Эксперты обсудили проблемы административной ответственности.
В Совете Федерации состоялось расширенное заседание Экспертно-консультативного Совета при Комитете СФ по конституционному законодательству и государственному строительству и подкомитета по административному праву.
На мероприятии рассматривались критерии оснований наложения административного штрафа по ч. 1 статьи 20.25 КоАП РФ («Уклонение от исполнения административного наказания»), а также вопросы санкций (штрафов) для пользователей средств индивидуальной мобильности.
Открывая
заседание, председатель Экспертно-консультативного совета, член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин
Башкин
Александр Давыдовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области
сказал о намерении
изучить норму о неуплате административного штрафа в срок.
Сегодня лицо, не уплатившее административный штраф в течение 60 дней, обязано оплатить его в двойном размере – также в 60-дневный срок. «Получается, что человек оплачивает свое правонарушение в двойном размере. Формально, второй штраф – за отдельное правонарушение. Но общественная опасность содеянного остается прежней, а размер ответственности возрастает. При этом, не учитывается ни как именно возникло правонарушение, ни каким образом нарушитель был уведомлен об ответственности — на размер наказания это не влияет», — отметил сенатор.
По его словам, многие эксперты, специалисты обращают внимание на эти несостыковки.
«С одной стороны, с точки зрения буквы закона нарушений нет. А с точки зрения духа закона – можно усомниться. С помощью экспертов мы должны понять, можно ли законодательно усовершенствовать действие статьи. Во‑первых, уточнив основания для наложения штрафа. Во‑вторых, уточнив категории лиц, применительно к которым норма ч. 1 статьи 20.25 КоАП РФ могла бы не применяться или применяться в другом размере», — сказал Александр Башкин.
Также в рамках мероприятия обсуждался вопрос санкций (штрафов) для пользователей средств индивидуальной мобильности.
Участники отметили, что статистика использования таких средств показывает взрывной рост. Большинство пользователей ведут себя добросовестно, понимают и осознают все риски.
Тем не менее, по словам Александра Башкина, электросамокаты, моноколеса и иные аналогичные средства передвижения стали частым источником травм, повреждения имущества, а также гибели людей.
«С 1 марта 2023 года вступят в силу изменения в Правила дорожного движения, которые закрепляют понятие «средство индивидуальной мобильности» и устанавливают ряд требований по их эксплуатации. Вместе с тем, как контролировать соблюдение этих требований, какая должна быть ответственность за их нарушение – еще предстоит установить», – сказал сенатор.
В обсуждении обозначенных проблем приняли участие представители научного, экспертного сообщества.