Все новости

А. Клишас не видит оснований для принятия новой Конституции России

Сенатор встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону.


Организатором мероприятия выступила член Комитета СФ, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области Ирина Рукавишникова.

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас Клишас
Андрей Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Клишас Андрей Александрович
выступил в Ростовском государственном экономическом университете на встрече со студентами юридических вузов города. Тема выступления – «Конституционное развитие России на современном этапе».

Смотрите также

Сенатор указал, что вопросы развития конституции как самостоятельного юридического акта поднимают проблематику внесения в неё изменений, а также дискуссию о необходимости принятия нового Основного закона.

Андрей Клишас отметил, что дискуссии, касающиеся наличия в Конституции 1993 года недостатков, необходимости кардинальных конституционных реформ не прекращались в течение всего периода её действия.

«Новый виток своей актуальности они приобрели в прошлом году в связи с 25-летием данного акта. Вопросы конституционного развития стали темой многочисленных публикаций, как многих известных учёных конституционалистов, так и ряда государственных деятелей», — сказал парламентарий.

Андрей Клишас затронул тему влияния цифровизации на форму гарантий и реализации прав граждан. «Она предполагает возможность использования интернета или других современных информационных технологий. Иногда процессы информатизации затрагивают и само содержание прав или же имеют своим следствием появление в структуре конституционных прав новых субъективных прав, например, права на использование сети интернет в структуре права на информацию. Вместе с тем считаем, что в данном случае развитие конституционных положений возможно посредством принятия федеральных законов без изменения текста Конституции».

А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону
А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону
А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону
А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону
А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону
А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону
А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону

А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону

1 из 7

А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону

2 из 7

А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону

3 из 7

А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону

4 из 7

А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону

5 из 7

А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону

6 из 7

А. Клишас встретился со студентами юридических вузов, расположенных в Ростове-на-Дону

7 из 7

Сенатор рассказал, что недавно в Москве на основе специально принятого закона был проведён эксперимент по дистанционному электронному голосованию на выборах депутатов Московской городской Думы. В его рамках была возможна реализация гражданами активного избирательного права посредством сети интернет на основе использования специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. «Отметим, что действующие нормы Конституции, сформулированные в достаточной степени общим образом, уже позволили принять такой закон, и конституционность его положений ни у кого не вызывала сомнений».

Также граждане уже могут подавать обращения посредством электронной почты на основании закона о порядке рассмотрения обращений граждан, допускающей такую возможность, а правовая информация, как и судебные решения уже доступны в сети интернет, отметил парламентарий.

Помимо этого, в 2017 году законодательно была закреплена возможность использования электронных документов в рамках уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводств, в частности, подача исковых заявлений и иных процессуальных документов в электронной форме, в том числе путём заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети интернет, сказал он.

Андрей Клишас подчеркнул, что указанные нововведения не потребовали внесения изменений в Конституцию по тем причинам, что действующие конституционные нормы, сформулированные в достаточной степени общим образом, уже охватывают своим содержанием возможные новые формы реализации прав, не создавая никаких юридических препятствий для реализации соответствующих предложений, а потому не нуждаются в конкретизации.

Комментируя предложение ряда ученых принять новую Конституцию, сенатор указал, что это стало бы серьезным шагом в сторону смены всего государственного устройства, который предполагает определенный период политической дестабилизации, а потому несёт в себе общественно-политические риски. «В данном контексте считаем возможным привести аргумент из экономической науки, представители которой говорят о том, что экономическое развитие государства не в последнюю очередь предопределено стабильностью её политической системы», — отметил парламентарий.

Основанием принятия новой Конституции может служить только наличие широкого, четкого и понятного общественного запроса

«По данным причинам считаем, что основанием принятия новой Конституции может служить только наличие широкого, четкого и понятного общественного запроса. Отсутствие же общественного консенсуса выступает в качестве ограничения для проведения значимых правовых преобразований», — подчеркнул он.

По словам Андрея Клишаса, речь в данном случае должна идти именно о принципиальных разногласиях, о неприятии основополагающих принципов государственного устройства. Если же дело касается каких‑то конкретных государственных решений или, недовольство населения вызвано, например, недостаточностью или неэффективностью системы гарантий реализации прав граждан, то необходимые изменения могут быть внесены путем совершенствования действующего законодательства.

«Именно оно должно предусматривать закрепление дополнительных гарантий реализации конституционных прав и свобод, адекватных целям социальной и экономической политики на конкретном историческом этапе. Одна из основных задач законодателя в этом и состоит. Её решение при этом предполагает сохранение стабильности текста Конституции», — заключил сенатор.