Сенатор провела «круглый стол» на тему «Административно-деликтное законодательство: вопросы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ».
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова
Рукавишникова
Ирина Валерьевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области
провела «круглый
стол» на тему «Административно-деликтное
законодательство: вопросы разграничения предметов ведения Российской Федерации
и субъектов РФ».
Мероприятие состоялось в РАНХиГС. В нем участвовали члены СФ, депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты РФ, представители Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, региональных органов государственной власти образовательного и научного сообществ.
Ирина
Рукавишникова
отметила, что мероприятию предшествовала серьезная работа. Комитетом Совета
Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
был проведен мониторинг и анализ текущего состояния данной сферы. Направлены
запросы и письма в федеральные органы государственной власти, в законодательные
и исполнительные органы власти всех субъектов РФ, а также представителям
научного сообщества. «Исходя из полученной нами информации можно сделать вывод
о том, что рассматриваемая сегодня тематика является краеугольным камнем
современного административно-правового регулирования и имеет доктринальное и практическое измерение».
Действующий Кодекс требует серьезного пересмотра и корректировки
Сенатор указала, что действующее правовое регулирование, как показывает практика, не решило имеющихся проблем в законодательном регулировании и в правоприменении. «Очевидно, что действующий Кодекс требует серьезного пересмотра и корректировки, в том числе в части разграничения административно-деликтных полномочий Российской Федерации и регионов».
По словам Ирины Рукавишниковой, практически все регионы единодушно
высказались о необходимости скорейшего разрешения целого ряда проблем. При этом
лидируют такие сферы, как благоустройство и охрана общественного порядка и общественной безопасности.
«Нами получено порядка 30 предложений, направленных на совершенствование КоАП, как в сфере разграничения предметов ведения между Российской Федерацией, так и по другим вопросам законодательного регулирования и правоприменения административной ответственности», — сказала она.
По словам парламентария, важнейшей проблемой в настоящее время является несоответствие существующего принципа разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях потребностям общества. В большинстве субъектов РФ нормы региональных законов, предусматривающие административную ответственность за нарушения, находящиеся в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов, становятся предметом прокурорского реагирования как несоответствующие федеральному законодательству. При этом суды в подавляющем большинстве случаев занимают сторону прокуратуры. Если в отраслевом федеральном законодательстве, принятом по предметам совместного ведения, предусмотрено, что ответственность наступает в соответствии с законодательством РФ, то данный вопрос может иметь только федеральное значение. И, несмотря на отсутствие в КоАП РФ соответствующих норм, региональный закон признается противоречащим федеральному кодексу.
«Субъекты РФ бьют тревогу, называя сложившуюся ситуацию «эрозией» регионального административно-деликтного законодательства и всерьез опасаются, что вскоре их специально созданные административные комиссии и прочие правоприменительные органы станут рудиментом административно-юрисдикционной системы», — сказала сенатор.
В связи с этим регионами неоднократно предпринимались попытки законодательного закрепления в КоАП РФ полномочия субъектов РФ в сфере так называемого «опережающего правового регулирования», а точнее полномочий закреплять своими законами административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, в том числе устанавливающих правовые нормы по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, если ответственность за правонарушение не установлена в федеральном Кодексе, сказала Ирина Рукавишникова.
«Вторая актуальная проблема регионального значения, которая также является следствием несовершенства действующего КоАП РФ, – это проблема составления протоколов сотрудниками полиции по тем составам административных правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности, которые установлены региональными законами. С июля 2014 года регионы обязаны самостоятельно обслуживать все региональные составы, либо заключать соответствующие соглашения с МВД России. Сейчас, по имеющейся информации, соглашения заключили только 16 субъектов Российской Федерации. Регионы предлагают либо отменить механизм возмездных соглашений, либо включить наиболее типичные для регионов составы в федеральный кодекс. Тем более что их перечень уже сформирован МВД России», — сказала Ирина Рукавишникова.