Постановления СФ

Эффективная и конкурентная экономика как основа устойчивого развития Российской Федерации

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака об эффективной и конкурентной экономике как основе устойчивого развития Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации определена устойчивая и динамичная экономика.

В соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года ключевым фактором достижения указанной цели является национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика», в состав которого включены семь федеральных проектов, предусматривающих развитие финансового рынка, конкуренции, повышение инвестиционной активности и производительности труда, решение актуальных вопросов климатической повестки, поддержку и развитие предпринимательства, в том числе технологического. Определены стратегические приоритеты Правительства Российской Федерации по достижению национальной цели путем реализации системы мер, направленных на содействие структурной трансформации экономики и обеспечение технологического суверенитета с использованием инструментов бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики.

Санкционное давление на экономику Российской Федерации активизировало ее развитие. Темпы роста валового внутреннего продукта по итогам 2024 года составили 4,1 процента. Для достижения темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового формируется новая модель долгосрочного экономического роста, основанная на экономике предложения и обеспечивающая удовлетворение растущего внутреннего спроса. Наряду с этим важнейшими факторами роста являются высокий уровень инвестиционной активности, снятие транспортных и энергетических инфраструктурных ограничений для гибкого и эффективного развития экономики в условиях перенаправления товарно-транспортных потоков при сохранении макроэкономической стабильности.

При этом в 2024 году инфляция устойчиво превышала целевой уровень 4 процента, что потребовало дополнительного ужесточения денежно-кредитной политики со стороны Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и повышения ключевой ставки до 21 процента. В сочетании с нормализацией бюджетной политики с 2025 года прогнозируется снижение инфляционного давления вследствие замедления роста спроса и приведения его в равновесие с возможностями расширения производства за счет стимулирования инвестиционной активности, в том числе поддержанной государством в приоритетных отраслях экономики.

В настоящее время стоит задача достижения национальных целей развития Российской Федерации путем обеспечения устойчивого экономического развития, основанного на конкуренции, предпринимательстве и частной инициативе.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака об эффективной и конкурентной экономике как основе устойчивого развития Российской Федерации.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

продолжить работу по внедрению инструментов системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (»Региональный инвестиционный стандарт»);

рассмотреть при наличии дополнительных средств федерального бюджета возможность увеличения объемов финансирования мер поддержки, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, в том числе центров поддержки предпринимательства «Мой бизнес»;

предусмотреть возможность приоритетного финансирования проектов социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и приграничных территорий в рамках реализуемых государственных программ Российской Федерации;

проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационных

и технико-внедренческих особых экономических зон;

рассмотреть возможность предоставления мер государственной поддержки, в том числе в виде субсидий из федерального бюджета, для реализации проектов

по строительству новых генерирующих объектов в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях существующего и (или) прогнозируемого дефицита электрической энергии и (или) мощности;

проработать вопрос о включении в национальные проекты, в том числе такие как «Инфраструктура для жизни», «Эффективная транспортная система», мероприятий, предусматривающих создание условий для повышения эффективности использования сырья, увеличения глубины его переработки и вовлечения в оборот вторичных ресурсов, в том числе золошлаковых материалов, в сфере строительства и производства строительных материалов;

рассмотреть вопрос о разработке с учетом предложений Комитета Совета Федерации по экономической политике комплекса мер, направленных на развитие микроэлектроники и беспилотных технологий путем создания промышленного кластера на территории Томской области, стимулирование развития предприятий через заключение с ними долгосрочных контрактов, включая контракты со встречными инвестиционными обязательствами (офсетные контракты), привлечение инвестиций, в том числе за счет внебюджетных источников финансирования, в производство и сбыт отечественной электронной продукции;

рассмотреть вопросы стимулирования и приоритетного финансирования развития творческих (креативных) индустрий, совершенствования механизмов осуществления их государственной поддержки;

продолжить работу по мониторингу деятельности системообразующих организаций российской экономики в современных социально-экономических условиях;

рассмотреть вопрос о совершенствовании программ институтов развития (государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», государственного фонда развития промышленности) в целях стимулирования в первоочередном порядке реализации проектов, направленных на повышение производительности труда;

