Документы

Постановление

Об актуальных вопросах развития сферы связи и информационных технологий в условиях формирования цифровой экономики в Российской Федерации

Заслушав информацию Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об актуальных вопросах развития сферы связи и информационных технологий в условиях формирования цифровой экономики в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В условиях формирования масштабной системной программы становления экономики нового технологического поколения особое место занимает отрасль связи и информационных технологий, а ее эффективное функционирование является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики.

В 2017 году начали действовать два базовых документа в сфере развития информационных технологий: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203, и программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р (далее – программа).

В настоящее время существует необходимая организационная основа для реализации программы: сформирована подкомиссия по цифровой экономике при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности; работает проектный офис по реализации программы; созданы центры компетенций проектного управления и рабочие группы по пяти направлениям программы.

Ведется работа по формированию правовой базы для применения цифровых технологий в российской экономике. Утверждены планы мероприятий по всем направлениям программы, в соответствии с которыми в 2018–2019 годах по 10 тематическим разделам будут разработаны более 50 проектов федеральных законов, касающихся и законодательного закрепления информации как объекта гражданских прав, определения статуса цифровых технологий в финансовой сфере, включая технологию распределенных реестров, развития гражданского оборота, введения дополнительных налоговых льгот и преференций.

В первую очередь важно законодательно закрепить формирование системы государственного управления, отвечающей технологическим вызовам современности. Для этого целесообразно расширить направления программы, включив задачи цифровой трансформации системы государственного управления, в том числе задачи по созданию новой системы управления данными как основы для развития цифровой экономики и принятия государством управленческих решений.

Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех сферах государственного управления, обороны и безопасности государства и оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики. Так, за последние годы в Российской Федерации достигнуты успехи в сфере предпринимательства, использующего цифровые сервисы (например, созданы электронные торговые площадки), увеличилось число домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расширяется перечень государственных услуг, предоставляемых в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение технологий обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг. Вместе с тем многие такие технологии основаны на зарубежных разработках. Внедрение зарубежных информационных и коммуникационных технологий, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры, усложняет решение задачи по защите интересов граждан и государства в информационной сфере.

Кроме того, приходится констатировать отсутствие целостного подхода к вопросу создания инфраструктуры на основе внедрения отечественных разработок с использованием отечественных информационных технологий и отечественной продукции и обеспечением профессиональными кадрами с опытом и знаниями в области информационной безопасности, высокую зависимость российской экономики от импортной электронной компонентной базы, что создает очевидные риски попадания стратегически важных секторов экономики в зависимость от зарубежных поставщиков, снижает инвестиционные возможности в развитии информационных технологий, сдерживает движение вперед как самой отрасли связи и информационных технологий, так и смежных отраслей промышленности.

Особое значение имеет развитие информационной и коммуникационной инфраструктур, обеспечивающих свободный доступ граждан и организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к информации на всех этапах ее создания и распространения.

В связи с этим актуальной остается проблема цифрового неравенства, выражающаяся в первую очередь в отсутствии в малочисленных населенных пунктах доступа к услугам подвижной радиотелефонной связи и широкополостного доступа к информационно-коммуникационной сети «Интернет». Кроме того, дифференциация уровней доступа к информационным технологиям в различных субъектах Российской Федерации влияет на востребованность и развитие сервисов электронного правительства, а также на расширение практики предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Необходимо ускорить реализацию направления «Кадры и образование» программы для решения вопросов образования в области информационных технологий и развития кадрового потенциала, обеспечивающего создание и сопровождение современных информационных технологий, а также вопросов привлечения высококвалифицированных специалистов к осуществлению деятельности в Российской Федерации.

В целях повышения вовлеченности субъектов Российской Федерации в развитие цифровой экономики представляется необходимым конкретизировать их роль в реализации мероприятий, предусмотренных планами мероприятий по направлениям программы.

Цифровизация становится значимой частью процессов интеграции на евразийском пространстве. В связи с этим важными задачами являются обеспечение цифрового равенства государств – членов Евразийского экономического союза и развитие их сотрудничества в области информационной безопасности.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации об актуальных вопросах развития сферы связи и информационных технологий в условиях формирования цифровой экономики в Российской Федерации.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

включить в план достижения показателей программы по направлению «Информационная безопасность» индикаторы снижения стоимостной доли закупаемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными корпорациями, компаниями с государственным участием компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования зарубежного производства в 2018–2024 годах;

включить в план достижения показателей программы по направлению «Информационная инфраструктура» индикаторы внедрения российского телекоммуникационного и радиоэлектронного оборудования в отечественную инфраструктуру хранения и обработки данных в 2018–2024 годах;

разработать требования к хранению всех произведенных в Российской Федерации данных на отечественном оборудовании с учетом поэтапного снижения стоимостной доли импортных комплектующих, использованных в этом оборудовании;

рассмотреть возможность расширения программы, включив в нее направление, касающееся цифровизации системы государственного управления, предусмотрев участие в решении этой задачи органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

разработать и принять нормативные правовые акты, закрепляющие требования к операторам, оказывающим услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания на возмездной основе, использовать абонентское оборудование и программно-аппаратные системы управления операторской деятельностью, разработанные и произведенные в Российской Федерации;

рассмотреть возможность принятия федеральной целевой программы «Обеспечение электромагнитной безопасности населения и окружающей среды в Российской Федерации», целями и задачами которой будут обеспечение электромагнитной безопасности населения, разработка современных средств и методов защиты от отрицательного воздействия электромагнитных полей, совершенствование нормативно-правового регулирования этой сферы;

проработать вопрос о подключении населенных пунктов с численностью населения до 250 человек и свыше 500 человек к информационно-коммуникационной сети «Интернет» с применением спутниковых станций связи.

3. Предложить Правительству Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации реализовывать пилотные проекты на территориях субъектов Российской Федерации по направлениям программы.

4. Рекомендовать Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

осуществлять мониторинг использования органами государственной власти отечественного оборудования и программного обеспечения;

выработать единые стандарты создания и эксплуатации государственных информационных систем, в том числе стандарты использования отечественного телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

актуализировать нормативы размещения объектов почтовой связи, а также определить требования к формату и режиму работы отделений почтовой связи федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» с сохранением для населения доступности услуг почтовой связи, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах.

5. Рекомендовать Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации продолжить обеспечение приоритетного подключения объектов образования, здравоохранения и культуры, расположенных в сельской местности, к информационно-коммуникационной сети «Интернет».

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность разработки мер поддержки операторов подвижной радиотелефонной связи, предоставляющих услуги связи на территориях субъектов Российской Федерации, в целях организации одновременного предоставления услуг подвижной радиотелефонной связи и доступа к информационно-коммуникационной сети «Интернет».

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2019 года о реализации настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
21 марта 2018 года
№ 79-СФ