Принципы организации и деятельности общественных палат субъектов РФ обсудили в ходе совместного заседания Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству.
В Комитете СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности состоялся «круглый стол» на тему «Роль
общественных палат субъектов Российской Федерации в формировании активной
гражданской позиции». Мероприятие прошло при участии Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству.
Как отметил председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей
Кутепов,
Кутепов
Андрей Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
общественные палаты работают на сегодняшний день во всех
субъектах, включая Республику Крым и город Севастополь.
Сенатор напомнил, что Федеральный закон об общественных палатах субъектов Российской Федерации, автором которого выступила верхняя палата парламента, вступил в силу более года назад и за это время в регионах была наработана основательная практика по его реализации.
По словам Андрея Кутепова, за истекший период было проанализировано порядка сорока законов об общественных палатах и регламентов общественных палат субъектов РФ.
В ходе мониторинга выявлено, что не во всех субъектах законы и регламенты общественных палат приведены в соответствие с федеральным законом об общественных палатах субъектов. Встречаются также случаи, когда закон субъекта приведен в соответствие с федеральным, а регламент — нет. Выявлены также моменты, когда, например, Федеральный закон не содержит исчерпывающего перечня прав общественных палат субъектов. Или вопрос порядка доформирования общественной палаты в случае досрочного прекращения полномочий одного или нескольких членов. «Федеральное законодательство таких норм не содержит, на региональном уровне единого подхода нет».
По мнению сенатора, стоит рассмотреть вопрос о разработке и принятии в рамках Общественной палаты РФ модельного Регламента общественных палат субъектов, чтобы обеспечить единый минимальный стандарт в правовом регулировании деятельности общественных палат субъектов.
По мнению первого заместителя
председателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Любови Глебовой,
Глебова
Любовь Николаевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики
эффективным
инструментом для взаимодействия институтов гражданского общества и органов
власти стало принятие закона об основах общественного контроля. «Региональные
общественные палаты могут выступать организаторами общественного контроля,
осуществляемого в различных формах: общественного мониторинга, общественной
проверки, общественной экспертизы, а также в таких формах, как общественные
обсуждения, общественные (публичные) слушания, нулевые чтения региональных и федеральных инициатив и другие. Но этими механизмами пользуются далеко не все
регионы».
В работе «круглого стола» приняли
участие члены Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской
деятельности Виктор Озеров
Озеров
Виктор Алексеевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Хабаровского края
и Эдуард Исаков,
Исаков
Эдуард Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
члены Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин,
Цепкин
Олег Владимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области
Александр Башкин,
Башкин
Александр Давыдовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области
а также депутаты Государственной Думы, члены
Общественной палаты РФ и общественных палат ряда субъектов РФ.
Участники обсудили итоги деятельности региональных общественных палат после вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ».
Также были затронуты вопросы совершенствования действующего законодательства в целях повышения эффективности взаимодействия институтов гражданского общества и государства.