Председатель

Экономический рост невозможен без серьезных вложений в человеческий капитал — В. Матвиенко

Председатель СФ В. Матвиенко провела парламентские слушания о параметрах проекта федерального бюджета. С основным докладом выступил Министр финансов РФ А. Силуанов.


Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
провела парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

В заседании приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители Банка России, Счетной палаты РФ, Минэкономразвития, региональных органов государственной власти, финансовых органов субъектов РФ, представители экспертного сообщества.

Смотрите также

Как отметила Валентина Матвиенко, нынешние слушания — продолжение работы, которую Совет Федерации вел с начала года.

Председатель СФ напомнила, что весной в Правительство РФ были направлены предложения по формированию концепции главного финансового документа страны, по повышению финансовой устойчивости бюджетов регионов и муниципальных образований, а на прошлой неделе в верхней палате парламента прошел «правительственный час», на котором были рассмотрены параметры прогноза социально-экономического развития России на следующие три года. Поэтому в представленном проекте бюджета учтен целый ряд предложений Совета Федерации.

«Особенностью этого документа является жесткая фиксация расходов. Их предельный размер на плановый период формируется в соответствии с новым «бюджетным правилом», цель которого — снизить зависимость бюджета от конъюнктуры рынка энергоносителей и создать условия для обеспечения макроэкономической стабильности в стране. Совет Федерации неоднократно обращал внимание на необходимость выполнения этой задачи», — сказала Валентина Матвиенко.

Вместе с тем она подчеркнула, что крайне важно обеспечить выполнение поручения Президента России по выводу экономики на темпы роста выше мировых, то есть не менее трех процентов в год. «Цифры, заложенные в прогноз, не позволят решать амбициозные задачи развития страны, повышать качество жизни граждан, развивать инфраструктуру и производство».

Выступление В. Матвиенко на парламентских слушаниях в Совете Федерации

«Ресурсы ограничены, но резервы далеко не исчерпаны. Представляется абсолютно неверным сокращение государственных инвестиций», — отметила Председатель СФ.

По ее мнению, складывается ситуация, при которой для покрытия дефицита бюджета привлекаются средства под достаточно высокие проценты, а имеющиеся резервы вкладываются в финансовые инструменты с низкой доходностью. «Необходимо существенно повысить качество управления средствами суверенного фонда», — сказала Валентина Матвиенко, предложив обсудить возможность их более широкого использования на приобретение облигаций наиболее крупных, надежных российских компаний.

Она также обратила внимание на то, что без точных качественных прогнозов бюджетное проектирование лишается своей сути. «В текущем году расхождение запланированных и фактических доходов федерального бюджета за первое полугодие составило почти триллион рублей. Нельзя не понимать, как такие ошибки сказываются на бюджетном процессе субъектов хозяйственной деятельности».

По мнению Валентины Матвиенко, серьезные резервы для роста экономики кроются в повышении эффективности использования бюджетных ресурсов. «Перезагрузки» государственных программ пока не произошло. Основным инструментом бюджетной политики они так и не стали».

«Недавно состав программно-целевых инструментов был расширен. Теперь в него входят приоритетные проекты. Инструмент вроде бы новый, а проблемы те же», — сказала Валентина Матвиенко, отметив, что в первом полугодии в связи с несвоевременным принятием нормативных актов не финансировались расходы по двум приоритетным проектам.

Спикер СФ дала поручение профильным комитетам во взаимодействии со Счетной палатой взять на особый контроль данный вопрос. «Расходы на реализацию госпрограмм и приоритетных проектов должны исполняться своевременно».

