Председатель

В. Матвиенко: Стратегия пространственного развития имеет ключевое значение для России и ее регионов

В Совете Федерации состоялись парламентские слушания «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации».


Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
провела парламентские слушания «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации».

По словам Председателя СФ, разработка одного из важнейших документов стратегического планирования — Стратегии пространственного развития — вопрос, имеющий ключевое значение для развития России и ее регионов, а площадка Совета Федерации — главное место, где такие вопросы должны обсуждаться.

Смотрите также

«Стратегия пространственного развития должна представлять собой фундамент для разработки и увязки между собой других стратегий, национальных проектов и государственных программ социально-экономического развития страны. Поддержание устойчивости системы расселения должно базироваться, прежде всего, на экономических приоритетах, реализация которых позволит обеспечить создание и обновление инфраструктуры и решить социальные задачи», — считает Валентина Матвиенко.

По ее мнению, от сбалансированности пространственного развития во многом будет зависеть успех реализации задач, поставленных Президентом России в Послании Федеральному Собранию и в «майском» Указе главы государства.

Как отметила Председатель СФ, рассогласованная политика в сфере пространственного развития приводит к необоснованному «стягиванию» населения крупными промышленными центрами и агломерациями, усилению роли крупных городов в экономике страны и концентрации экономической деятельности в центрах экономического роста. Попутно этим процессам, сказала Валентина Мативенко, растут транспортные и экологические проблемы, социальные диспропорции, сохраняется низкая миграционная подвижность населения и низкая транспортная доступность территорий внутри страны, в том числе недостаточная связанность «центров экономического роста», наличие «узких мест» на подъездах к морским портам и крупным международным пунктам пропуска. «Следует констатировать, что мы еще не научились в полной мере использовать наш транзитный потенциал».

«Принципиально важно создать такие условия, при которых все без исключения территории нашей страны получат возможность развиваться и реализовать свои конкурентные преимущества и экономическую специализацию».

Выступление Председателя СФ на парламентских слушаниях, посвященных разработке Стратегии пространственного развития

Валентина Матвиенко напомнила, что эта тема поднималась на недавней встрече Президента России с членами Совета законодателей.

«Глава государства поддержал нашу позицию. «Майским» Указом Президента Правительству на основе Стратегии пространственного развития поручено разработать с участием субъектов Федерации и до 1 октября этого года утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», — напомнила Председатель СФ.

«Комплексный план развития инфраструктуры должен быть утвержден уже в октябре. Значит, Стратегия пространственного развития должна увидеть свет этим летом», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

Вместе с тем она отметила, что в Совете Федерации уже неоднократно рассматривали разные варианты проекта Стратегии, но пока не удовлетворены ходом разработки документа, хотя была выработана определенная очередность и последовательность принятия документов стратегического планирования, которые должны вытекать один из другого и обеспечивать сбалансированность по целям, по задачам и по ресурсам.

«Стратегия пространственного развития разрабатывается сегодня в отсутствие прогноза и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Отсутствует очень важный документ, а именно бюджетный прогноз Российской Федерации, который должен давать оценку возможности бюджетов всех уровней для реализации стратегических целей и задач», — отметила Валентина Матвиенко.

Д. Мезенцев
М. Орешкин
Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития
Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития
Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития
Ю. Росляк
А. Варфоломеев и В. Кравченко
В. Зганич и О. Тимофеева
Д. Шатохин
И. Каграманян и В. Рязанский
Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития
Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития
Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития
Е. Перминова и М. Щетинин
Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития
М. Орешкин
Д. Мезенцев
А. Цыденов
В. Владимиров
А. Майоров
Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития

Д. Мезенцев

1 из 21

М. Орешкин

2 из 21

Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития

3 из 21

Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития

4 из 21

Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития

5 из 21

Ю. Росляк

6 из 21

А. Варфоломеев и В. Кравченко

7 из 21

В. Зганич и О. Тимофеева

8 из 21

Д. Шатохин

9 из 21

И. Каграманян и В. Рязанский

10 из 21

Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития

11 из 21

Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития

12 из 21

Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития

13 из 21

Е. Перминова и М. Щетинин

14 из 21

Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития

15 из 21

М. Орешкин

16 из 21

Д. Мезенцев

17 из 21

А. Цыденов

18 из 21

В. Владимиров

19 из 21

А. Майоров

20 из 21

Парламентские слушания, посвященные разработке Стратегии пространственного развития

21 из 21

По ее мнению, Стратегия пространственного развития должна быть нацелена на обеспечение достойных условий жизни для граждан независимо от того, где они проживают; у людей должна быть возможность получать такие же государственные услуги и социальные блага, как и у жителей крупных городов.

«Совет Федерации последовательно выступает за дальнейшее внедрение стандарта благополучия. Смысл этого инструмента заключается в том, чтобы каждому гражданину, независимо от места его проживания, был обеспечен определенный стандарт доходов и услуг, который гарантирует достойные условия жизни. Такой подход полностью лежит в русле задач, поставленных Президентом России», — напомнила глава верхней палаты парламента.

По ее мнению, для того чтобы стать эффективно работающим механизмом, стандарт благополучия, во‑первых, должен реально использоваться в ходе бюджетного планирования, в том числе при формировании «модельных бюджетов» регионов. «Это позволит объективно оценить способность каждого субъекта Федерации реально обеспечить повышение уровня жизни».

