Организаторы мероприятия – Комитет СФ по экономической политике совместно с Комитетом СФ по конституционному законодательству и государственному строительству.
Комитет Совета Федерации
по экономической политике совместно с Комитетом СФ по конституционному
законодательству и государственному строительству организовал «круглый стол» на тему «Формирование нормативного правового поля для применения больших данных в автотранспорте».
Провел заседание член
Комитета СФ по экономической политике Александр
Пронюшкин.
Пронюшкин
Александр Юрьевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Владимирской области
В мероприятии приняли участие первый
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному
законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова,
Рукавишникова
Ирина Валерьевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области
первый
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров,
Федоров
Юрий Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Удмуртской Республики
представители
Министерства транспорта РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций РФ, правительства Москвы, профессионального сообщества в области
сбора, хранения и обработки больших данных в автотранспорте, производства
автомобильных электронных приборов и телематики, программно-аппаратных систем,
«подключенного» транспорта.
Александр Пронюшкин отметил, что в настоящее время происходит бум цифровизации в транспортной отрасли. «Но стоит отметить, что технологическое развитие в сфере сбора и анализа больших данных существенно опережает правовое регулирования этих процессов. Это мешает их применению в отдельных отраслях экономики и развитию этой новой высокотехнологичной сферы».
«Большие данные являются драйвером всех крупных проектов в транспорте. «Умный город», интеллектуальнее транспортные системы, внедрение беспилотных автомобилей, оптимизация транспортных потоков на базе глобальной аналитики дорожного движения – это только часть проектов, которые сейчас реализуются», — подчеркнул Александр Пронюшкин.
По его словам, на сегодняшний момент одним из ключевых источников больших данных являются камеры фиксации правонарушений на дорогах. Но они могут передавать лишь ограниченное количество информации. «На деле же сценариев поведения транспортных средств на дороге, особенно в перспективе появления на трассах первых беспилотников, куда больше, чем заложено в искусственный интеллект камер. На данный момент это создает большую погрешность при использовании данных».
Сенатор отметил, что при анализе всех параметров важна быстрота реагирования на те или иные события. «Сегодня Росавтодор и ряд других государственных и частных компаний ведут разработку приложений, позволяющих водителям в один клик отправлять организациям, управляющим дорогами, данные о состоянии дорог. Подобные сервисы – основа для улучшения качества всей транспортной инфраструктуры», — сказал Александр Пронюшкин.
Парламентарий указал, что на государственном уровне ведется работа по цифровизации транспортной отрасли, совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров для использования больших данных в автотранспорте. На уровне Правительства Российской Федерации утверждена специальная программа. Министерством транспорта, Министерством промышленности и торговли, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России ведется работа над развитием отраслевой нормативной среды.
Ирина Рукавишникова
отметила, что в верхней палате действует Совет по развитию цифровой экономики,
который возглавляет первый заместитель Председателя СФ Андрей Турчак.
Турчак
Андрей АнатольевичГлава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай
Она проинформировала, что летом был внесен законопроект, который предоставляет Правительству РФ право устанавливать единые требования к камерам видеофиксации, в том числе при фиксировании ДТП.
Также сенатор напомнила, что Министерство транспорта разработало законопроект о такси, который находится на обсуждении. «Он решает важную задачу стандартизации подходов к обмену данными между агрегаторами такси и региональными органами государственной власти. Это позволит создать прозрачные правила на рынке».
По ее словам, предполагается, что на уровне регионов будут созданы региональные реестры и базы данных, появится возможность проведения онлайн проверки информации о водителях, действительности водительских удостоверений.
Ирина Рукавишникова подчеркнула, что заслуживает особого внимания вопрос регулирования иностранных агрегаторов такси, которые собирают персональные данные на территории РФ. «Принципиальный вопрос – все персональные данные, которые будут обрабатываться иностранными агрегаторами, должны осуществляться с учетом жестких требований, предусмотренных законами РФ. Они должны храниться и обрабатываться в Российской Федерации, любые утечки использования серверов за рубежом должны быть исключены».
«Это создаст грамотные конкурентные преимущества в том числе для российских агрегаторов и российских компаний и не допустит нарушения прав граждан в части защиты персональных данных», — подчеркнула она.