уровне 2014 года, и сохранить применение указанных мер до 2020 года включительно;
рассмотреть возможность внесения изменений в Порядок формирования и утверждения плана льготного кредитования заемщиков на очередной финансовый год, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
от 11 августа 2017 года № 396, в части включения сумм государственной поддержки, полученной заемщиком, в расчет его платежеспособности, а также в части улучшения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Предложить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации:
рассмотреть возможность развития лабораторной базы аграрных вузов;
разработать методические материалы для аграрных вузов в части взаимодействия на принципах государственно-частного партнерства с сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями пищевой и перерабатывающей промышленности в целях подготовки и переподготовки для них кадров инженерных специальностей и укрепления материально-технической базы указанных вузов;
проработать вопрос о мерах дополнительной поддержки выпускников ветеринарных факультетов аграрных вузов, выезжающих на работу в сельскую местность.
6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
разработать комплекс мер по своевременному и качественному проведению в 2018 году весенних полевых работ, обратив особое внимание на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовыми ресурсами, семенным и посадочным материалом, горюче-смазочными материалами и минеральными удобрениями;
принять меры по обеспечению вовлечения в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации», а также по целевому использованию земель сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения, вовлечению в оборот невостребованных земельных долей для дальнейшего их использования в сельскохозяйственном производстве;
разработать дополнительные меры, направленные на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2018 года.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
31 января 2018 года
№ 22-СФ