Кроме того, по словам Валентины Матвиенко, система социальной защиты должна базироваться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета. «Многие регионы, определяя критерии нуждаемости, уже устанавливают их на уровне выше прожиточного минимума. Минимальный потребительский бюджет охватывает не только материальные, но и духовные потребности человека, то есть является базовым условием для дальнейших шагов по внедрению стандарта благополучия».

Председатель СФ также отметила, что непозволительно мало внимания уделяется развитию социальной инфраструктуры на местах, в средних и малых городах.

Валентина Матвиенко обратила внимание на развитие транспортных коммуникаций. «Но сегодня уровень тарифов на транспортные услуги препятствует экономическому развитию регионов». В связи с этим Председатель СФ считает необходимым разработать закон о дифференцированном транспортном тарифе. «Главный принцип: чем дальше расстояние, тем дешевле становится каждый последующий километр. Это будет способствовать межрегиональным связям, содействовать вовлечению в экономический оборот удаленных территорий».

«Сейчас многие позиции будущей Стратегии пространственного развития Российской Федерации носят декларативный характер, так как не содержат конкретных механизмов реализации того или иного направления. Над этим тоже придется еще поработать. Важно обеспечить взаимную увязку Стратегии пространственного развития с бюджетным планированием», — сказала Валентина Матвиенко напомнив, что увязка всего массива документов стратегического планирования отраслевого и территориального характера на региональном и муниципальном уровнях в рамках единой четко функционирующей системы является одной из важнейших задач.

Председатель СФ предложила подумать над созданием государственного органа при Президенте России по вопросам стратегического управления или над тем, чтобы наделить дополнительными полномочиями Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «Этот орган должен выстроить единую вертикаль стратегического планирования и нести всю полноту ответственности за координацию процессов разработки, корректировки, мониторинга реализации документов в сфере стратегического и территориального планирования».

«В области пространственного развития ключевая роль принадлежит регионам. Им также необходимо провести работу по синхронизации региональных стратегий, планов экономического и социального развития с учетом задач и целевых показателей «майского» Указа главы государства», — отметила Председатель СФ.

«Бизнес тоже не должен оставаться в стороне от этих процессов, — подчеркнула она. — Мы живем в условиях рыночной экономики. И если наши бизнесмены будут думать не только о прибыли, но и о развитии территорий, о человеческом потенциале, о культуре и спорте, то лучше от этого, в конце концов, станет всем».

«Сегодня государственно-частное партнерство – это реальный механизм получения выгоды предпринимателями и одновременно решения государственных задач. Этот механизм надо интенсивнее использовать», — заключила Валентина Матвиенко.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин выступил с докладом «О разработке Стратегии пространственного развития РФ». Он сообщил, что работа над Стратегией пространственного развития продолжается. «Мы, безусловно, смотрим не только очень важный и богатый опыт Советского Союза, но и современный опыт. Во многих рыночных экономиках планирование пространственного развития, формирование пространственных политик, которое учитывает особенности территорий – это один из основных трендов».

По словам Министра, активная урбанизация — ключевой тренд пространственного развития в мире в последние десятилетия. «Происходит дальнейшее снижение доли сельского хозяйства и промышленности в пользу развития сферы услуг, которая обеспечивает максимальную концентрацию добавленной стоимости».

Как отметил Максим Орешкин, в Российской Федерации доля городского населения составляет около семидесяти пяти процентов. Основной тренд для России – так называемая вторичная урбанизация — перераспределение населения из средних городов в более крупные. «При этом одна из ключевых проблем – диспаритет экономического развития и качества жизни, который и приводит к серьезному перетоку населения».

По словам председателя Комитета СФ по экономической политике Дмитрия Мезенцева, Мезенцев
Дмитрий Федорович
представитель от исполнительного органа государственной власти Сахалинской области
Мезенцев Дмитрий Федорович
в рамках единства подходов, в том числе, размещения производственной инфраструктуры, следует принимать во внимание усилия регионов в поиске инвесторов, в развитии собственной промышленной базы. «Также нужно учитывать, что сегодня большое число граждан бывшего СССР, людей подготовленных, с хорошей квалификацией готовы были бы приехать, чтобы влиться в трудовые коллективы, не обязательно в Москве или Санкт-Петербурге, а в регионах», — считает сенатор.

Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко Мельниченко
Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
Мельниченко Олег Владимирович
отметил, что в марте 2018 года Министерство экономического развития впервые представило проект Стратегии на площадке Совета Федерации. «Мы ее подробно обсудили, выработали рекомендации, и целый блок этих рекомендаций уже нашел отражение в Стратегии: уточнен перечень целевых показателей, более четко по сравнению с предыдущей редакцией указано направление развития транспортной инфраструктуры, включая развитие транспортных коридоров, прописано положение об эффективности экономической специализации субъектов, появился раздел об Арктической зоне и Дальневосточных территориях». При этом, подчеркнул сенатор, пока нет положения, учитывающего специфику регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Олег Мельниченко также полагает, что следует более четко прописать цель сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов, обозначить в приоритетах ускоренное развитие опорного каркаса федеральной системы расселения на Дальнем Востоке и в Забайкалье на основе создаваемых новых предприятий и развития существующих.

В ходе парламентских слушаний выступили также глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, Цыденов
Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, Владимиров
Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края
эксперты, представители научного сообщества.