Заслушав информацию Министра здравоохранения Российской Федерации об основных результатах национального проекта «Здравоохранение» и о задачах нового национального проекта «Продолжительная и активная жизнь», Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Основным инструментом достижения целей Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 года № 254, стал национальный проект «Здравоохранение».
Правительству Российской Федерации удалось обеспечить улучшение важнейших медико-демографических показателей.
По итогам 2023 года ожидаемая продолжительность жизни составила 73,4 года, что является максимальным значением данного показателя для России. Также были достигнуты минимальные для страны показатели общей смертности (12,1 случая на 1 тысячу человек), младенческой смертности (4,2 случая на 1 тысячу детей, родившихся живыми), детской смертности (40,74 случая на 100 тысяч человек).
В настоящее время сформирован национальный проект «Продолжительная и активная жизнь» (далее также – новый национальный проект), реализация которого запланирована с 1 января 2025 года по 31 декабря 2030 года. Он состоит из 11 федеральных проектов, все мероприятия которых направлены в первую очередь на достижение целевого показателя национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» – увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
В рамках реализации нового национального проекта предстоит повысить уровень доступности и качества медицинской помощи, лекарственного обеспечения, качества медицинского образования, увеличить охват населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией, принять меры по укомплектованию медицинских организаций медицинскими работниками, снизить дифференциацию уровня оплаты труда медицинских работников одних и тех же медицинских специальностей и типов медицинских организаций, ускорить темпы развития цифрового здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра здравоохранения Российской Федерации об основных результатах национального проекта «Здравоохранение» и о задачах нового национального проекта «Продолжительная и активная жизнь».
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в период осенней сессии 2024 года следующие проекты федеральных законов:
№ 521876–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции“ (в части регулирования бестабачных смесей для нагревания);
№ 646601–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения целей добровольческой (волонтерской) деятельности и мер, направленных на популяризацию донорства крови и (или) ее компонентов);
№ 656009–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ (в части повышения качества медицинского образования);
№ 709876–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части правового регулирования заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в отношении объектов здравоохранения).
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) включать в приоритетном порядке объекты детского здравоохранения в перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящий в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2023 года № 267-р;
2) обеспечить в рамках нового национального проекта принятие дополнительных мер, направленных на формирование здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя, табака, никотинсодержащей продукции;
3) обеспечить подготовку и реализацию пилотного проекта по апробации требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных организаций здравоохранения, проведение анализа результатов пилотного проекта в целях внедрения новой системы оплаты труда указанных работников на всей территории Российской Федерации;
4) рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов вопрос о выделении бюджетных ассигнований из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по строительству нового корпуса областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Братский перинатальный центр»;
5) продолжить работу по совершенствованию системы реабилитации, в том числе медицинской реабилитации, участников специальной военной операции;
6) рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по информатизации в целях обеспечения взаимодействия государственных информационных систем субъектов Российской Федерации с единой цифровой платформой по управлению здоровьем человека, а также с цифровым медицинским профилем пациента;
7) обеспечить поэтапный ввод в эксплуатацию следующих объектов Федерального детского реабилитационного центра Министерства здравоохранения Российской Федерации в городе Евпатории (Республика Крым):
до конца 2024 года – консультационно-диагностического корпуса с дневным стационаром на 75 мест в смену, стационара на 300 коек, административного корпуса;
в первом квартале 2026 года – пансионата для детей с родителями на 150 номеров, корпуса с обеденным и актовым залами на 300 мест и общежития квартирного типа для персонала на 151 квартиру.
4. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации (Минздраву России):
1) предусмотреть в рамках национального проекта «Семья» комплекс мер по охране материнства и отцовства, сбережению здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья, включающих мероприятия, направленные на расширение сети женских консультаций, модернизацию перинатальных центров, детских поликлиник и больниц;
2) ускорить модернизацию инфраструктуры объектов детского здравоохранения в рамках проведения Десятилетия детства (2018–2027 годы), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240;
3) продолжить работу по интеграции систем здравоохранения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в систему здравоохранения Российской Федерации, завершить в 2025 году переход на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в указанных субъектах Российской Федерации в рамках системы обязательного медицинского страхования;
4) оказывать органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области методическую поддержку в реализации мероприятий нового национального проекта, а также обеспечить особый контроль за достижением указанными субъектами Российской Федерации его целевых показателей;
5) рассмотреть возможность расширения использования телемедицинских технологий и технологий искусственного интеллекта при оказании медицинской помощи;
6) обеспечить реализацию мероприятий, направленных на развитие преемственности оказания медицинской помощи на основе электронного медицинского документооборота с использованием единой цифровой платформы по управлению здоровьем человека, а также цифрового медицинского профиля пациента;
7) принять меры, направленные на повышение мотивации граждан к регулярному прохождению профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;
8) обеспечить достижение запланированных целевых показателей нового национального проекта «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения», «Ожидаемая продолжительность здоровой жизни»;
9) рассмотреть вопрос о включении в число критериев, характеризующих динамику достижения целевого показателя «Ожидаемая продолжительность здоровой жизни» нового национального проекта, показателя распространенности ожирения среди населения «Доля населения с индексом массы тела ≥30»;
10) подготовить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения о дополнительных мерах по профилактике йододефицитных состояний, включая предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации;
11) продолжить работу по передаче на федеральный уровень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента»;
12) рассмотреть вопрос о включении в формируемый единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на плановый период до 2036 года показателя снижения к 2036 году дифференциации показателей ожидаемой продолжительности жизни в субъектах Российской Федерации не менее чем на 25 процентов по сравнению с уровнем 2023 года;
13) направлять ежегодно в Комитет Совета Федерации по социальной политике информацию о достижении целевых показателей нового национального проекта в субъектах Российской Федерации;
14) провести анализ нормативных правовых актов в части разграничения полномочий в области лекарственного обеспечения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить соответствующую информацию в Комитет Совета Федерации по социальной политике до 1 марта 2025 года;
15) проанализировать готовность перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций с 1 января 2025 года, достаточность правового регулирования вопросов оказания медицинской помощи на основе указанных рекомендаций и представить соответствующую информацию в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до 5 декабря 2024 года.
