Главные темы

Когда будет принят новый закон о культуре. Интервью Председателя Совета Федерации В. Матвиенко «Парламентской газете»

По словам Валентины Матвиенко, документ может появиться уже в первой половине наступающего года.

О том, что делает власть для повышения уровня жизни людей, о причинах медленной модернизации экономики и о справедливом распределении налогов между Москвой и регионами спикер Совета Федерации рассказала в интервью «Парламентской газете».


Валентина Ивановна, заканчивается 2017 год… Традиционно мы подводим итоги, строим планы на будущее. По вашему мнению, в каких областях законодательства в уходящем году удалось сделать особенно много?

— Законодательство — такая область, где далеко не всё можно измерить, взвесить, подсчитать. Поэтому любой ответ на такой вопрос не будет полностью свободен от субъективности.

Указ Президента России, объявляющий в нашей стране Десятилетие детства на 2018 — 2027 годы — это, несомненно, одно из наиболее значимых событий 2017 года.

Смотрите также

По моему мнению, в 2017 году было уделено много внимания вопросам семьи, материнства и детства. Причём, внимания не абстрактного, а практического, вылившегося в важные конкретные решения. Мы подвели итоги реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Главный итог этой работы я вижу в том, что мы повернули власть, все ее уровни и ветви, лицом к семье и детям, достигли зримых положительных результатов во всём, от чего зависит благополучие ребёнка, его семьи. Создан задел, фундамент, который позволяет двигаться в этой сфере дальше, выходить на рубежи здоровья, развития, защиты детей, поддержки семей, которые достигнуты в самых передовых в данном отношении странах. Именно на это нацелен указ Президента России, объявляющий в нашей стране Десятилетие детства на 2018 — 2027 годы. Это, несомненно, одно из наиболее значимых событий 2017 года. Потому что в глобальной конкуренции выигрывает та страна, которая превосходит остальные в качестве человеческого капитала. А это качество закладывается в детские и юношеские годы, определяется государственной политикой в области поддержки семьи, материнства и детства.

Президент России поручил нам продолжить работу в этой области. Совет Федерации до 1 марта должен подготовить предложения по созданию эффективного органа общественного контроля за выполнением плана мероприятий в рамках Десятилетия детства.

В течение года Совет Федерации рассмотрел и одобрил около 500 законов. Цифры впечатляют. И в то же время многих граждан настораживают. Можно ли обеспечить высокое качество законов при таком темпе законодательной работы? Да и действительно ли все принятые законы нужны? Все ли они осуществимы на деле?

— В уходящем году мы действительно одобрили много законов. Со всей ответственностью заявляю: среди них нет ни одного малозначимого или нереализуемого. Не принимается закон, если он не обеспечен необходимыми финансовыми, материальными, информационными ресурсами. Если мы не уверены в наличии управленческих механизмов его применения на практике.

В целом, я бы сказала, палата стала более взыскательной. Отклонение законов, уже принятых Государственной Думой, направление их в согласительную комиссию — не такая большая редкость, не ЧП.

Нам не приходится придумывать себе работу, грубо говоря, высасывать законы из пальца. В результате нехватки законодательных «мощностей» иные законопроекты годами пребывают в «запасниках». Пример тому — закон о культуре, который уже не один год находится в Государственной Думе. Действующий закон был принят ещё в 1990-е годы. Он устарел, не отвечает современным реалиям в этой сфере, не учитывает Основы государственной культурной политики. Понадобилось вмешательство Президента, напомнившего нам, что пора разработать новый закон, который остро необходим для важнейшей сферы духовной жизни страны. Нет сомнения, этот закон будет разработан — с участием членов Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, профильного министерства, законодателей. И он будет принят — возможно, даже в первой половине года. Как и закон, учитывающий специфику государственных закупок в этой области.

Что касается качества принимаемых законов, то, как известно, нет предела совершенству! Но если серьёзно, то, считаю, в этом плане мы добились многого. Мы научились разрабатывать и принимать «умные», эффективно работающие законы. За последние годы не приходилось кардинально менять ни один из них.

Непременной составляющей нашей работы является оценка законопроектов с точки зрения их соответствия ратифицированным Россией международным документам.

Путь к этому был непростым, но мы прошли его. Прежде всего, поставили прочный заслон популизму, использованию законотворчества в сугубо узких политических интересах. Привлекли к процессу разработки законов лучших экспертов, гражданское общество. В необходимых случаях выносим проекты на широкое общественное обсуждение. Ни один закон, регулирующий вопросы совместного ведения федерального центра и регионов, не принимается без согласования с субъектами Российской Федерации. Что особенно важно, региональные парламенты стали гораздо активнее использовать предоставленное им Конституцией право законодательной инициативы на федеральном уровне. Это дало нам возможность полнее и точнее учесть в законах запросы различных социальных слоёв, интересы регионов, отразить проблемы, с которыми они сталкиваются.

Непременной составляющей нашей работы является оценка законопроектов с точки зрения их соответствия ратифицированным Россией международным документам. Учитываем зарубежный опыт, в частности, модельные законы, разрабатываемые и принимаемые в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

Всё это позволило нам создать национальную правовую систему, отвечающую современным требованиям в данной сфере. Не хочу сказать, что все принятые законы совершенны, тем более, идеальны. Но среди них нет ни одного, который не нужен, бесполезен, не работает.