проработать вопросы установления требований к деятельности государственных корпораций (компаний) в части создания и внедрения программ повышения производительности труда, а также опубликования результатов этой работы и составления на их основе рейтингов;

рассмотреть вопрос о внедрении на федеральном и региональном уровнях механизмов формирования рейтингов крупнейших хозяйствующих субъектов, в которых учитываются доля и объем средств в общем объеме их доходов, направляемых на реализацию проектов общегосударственного значения, а также на социальные и благотворительные цели;

проработать вопрос об изменении механизма государственной поддержки (в том числе в виде субсидий, грантов) в части перехода от компенсации процентной ставки по кредитам к стимулированию привлечения вложений в капитал компаний;

рассмотреть возможность присвоения организации, не включенной в реестр участников регионального инвестиционного проекта, статуса участника регионального инвестиционного проекта по решению уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется такой проект;

рассмотреть вопрос об отмене для оценщиков периодического (один раз в три года) подтверждения уровня их квалификации в области оценочной деятельности путем сдачи квалификационного экзамена.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации во взаимодействии с Банком России:

совершенствовать регуляторные меры в целях стимулирования инвесторов к долгосрочным инвестициям в капитал компаний;

совершенствовать координацию применения инструментов регуляторной политики в целях сдерживания инфляции, противодействия оттоку капитала и резкому усилению волатильности курса рубля по отношению к ведущим валютам, создающему угрозу финансовой стабильности Российской Федерации.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации

во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять на основе единого подхода к прогнозированию потребности экономики в кадрах мониторинг отраслей экономики и социальной сферы в целях формирования контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, планирования мероприятий по реализации государственной политики в сфере занятости и регулированию рынка труда (включая повышение мобильности трудовых ресурсов и привлечение иностранных граждан к осуществлению временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации).

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

продолжить реализацию мер по повышению производительности труда, в том числе в социальной сфере, с последующим распространением лучших практик;

проработать вопрос о создании для субъектов Российской Федерации регионального стандарта по работе с малыми технологическими компаниями;

обеспечить проведение регулярного мониторинга предоставляемых мер государственной поддержки инвестиционных проектов и по его результатам подготовить предложения по оптимизации указанных мер;

проработать вопрос об уменьшении размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов для таможенных представителей, осуществляющих деятельность в приграничных субъектах Российской Федерации;

рассмотреть возможность содействия проведению ярмарок в приграничных регионах Российской Федерации путем создания льготных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства – участников таких ярмарок в целях развития внешнеэкономических связей и удовлетворения потребительского спроса населения;

рассмотреть возможность распространения мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на племенные овцеводческие хозяйства с породами овец шерстяного направления, среднесписочная численность работников которых превышает предельные значения, установленные Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

6. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации проработать вопрос о целесообразности возложения на физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по аналогии с индивидуальными предпринимателями.

7. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации:

проработать во взаимодействии с публичным акционерным обществом «Газпром» вопрос о включении в проект программы развития газоснабжения и газификации Амурской области на период 2026–2030 годов мероприятий по строительству газораспределительных сетей в городе Благовещенске, реализуемых за счет средств инвестиционной программы публичного акционерного общества «Газпром» и (или) его дочерних (зависимых) обществ;

продолжить с участием Правительства Амурской области, публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро», публичного акционерного общества «Газпром» работу по формированию плана газификации Благовещенской ТЭЦ, предусматривающего мероприятия по ее модернизации.

8. Рекомендовать Федеральной антимонопольной службе рассмотреть вопрос об усилении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере ценообразования в целях сдерживания инфляции.

9. Рекомендовать Федеральной службе государственной статистики обеспечить оперативный расчет ключевых социально-экономических показателей, используемых для принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях, в соответствии со Стратегией развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2024 года № 4159-р.

10. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

включить в региональные программы развития реализацию мер по повышению производительности труда, в частности в социальной сфере;

предусмотреть ресурсы на обеспечение инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе центров поддержки предпринимательства «Мой бизнес».

11. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до 1 ноября 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

12. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период осенней сессии 2025 года о реализации настоящего постановления.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

14. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва
26 февраля 2025 года
№ 40-СФ