5. Рекомендовать Минздраву России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования:
1) осуществлять мониторинг и анализ:
достижения (поддержания) уровня заработной платы отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) усилить контроль за состоянием просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций в субъектах Российской Федерации и оказывать своевременную методологическую поддержку в целях недопущения приостановления деятельности медицинских организаций.
6. Рекомендовать Минздраву России совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации подготовить и до 1 февраля 2025 года представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения по урегулированию вопросов трудоустройства прошедших обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации выпускников образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских кадров, в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения.
7. Рекомендовать Минздраву России при участии Министерства просвещения Российской Федерации продолжить работу по внесению изменений в Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 года № 822н, в части штатной численности медицинских работников и их функциональных обязанностей, рекомендуемого стандарта оснащения медицинского кабинета в образовательной организации.
8. Рекомендовать Минздраву России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации продолжить совершенствование методов работы выездных мобильных медицинских бригад в целях проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, в том числе в образовательных организациях.
9. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) обеспечить:
повышение доступности и качества медицинской помощи для населения, уделив особое внимание населению, проживающему в труднодоступных районах, районах с низкой плотностью населения, удаленных и сельских населенных пунктах, с учетом содержащихся в проекте стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года принципов и задач, в том числе касающихся развития в таких районах и населенных пунктах необходимой инфраструктуры, а также обеспечения их транспортной связанности с другими районами и населенными пунктами;
реализацию комплекса мер по ликвидации дефицита медицинских кадров в субъекте Российской Федерации, в том числе путем организации работы медицинских работников вахтовым методом в медицинских организациях (их обособленных подразделениях), расположенных в отдаленных районах и имеющих дефицит медицинских работников;
расширение использования механизма целевого обучения для удовлетворения кадровых потребностей в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации;
реализацию проактивного формата в работе по привлечению граждан к прохождению профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;
постоянный контроль за выполнением плановых показателей профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения;
выполнение мероприятий по лекарственному обеспечению в амбулаторных условиях пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений;
ликвидацию дефицита финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
принятие мер по ликвидации просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций и недопущению ее возникновения;
во взаимодействии с Минздравом России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации бесперебойный доступ существующих и вновь создаваемых фельдшерско-акушерских (фельдшерских) пунктов и других обособленных подразделений медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения субъектов Российской Федерации к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) уделить приоритетное внимание реализации мероприятий по переходу на электронный медицинский документооборот всех медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации;
3) продолжить работу по совершенствованию деятельности медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях, в том числе по укомплектованию их медицинским персоналом, оснащению необходимыми оборудованием, медицинскими изделиями и лекарственными препаратами для медицинского применения;
4) разработать и реализовать комплекс мер, направленных:
на сокращение потребления населением алкоголя, табака, никотинсодержащей продукции;
на ликвидацию дефицита йода среди населения;
на пропаганду здорового образа жизни;
5) повысить эффективность работы, направленной
на профилактику искусственного прерывания беременности по желанию женщины, в том числе путем внедрения доабортного консультирования и обучения медицинских работников коммуникативным навыкам взаимодействия с пациентами по указанному вопросу;
6) учитывать при представлении заявок на софинансирование из федерального бюджета строительства и реконструкции медицинских объектов расходы, связанные с последующим содержанием соответствующих объектов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
10. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с образовательными организациями, осуществляющими подготовку медицинских специалистов, расширить практику трудоустройства ординаторов второго года обучения на должности врачей-стажеров.
11. Рекомендовать Совету министров Республики Крым разработать до 31 декабря 2025 года проектно-сметную документацию на капитальный ремонт объектов государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Санаторий для детей и детей с родителями „Южнобережный“ в целях включения соответствующих мероприятий по капитальному ремонту в перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящий в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации „Строительство“.
12. Рекомендовать Совету министров Республики Крым совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения завершить до 31 декабря 2025 года работу по лицензированию медицинских организаций Республики Крым.
13. Рекомендовать Правительству Иркутской области представить до 1 февраля 2025 года в Минздрав России заявку о выделении при формировании проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятий по строительству нового корпуса областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Братский перинатальный центр».
14. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации обеспечить осуществление мониторинга реализации нового национального проекта и входящих в него федеральных проектов, о результатах ежегодно информировать Комитет Совета Федерации по социальной политике.
15. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в октябре 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
16. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату в период осенней сессии 2025 года о реализации настоящего постановления.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.
18. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
20 ноября 2024 года
№ 493-СФ