Опросы общественного мнения показывают, что ожидания людей, связанные с наступающим 2018 годом лучше, чем были в преддверии 2017 года. Тем не менее, доля тех, кто не ожидает перемен к лучшему и для своей семьи, и для страны пока остаётся значимой. Обоснованы ли их тревоги?

— Могу твёрдо сказать: государство видит, что немалой части граждан живётся материально нелегко. Осознавая остроту этой проблемы, власть включила её в практическую повестку дня своей деятельности в качестве «сквозной», приоритетной. Об этом ясно сказал Президент России В.В. Путин. Масштабы бедности в нашей стране, заявил он, унижают людей. Необходимо продолжить работу по снижению количества граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума.

И работа эта идет непрерывно. Бюджет на 2018 год отвечает требованиям, связанным со статусом России как социального государства. Так, будут проиндексированы пенсии, денежное довольствие военнослужащих. Продолжится реализация «майских» указов Президента. Повышение МРОТ до 85% от прожиточного минимума даст импульс повышению оплаты труда в разных отраслях бюджетной сферы. Идёт подготовка целого ряда нормативных правовых актов, направленных на усиление защищённости социально уязвимых слоёв населения, поддержку семей.

В то же время надо понимать, что главный путь повышения уровня благосостояния — это модернизация экономики. Я имею в виду здесь как её структурное и технологическое обновление, ведущее к увеличению высокооплачиваемых рабочих мест, так и улучшение делового климата, создание условий для развития предпринимательства. И в особенности — малого и среднего бизнеса. Его удельный вес в отечественной экономике в разы ниже, чем во многих других государствах. Думаю, Правительство России должно разобраться досконально в том, почему все шаги в этом направлении, предпринимавшиеся до сих пор, не дают ожидаемых результатов. И прийти, наконец, к решениям, которые сдвинут это дело с мёртвой точки. Малое и среднее предпринимательство особенно нужно регионам, муниципалитетам, где зачастую просто нет других способов создания рабочих мест. Его развитие должно стать одной из ключевых тем стратегии пространственного планирования, которая сейчас готовится. Со своей стороны Совет Федерации намерен принять самое активное участие в разработке соответствующих законов. Обеспечим «зелёную улицу» их прохождению в нашей палате.

Финансовая устойчивость субъектов Федерации, вопросы межбюджетных отношений федерального центра и регионов — ключевые темы для Совета Федерации. Вы отмечали множество проблем в этой сфере, и вот, кажется, ситуация начала улучшаться …

— Поднимая эти проблемы, мы находили понимание необходимости их решения и у Президента, и у Правительства. У нас федеративное государство, и его «составные части» — регионы, с одной стороны, не должны находиться в жесточайшей зависимости от федерального бюджета. С другой стороны, и по той же причине — все мы являемся единой страной, одним государством — нельзя считать нормальным, когда целые регионы находятся под такой долговой нагрузкой, что их норовят называть «банкротами». Конечно, власть никакого банкротства не допустит, но факт остается фактом, у некоторых субъектов Федерации, как говорится в пословице, «долгов — что на собаке репьев».

Работа над развитием межбюджетных отношений шла постоянно, но в прошедшем году, действительно, приняты решения, способные всерьез изменить ситуацию. По предложению Совета Федерации в регионах провели инвентаризацию бюджетных полномочий. Результаты показали, что в большинстве субъектов Российской Федерации полномочий больше, чем источников для их исполнения. Значит, рост задолженности неизбежен — математические законы, правила на сложение никто не отменял, и на чудеса рассчитывать не приходится.

Региональные власти должны и сами проявлять активность, максимальную инициативность для преодоления своих проблем с бюджетом.

Результатом совместной работы Совета Федерации и Правительства, Министерства финансов стало выделение из федерального бюджета значительных средств для поддержания таких регионов. Вы знаете о принятой по инициативе В.В. Путина программе реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам регионов. Только в течение двух ближайших лет это даст субъектам Федерации более 400 млрд. рублей дополнительных средств.

Однако наша основная цель: изменить саму концепцию межбюджетных отношений. Налоговые доходы между федеральным центром и субъектами Российской Федерации должны распределяться более справедливо, в соответствии с возложенными на регионы полномочиями, принципами федерализма. Могут быть пересмотрены и перераспределены расходные полномочия.

Региональные власти должны и сами проявлять активность, максимальную инициативность для преодоления своих проблем с бюджетом. Вспомню еще одну пословицу: «долго спать — долг наспать». Не то чтобы какой‑то регион «спал», накапливая свою задолженность, но каждый ли использовал все имеющиеся возможности для социально-экономического развития? Та ротация губернаторов, которую мы сейчас наблюдаем, призвана, в том числе, использовать энергию новых кадров, активизировать творческие силы на местах, способствовать внедрению современных методов работы.

Какое событие я еще бы отметила — в 2017 году Совет Федерации выполнил свою конституционную функцию, назначил выборы Президента России, определил их дату. Есть все основания утверждать, что сегодня Россия располагает в этой сфере развитой правовой базой, в полной мере отвечающей современным международным стандартам. А по ряду позиций — превосходящей их. Мы сделаем всё, чтоб президентские выборы прошли в строгом соответствии с законодательством, были прозрачными и честными. 

Страна вступает в новый этап развития. Нам предстоит решать непростые, во многом новаторские задачи. Уверена, мы с ними справимся.

 Источник: «Парламентская газета»