С. Рябухин и А. Силуанов
В. Матвиенко
Министр финансов РФ А. Силуанов
Министр финансов РФ А. Силуанов
Глава Счетной палаты Т. Голикова
Парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
А. Варфоломеев и В. Наговицын
Глава Счетной палаты Т. Голикова
Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Глава Ингушетии Ю. Евкуров
Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

С. Рябухин и А. Силуанов

1 из 18

В. Матвиенко

2 из 18

Министр финансов РФ А. Силуанов

3 из 18

Министр финансов РФ А. Силуанов

4 из 18

Глава Счетной палаты Т. Голикова

5 из 18

Парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

6 из 18

Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

7 из 18

Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

8 из 18

Парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

9 из 18

А. Варфоломеев и В. Наговицын

10 из 18

Глава Счетной палаты Т. Голикова

11 из 18

Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

12 из 18

Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

13 из 18

Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

14 из 18

Глава Ингушетии Ю. Евкуров

15 из 18

Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

16 из 18

Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

17 из 18

Парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

18 из 18

По словам Валентины Матвиенко, в настоящее время идет разработка нового типа программ, в основу которых будут положены принципы проектного финансирования. «Фактически готовится новая реформа в рамках уже заложенных в проекте бюджета средств. Поэтому мы должны четко понимать цели, методы и последствия данных новаций». Председатель СФ поручила профильным комитетам верхней палаты парламента внимательно подойти к этому вопросу.

«Экономический рост невозможен без серьезных вложений в человеческий капитал, — подчеркнула Валентина Матвиенко. — Необходимые средства на повышение зарплат должны быть предусмотрены. Бюджет также должен обеспечивать строительство школ, поддержку науки, культуры, образования и здравоохранения. Совет Федерации будет настаивать на финансировании из федерального бюджета закупки лекарств для детей, страдающих редкими заболеваниями».

«Настройка экономики на режим ускоренного экономического роста возможна лишь при масштабных инвестициях», — считает Валентина Матвиенко. По ее мнению, мощную поддержку инвестициям должна оказать и программа инфраструктурной ипотеки и при «настройке» этих новых инструментов кредитования необходимо использовать наработанный опыт Фонда развития промышленности. «Уместным будет задействовать потенциал Фонда и при реализации программы «Цифровая экономика».

По мнению Председателя СФ, одним из генераторов спроса на цифровые технологии должен стать федеральный бюджет, в связи с чем необходимо тщательно проанализировать все государственные программы и практически в каждой предусмотреть мероприятия, направленные на цифровизацию экономики.

«Решение задачи опережающего социально-экономического развития России, конечно же, невозможно без адекватной налоговой политики. К сожалению, наша налоговая система пока не полностью отвечает предъявляемым требованиям. А перед нами стоит задача найти резервы дополнительных доходных поступлений, сохранив на неизменном уровне фискальную нагрузку на налогоплательщиков. Один из таких резервов — сокращение теневого сектора экономики», – сказала Валентина Матвиенко.

Она напомнила о том, что еще в конце декабря 2013 года Президент России дал поручение Правительству РФ определиться с правовым статусом «самозанятых» граждан. «Совет Федерации предлагает введение в этой сфере патентного налогообложения. Необходимо окончательно решать данный вопрос и вводить эту категорию граждан в правовое поле».

Валентина Матвиенко затронула вопрос о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН). «С этого года мы добились ограничения размера убытков, подлежащих учету участниками КГН при определении налоговой базы. Порог установлен в пятьдесят процентов. Эта мера дает региональным бюджетам необходимые им дополнительные доходы. Однако мы считаем, что стоит сделать следующий шаг и ограничить списание убытков тридцатью процентами».

«Главой государства поставлена задача обеспечить частичное зачисление в региональные бюджеты доходов от налогов и сборов, которые дополнительно получены в результате деятельности органов государственной власти субъектов Федерации. До сих пор Правительством не приняты соответствующие нормативные акты. Совет Федерации будет держать на контроле и добиваться выполнения данного поручения», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

Она также указала на необходимость разобраться с методикой оценки эффективности налоговых льгот. «Сроки не исполняются. А без методики работа на местах буксует. Чтобы форсировать процесс, надо установить мораторий на новые льготы по налогам, которые идут в региональные и местные бюджеты, распространить на действующие правило «двух ключей».

