Необходимо внедрить нормативные документы с учетом рискоориентированного подхода и современного уровня технологического развития, отметил сенатор.
Член Комитета Совета Федерации
по экономической политике Юрий Важенин
Важенин
Юрий Ивановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
провёл в формате
видеоконференции «круглый стол» на тему «Мониторинг законодательного
регулирования отношений собственников земельных участков, находящихся в зоне
минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения и объектов
нефтегазового комплекса».
В заседании приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов,
Абрамов
Иван Николаевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Амурской области
заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Зобницев, представители
Министерства энергетики РФ, Ростехнадзора, Министерства строительства и ЖКХ РФ,
других профильных министерств и ведомств и госкорпораций
Юрий Важенин отметил, что обсуждаемая проблема возникла давно. «Отсутствие
прямых юридически обязывающих механизмов ограничения застройки и несущественные
меры наказания за нарушение правил охраны магистральных трубопроводов,
предусмотренные КоАП РФ, привели к неконтролируемой передаче земель в этих зонах
в частную собственность. Там появилось огромное количество жилых и коммерческих
строений. Надо отметить, что в данной ситуации виноваты все: федеральные органы
государственной власти не обеспечили должное нормативное регулирование,
субъекты РФ и органы местного самоуправления не вносили в территориальные схемы
охранные зоны, при этом раздавая в собственность земельные участки и выдавая
разрешения на строительство жилых и коммерческих объектов капитального
строительства. Собственники таких объектов не обращали должного внимания на строительство вблизи их объектов», — сказал парламентарий.
«Когда стали наводить порядок, пришлось сносить ряд строений. При этом в ходе рассмотрения споров судами зачастую не учитывались такие факторы как принцип добросовестности приобретения земельного участка, наличие реальной возможности получить информацию о его нахождении вблизи зоны прохождения магистрального трубопровода. Таким образом, многочисленные судебные иски предъявлялись законным владельцам земельных участков», — сказал сенатор.
Юрий Важенин отметил, что за 30 лет поменялись и технологии, и материалы. «Раньше газотранспортники работали вслепую. У них не было инструментария и механизмов, с помощью которых можно было бы осуществлять мониторинг состояния трубопроводов. Сегодня есть великолепная точная внутритрубная дефектоскопия, дистанционные системы обнаружения утечек. Для защиты наших граждан, для сокращения количества аварий, более детального и четкого мониторинга состояния особо опасных производственных объектов нужно обязать их делать это с определенной периодичностью».
По его словам, существует возможность сокращения зоны минимального расстояния до трубопроводов, но владельцам объектов нефтегазового комплекса это не вменяется в обязанность.
Ведущие организации по промышленной безопасности утверждают, что некоторые зоны минимальных расстояний можно безболезненно сократить в два раза. Это сняло бы две трети проблем по строениям вблизи трубопроводов, сказал сенатор.
Применение современных мер безопасности позволяет прокладывать магистральные трубопроводы практически в любых условиях, это вопрос не технический, а экономический, подчеркнул Юрий Важенин.
По его мнению, необходимо разработать и внедрить нормативные документы с учетом рискоориентированного подхода и современного уровня технологического развития. Нужно рассмотреть возможность создания рабочей группы из представителей федеральных органов исполнительной власти, Совета Федерации. Государственной Думы, субъектов РФ и других заинтересованных сторон для рассмотрения вопроса возможного снижения таких зон на основе риск-ориентированного метода расчетов.
Участники заседания рассмотрели вопросы ведения хозяйственной деятельности в зонах магистральных трубопроводов, законодательного обеспечения соблюдения охранных зон, возможности пересмотра нормативов с учетом новых материалов и технологий прокладки труб, систем безопасности и мониторинга.