Все новости

Б. Жамсуев: Территории опережающего развития должны обеспечивать как интересы бизнеса, так и интересы жителей регионов

Состоялось заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона.


Заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Баир Жамсуев Жамсуев
Баир Баясхаланович
представитель от исполнительного органа государственной власти Забайкальского края
Жамсуев Баир Баясхаланович
провел заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона, посвященное эффективности создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в ДФО.

На мероприятии рассмотрены экономические, социальные, правовые и экологические проблемы, связанные с организацией территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке.

Смотрите также

Баир Жамсуев отметил, что обсуждаемая тема  непростая и многоаспектная, поскольку территория опережающего развития (ТОР) это территория с особым правовым режимом ведения предпринимательской деятельности с масштабными налоговыми и административными государственными преференциями.

Сенатор напомнил, что создание и функционирование ТОР регулируется Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», а Государственной Думой в первом чтении принят внесенный Правительством РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является совершенствование условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности ТОР.

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Вячеслав Штыров
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

1 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

2 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

3 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

4 из 23

Вячеслав Штыров

5 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

6 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

7 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

8 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

9 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

10 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

11 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

12 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

13 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

14 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

15 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

16 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

17 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

18 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

19 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

20 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

21 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

22 из 23

Заседание Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона

23 из 23

Баир Жамсуев привел данные Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, в соответствии с которыми на территории Дальнего Востока создано восемнадцать ТОР. Кроме этого приняты решения о создании еще двух ТОР «Забайкалье» и «Бурятия» в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа.

ТОР должны быть ориентированы на инвесторов, обеспечивать международные конкурентоспособные условия для ведения бизнеса

«Несмотря на успешную в целом реализацию проекта регионального развития на Дальнем Востоке, мы можем констатировать наличие нескольких групп проблем, возникших в процессе функционирования ТОРов. Эти проблемы требуют самого серьезного внимания и принятия соответствующих мер»,  считает Баир Жамсуев.

«Неосторожные и недостаточно обоснованные сценарии развития ТОР не только не приведут к устойчивому развитию регионов, но и могут подорвать его. Риски государства в таком случае могут стать достаточно и необоснованно высокими», – подчеркнул сенатор.

По его мнению, слабая технико-экономическая проработка проектов ТОСЭР и бизнес-планов конкретных резидентов (так как у заявителей не хватает ресурсов для организации этой работы) может привести к невыполнению контрольных индикаторов эффективности проектов, проблемам с финансовыми институтами и ухудшению имиджа этого инструмента территориального развития (как это случилось с особыми экономическими зонами (ОЭЗ).

«Идеология создания ТОСЭР находится в русле политики невмешательства государства в экономику, при которой задачей государства определено лишь формирование условий для ведения бизнеса. Аналогичные задачи до этого возлагались на особые ОЭЗ и зоны территориального развития (ЗТР), которые, увы, пока не дали результата. Однако стоит подчеркнуть, что сегодня ТОР являются во многом улучшенным вариантом раннее существующих особых экономических зон и других территорий для осуществления предпринимательской деятельности», – сказал Баир Жамсуев.

По его словам, для минимизации рисков от проектов ТОР предлагается формализовать федеральные и региональные задачи, стоящие перед ТОР; проводить более активную отраслевую государственную политику в целях формирования на ТОР не разрозненных производств, а производственных цепочек, интегрирующих резидентов друг с другом и с внешними производствами в России; упорядочить работу с резидентами, включая организацию экспертизы расчетов инвестиций для создания инфраструктуры ТОР и реализации проектов резидентов; одновременно разрабатывать региональные программы развития для интеграции и координации с проектами ТОР для мультипликации государственных инвестиций в последних. «Это потребует дополнительной методической, организационной и нормативно-правовой поддержки регионов, инициирующих проекты ТОР, со стороны федерального центра».

«ТОР должны быть в первую очередь ориентированы на инвесторов, обеспечивать международные конкурентоспособные условия для ведения бизнеса, так как по направлению развития ТОР Дальний Восток в течение ближайших десяти лет по мнению профильного Министерства, может получить 600 миллиардов рублей инвестиций и более 35 тысяч новых рабочих мест. Таким образом, появление механизма ТОР является, положительным и весьма нестандартным методом для развития Дальнего Востока. Он может выступить реальным драйвером для решения экономических, социальных и других проблем», — заключил Баир Жамсуев.

С докладом выступил первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Сергей Тырцев. Он сообщил о результатах, достигнутых со времени создания ТОРов на Дальнем Востоке, о планах по развитию территорий опережающего развития. Замминистра проинформировал, что на каждый рубль, вложенный в ТОРы из федерального бюджета уже привлечено четырнадцать рублей инвестиций. «Мы адресно работаем с каждым инвестором, постоянно предпринимаем усилия, чтобы сделать эти территории привлекательными для инвестирования», — отметил Сергей Тырцев.

Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк в своем докладе остановился на проблемах системного характера, в том числе в части координации действий участников процесса развития ТОРов.

Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева Талабаева
Людмила Заумовна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Приморского края
Талабаева Людмила Заумовна
акцентировала внимание на задачах сопряжения вопросов развития ТОРов с интересами и нуждами населения, проживающего в субъектах РФ, где расположены эти территории.

С сообщениями и вопросами по теме также выступили член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Брилка, Брилка
Сергей Фатеевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Иркутской области
Брилка Сергей Фатеевич
член Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов, Абрамов
Иван Николаевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Амурской области
Абрамов Иван Николаевич
а также Государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, заведующий Центром постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский, первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Жирков.

В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы, представители профильных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов РФ, входящих в состав ДФО, общественных организаций и научного сообщества.

По итогам работы принято решение, которое, после его доработки с учетом высказанных замечаний и предложений, будет направлен в заинтересованные организации.