В качестве примера Валентина Матвиенко привела льготу на движимое имущество. «Сроки этой льготы истекли. Сейчас Правительство вновь вносит предложение о продлении этой льготы, а это — выпадающие доходы наших регионов».

Еще одна чувствительная тема, по мнению Валентины Матвиенко, это реализация поручения Президента России об увеличении бюджетных ассигнований региональным дорожным фондам.

Трансляция парламентских слушаний в Совете Федерации на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

«Представленный проект бюджета не содержит решения этой задачи. Более того, он увеличивает еще на год несправедливое распределение акцизов на бензин и топливо между центром и регионами. Увеличение доли федерального бюджета было временной мерой – только на три года. В 2020 году необходимо вернуться к зачислению в бюджеты субъектов прежних восьмидесяти восьми процентов акцизов на бензин и топливо, как и предусматривалось до сих пор. Надо внести изменения в федеральный бюджет. К 2020 году доходы регионов должны быть возвращены».

Председатель СФ считает принципиально важным не допускать сокращения финансовой помощи регионам. «Ужесточение требований по государственному долгу и дефициту может привести к тому, что регионы не смогут профинансировать обязательные расходы. Вводить ограничения нужно плавно, поэтапно, не сокращая объемы финансовой помощи. Дотации должны предоставляться субъектам Российской Федерации без установления направлений их использования. Такой закон по инициативе нашей палаты принят».

Валентина Матвиенко отметила, что поддержку регионам должна оказать мощнейшая семилетняя программа реструктуризации бюджетных кредитов. «Важно «не задушить» субъекты Федерации избыточными условиями и требованиями. Как это произошло в случае с предоставлением бюджетных кредитов».

«Несмотря на общую положительную динамику – госдолг регионов с начала года уменьшился на шесть с половиной процентов – в ряде субъектов наблюдается рост долговой нагрузки. Универсализм в этих вопросах неприемлем. Надо точечно разбираться с каждым регионом и последовательно двигаться в сторону формирования новой системы межбюджетных отношений, активно стимулирующей субъекты на развитие собственного экономического потенциала», — сказала Валентина Матвиенко.

Председатель СФ призвала руководство на местах проявлять больше инициативы в использовании налоговых механизмов для повышения доходов.

С основным докладом выступил Министр финансов РФ Антон Силуанов. Он подчеркнул, что парламентские слушания позволят уточнить параметры проекта бюджета и законов, которые его сопровождают.

Антон Силуанов отметил, что при подготовке бюджета ведомство руководствовалось двумя задачами: вывести динамику реальных доходов населения на положительный уровень и на протяжении трех лет вывести темпы роста экономики на уровень не ниже мировых.

Министр рассказал о предусмотренных в проекте бюджета стимулах экономического роста. «Мы учитываем, что будут продолжать снижаться ставки по кредитам за счет сохранения низких темпов инфляции. Это позволит повысить доступность кредитов и увеличить рост частных инвестиций. Для этого мы снижаем дефицит бюджета с 2,2 процентов ВВП в текущем году до 1,4 процента в следующем году и ниже 1 процента в 2019 −2020 годах. Это позволяет ЦБ снизить ключевую ставку», — сказал он.

Антон Силуанов проинформировал о мерах налогового стимулирования. В этой сфере предусматривается не увеличивать налоговое бремя. «Мы вводим новые дополнительные преференции для тех участников экономической деятельности, которые вкладывают средства в инвестиции».

По его словам, Министерство финансов РФ подготовило и внесло в Государственную Думу законопроект по внедрению инвестиционной льготы, введение которой будет осуществляться субъектом РФ самостоятельно.

Будет развиваться такой инструмент, как специнвестконтракт. «Российская Федерация, субъект РФ и инвестор договариваются об инвестициях в определенное производство, и федеральный центр гарантирует неизменность налоговых условий на всем этапе реализации этого проекта. Мы уже заключили около семидесяти специнвестконтрактов на территории России», — пояснил Антон Силуанов.

