Все новости

Группа сенаторов во главе с Е. Мизулиной внесла пакет законопроектов, направленных на защиту семьи

Подготовлены изменения в Семейный кодекс и другие законодательные акты.


Пакет законопроектов, объединенных под общим названием «О внесении изменений в Семейный кодекс и другие федеральные законы в целях укрепления института семьи», разработан специально созданной в 2016 году Временной комиссией Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию положений Семейного кодекса.

Смотрите также

 Работа над пакетом законопроектов велась три года. Ее возглавляла заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина. Мизулина
Елена Борисовна
представитель от исполнительного органа государственной власти Омской области
Мизулина Елена Борисовна
Было собрано и обобщено около 1500 законодательных предложений; осуществлен мониторинг состояния семейного законодательства, проанализированы более 280 правовых актов, в том числе более 200 из них нормативные; проведено 18 парламентских слушаний и круглых столов. В работе над законопроектом участвовали все крупнейшие родительские организации России.

Парламентарий рассказала, что в пакет вошли три законопроекта: «О внесении изменений в Семейный кодекс РФ в целях укрепления института семьи», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс РФ в целях укрепления института семьи» и «О внесении изменений в статью 31 Гражданского кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс РФ в целях укрепления института семьи». Основной законопроект о поправках в Семейный кодекс содержит 112 поправок в 69 из 170 статей Семейного кодекса, дополняет Семейный кодекс 2 новыми главами, 27 новыми статьями.

Авторами законопроекта также выступили сенаторы Елена Афанасьева, Афанасьева
Елена Владимировна
представитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области
Афанасьева Елена Владимировна
Александр Башкин, Башкин
Александр Давыдович
представитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области
Башкин Александр Давыдович
Римма Галушина, Галушина
Римма Федоровна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ненецкого автономного округа
Галушина Римма Федоровна
Максим Кавджарадзе, Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Липецкой области
Кавджарадзе Максим Геннадьевич
Людмила Нарусова, Нарусова
Людмила Борисовна
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Тыва
Нарусова Людмила Борисовна
Маргарита Павлова. Павлова
Маргарита Николаевна
представитель от исполнительного органа государственной власти Челябинской области
Павлова Маргарита Николаевна

Законопроект подготовлен с учетом новых положений Конституции РФ, в том числе таких, как возложение на государство обязанностей создания условий для достойного воспитания детей в семье, обеспечение приоритета семейного воспитания детей

Елена Мизулина отметила, что законопроект подготовлен с учетом новых положений Конституции РФ, в том числе таких, как возложение на государство обязанностей создания условий для достойного воспитания детей в семье, обеспечение приоритета семейного воспитания детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, сохранение традиционных семейных ценностей, необходимость защиты института брака как союза мужчины и женщины.

По ее словам, в основе концепции пакета поправок в семейное законодательства лежит презумпция добросовестности осуществления родителями родительских прав. Действия родителей считаются добросовестными, пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу судебным решением. Бремя доказывания недобросовестности родителя при осуществлении им родительских прав в отношении конкретного ребенка лежит на истце. Введение этого принципа позволяет пересмотреть всю существующую систему норм Семейного кодекса, регулирующих привлечение родителей и иных лиц, на попечении которых находится ребенок, к семейно-правовой ответственности.

Другой принцип, отметила парламентарий, – ребенок имеет право жить и воспитываться в родной семье. Родственникам детей должно быть гарантировано преимущественное право на их воспитание во всех случаях, когда родители детей временно не могут осуществлять свои родительские права, а также в случае отсутствия у них попечения родителей, подчеркнула законодатель.

 Пакет содержит комплекс поправок касающихся отобрания ребенка из семьи, лишения родителей родительских прав или ограничения их в родительских правах, установления факта утраты ребенком родительского попечения и порядка его устройства, института брака.

Законопроект предусматривает, в частности, что отобрание ребенка (принудительное разлучение ребенка с родителями) будет осуществляться только при виновном поведении родителей на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении родительских прав либо об их ограничении судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и лица, которому передается ребенок.

Елена Мизулина сообщила, что устанавливается исчерпывающий четкий перечень из 11 оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей, а также точный перечень документов, подтверждающих эти основания.

Законопроект прямо запрещает вхождение органам опеки в жилье для проверки бытовых условий проживания ребенка, факта отсутствия у него попечения родителей без согласия жильцов. Обеспечивается право ребенка во всех случаях, когда он остается без родителей, на устройство в семьи родственников и сохранение семейной атмосферы.

Органам опеки запрещается отказывать в передаче ребенка на попечение его родственникам по мотивам отсутствия у них достаточного уровня дохода, несоответствия занимаемого ими жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам, наличия у них на иждивении недееспособных лиц, если совместное проживание с ними не представляет опасности для жизни и здоровья ребенка, сказала сенатор.

«Вместо принудительного, жестокого по отношению к ребенку механизма отобрания у родителей в случаях широко толкуемой на практике «непосредственной угрозы жизни или здоровью», в Семейный кодекс включается новая глава о временных мерах защиты ребенка в ситуациях, когда родители временно не могут осуществлять свои обязанности, например, при задержании родителя либо при экстренной госпитализации родителя, который находится без сознания», — указала парламентарий.

Перечень случаев, в которых применяются временные меры является исчерпывающим и четко определенным. В таких ситуациях ребенок передается родственникам, иным близким ребенку лицам на период отсутствия родителей, и только при отсутствии такой возможности – в специализированное учреждение, которое обязано незамедлительно вернуть ребенка родителям по первому их требованию. При этом на полицию возложена обязанность содействовать возвращению ребенка родителям. Реализуют временные меры защиты те уполномоченные лица, которые работают в соответствующей ситуации. Например, медики, обеспечивающие эвакуацию родителя, который находится без сознания, передают ребенка родственникам. Если ребенку 10 лет, обязательно учитывается его мнение.

«Законопроект позволит оградить семьи от неоправданного вторжения чиновников и гарантировать конституционное право родителей на воспитание своих детей», — подчеркнула Елена Мизулина.