Еще один инструмент – бюджетная поддержка, отметил глава Министерства финансов. Продолжатся действующие меры финансирования инфраструктуры. «Кроме того, необходимо отметить «фабрику проектного финансирования», когда коммерческие банки структурируют проект совместно с Внешэкономбанком», — сказал Антон Силуанов.

По его словам, Министерство будет предлагать парламентариям рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований в Фонд развития промышленности на 16 млрд руб. для его докапитализации. Будет также продолжена программа поддержки малого и среднего бизнеса.

Министр рассказал о создании условий для роста экономики регионов. В частности, в качестве мер стимулирования развития бизнеса в субъектах РФ предусмотрена такая мера как грантовая поддержка. В 2016 г. она составила 5 млрд руб., в 2017 г. и последующие годы – по 20 млрд руб.

Начиная с 2018 г. будет действовать норма для регионов, которые получают прирост по прибыли. Из трех проц. налога на прибыль, поступающих в федеральный бюджет, два проц. будет возвращаться в субъект РФ.

Антон Силуанов также отметил, что продолжится практика возмещения регионам из федерального бюджета их затрат на инфраструктуру, создания производственных парков, технопарков за счет тех налогов, которые федерация получает от резидентов этих промышленных парков.

Министр затронул тему межбюджетных отношений. В этой сфере ставится две задачи — обеспечение регионов устойчивой базой и вывод их из возникших долговых проблем. «Предусмотрена беспрецедентная реструктуризация долгов – это даст на два ближайших года высвобождение обязательств у субъектов РФ на сумму 430 миллиардов рублей. Это тот объем бюджетных кредитов, которые регионы должны вернуть федеральному бюджету. Все необходимые соглашения с регионами будут заключены до 1 января 2018 года».

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова остановилась на некоторых оценках прогноза социально-экономического развития РФ до 2020 г. и основных параметров бюджета. Как заявила Татьяна Голикова, снижение темпов мирового экономического роста будет оказывать сдерживающее влияние на динамику цены на нефть, которая, согласно прогнозу, к концу 2018 г. снизится до 41,2 долл. за баррель и в 2019 и 2020 г. составит 41,6 и 42,4 долл.

По мнению главы Счетной палаты, имеются риски недостижения прогнозируемого прироста инвестиционного спроса за счет расширения кредитования. Это может быть вызвано невысокими темпами прироста объемов кредитования корпоративного сектора.

Татьяна Голикова отметила, что в прогнозе не отражены меры по обновлению основных фондов в целом по экономике, а в сфере образования и здравоохранения Министерство экономического развития ограничилось указанием доли этих отраслей в общем объеме инвестиций.

Доходы федерального бюджета спланированы с учетом изменения налогового законодательства, подчеркнула глава Счетной палаты. В связи с этим непринятие внесенных налоговых законов до рассмотрения проекта бюджета в первом чтении имеет риски для сформированных параметров доходной части бюджета.

«В качестве безусловного достоинства расходной части федерального бюджета можно отметить продолжающуюся в 2018–2020 годах работу Министерства финансов по совершенствованию межбюджетных отношений. Это упорядочение расходных обязательств регионов, формирование модельных бюджетов, уточнение на этой базе методики распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности», — сказала Татьяна Голикова.

Первый заместитель Председателя Центрального банка РФ Ксения Юдаева проинформировала об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые одновременно с проектом бюджета представляет ЦБ. «В целом наше видение ситуации в экономике и ее развития совпадает с видением Правительства», — отметила она.

«У нас два сценария. В первом цена на нефть достаточно быстро корректируется к среднесрочному равновесному уровню, который мы оцениваем примерно в 40 долларов за баррель в постоянных ценах. Во втором она остается на текущем уровне и даже несколько подрастает в течение трехлетнего периода. В обоих сценариях инфляция на протяжении всего периода будет находиться вблизи четырех процентов, хотя может несколько колебаться вокруг этого уровня. Экономика будет продолжать расти, и темпы экономического роста достаточно быстро стабилизируются на уровне потенциального, который мы оцениваем в полтора-два процента в год», — сказала Ксения Юдаева.

Губернатор Пермского края Максим Решетников отметил необходимость в условиях существенного снижения инфляции обеспечить стабильность доходов региональных бюджетов. Он также высказался за жесткую увязку реализации собственных налоговых полномочий региона и предоставляемых из федерального бюджета дотаций.

Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова Жданова
Наталья Николаевна
Губернатор Забайкальского края
рассказала о бюджетной ситуации в этом регионе, где в последнее время наблюдается положительная динамика поступления собственных доходов и, по оценке за текущий год, темп роста составит 2,3 проц.

Председатель Законодательного Собрания Калужской области Виктор Бабурин считает важным, что формируемый бюджет рассчитан на трехлетний период. «Это значительно повышает качество планирования, что необходимо для повышения инвестиционной привлекательности региона».

Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров Евкуров
Юнус-Бек Баматгиреевич
Глава Республики Ингушетия
поднял вопрос о необходимости инвентаризации расходных полномочий, возложенных на субъекты РФ федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, их влияния на сбалансированность региональных бюджетов и выявления избыточных полномочий.

Как сообщил губернатор Кировской области Игорь Васильев Васильев
Игорь Владимирович
Губернатор Кировской области
, в регионе накоплен значительный объем кредитной задолженности, который приближается к объему собственных средств. «Озвученное Президентом РФ решение о запуске с 2018 года программы реструктуризации считаем своевременным и существенным для бюджетов таких регионов, как Кировская область», — сказал губернатор.

Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Владимир Киселев затронул вопросы, связанные с замещением коммерческих кредитов бюджетными, наполнением региональных бюджетов и др.

Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия Вячеслав Наговицын Наговицын
Вячеслав Владимирович
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия
Наговицын Вячеслав Владимирович
поднял тему исполнения в регионе программы обязательного медицинского страхования, индексации тарифа на неработающее население, а также обеспечения жильем детей-сирот.

Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области Василий Иконников Иконников
Василий Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области
Иконников Василий Николаевич
затронул вопросы реструктуризации бюджетных кредитов, выполнения соглашений, подписываемых субъектами РФ при выдаче кредитных средств, а также лекарственного обеспечения льготников.

Председатель правительства Сахалинской области Вера Щербина сообщила о планируемых изменениях в бюджетный кодекс, касающихся Сахалинской области, которые затрагивают налог на прибыль.

Первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Хакасия Евгений Серебренников Серебренников
Евгений Александрович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Хакасия
Серебренников Евгений Александрович
подчеркнул необходимость предусмотреть в проекте бюджета индексирования денежного содержания военнослужащих, а также выделения бюджетных ассигнований министерствам «силового блока» для строительства или приобретения жилья.

Заместитель губернатора Мурманской область Роман Дурягин поднял проблемы, связанные с сокращением дотаций региону на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также дотаций для расположенных в области ЗАТО.

Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области Владимир Кравченко Кравченко
Владимир Казимирович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области
Кравченко Владимир Казимирович
затронул вопрос уменьшения дотаций региону на три процента, несмотря на то, что область стабильно приносит значительный доход в бюджет РФ.

В ходе мероприятия также выступили ректор «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, ректор Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ Сергей Синельников-Мурылев.

Подводя итог парламентских слушаний, Валентина Матвиенко отметила, что Совету Федерации, руководителям регионов и Министерству финансов РФ поэтапно удается решать острые вопросы, касающиеся бюджетной сферы.

«В непростых экономических и финансовых условиях Минфин внес сбалансированный бюджет, ориентированный на развитие регионов», — подчеркнула Председатель СФ.

Она также отметила, что в ходе обсуждения было высказано много замечаний и предложений, которые должны быть максимально учтены ко второму чтению.