Изменения были инициированы Председателем Совета Федерации В. Матвиенко, подчеркнул вице-спикер СФ.
Сенаторы внесли в Государственную Думу проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Авторами законопроекта стали Председатель Совета Федерации
Валентина Матвиенко,
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
а также
сенаторы РФ – Андрей Турчак,
Турчак
Андрей АнатольевичГлава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай
Андрей
Яцкин,
Яцкин
Андрей Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ростовской области
Николай Журавлев
Журавлев
Николай Андреевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Костромской области
, Галина Карелова,
Карелова
Галина Николаевнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области
Анатолий Артамонов,
Артамонов
Анатолий Дмитриевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Калужской области
Андрей Кутепов,
Кутепов
Андрей Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
Андрей
Клишас,
Клишас
Андрей Александровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Сергей Рябухин,
Рябухин
Сергей Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
Константин
Долгов,
Долгов
Константин Константиновичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области
Александр Шендерюк-Жидков
Шендерюк-Жидков
Александр Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Калининградской области
, депутат Государственной Думы Максим Топилин.
По словам Николая Журавлева, законопроект подготовлен в целях совершенствования осуществления закупок и заключения государственных и муниципальных контрактов, в том числе на выполнение строительных работ, а также в целях упрощения, повышения эффективности и оперативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, исключения излишних временных затрат заказчиков при осуществления закупок.
В частности, документ предусматривает повышение ценового порога, допускающего проведение электронного запроса котировок, с трех миллионов до десяти миллионов рублей, а также снятие ограничения на объем таких закупок. «Такое изменение направлено на сокращение сроков закупочных процедур, поскольку данный способ закупок проводится в наиболее короткий срок и позволяет оперативно удовлетворить потребность заказчика в товаре, работе, услуге», — отметил сенатор.
Законопроектом предусматривается и повышение ценового порога, допускающего проведение малых закупок в электронной форме с использованием электронных площадок, с трех миллионов до пяти миллионов рублей, добавил Николай Журавлев. По его словам, эта мера также направлена на сокращение сроков закупок и повышение оперативности обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет использования более простых закупочных процедур.
Кроме того, документом устанавливается возможность проведения строительных закупок «под ключ» в срок до 1 января 2025 года, что позволяет более оперативно и эффективно осуществлять строительство различных объектов с полным циклом от момента проектирования объекта до этапа его оснащения всем необходимым для его эксплуатации оборудованием.
«Заказчики наделяются полномочиями заключать контракт с участником закупки, которому присвоен второй номер по итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с победителем такой закупки в связи с возникновением независящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, без условия принятия решения о внесении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков», — подчеркнул сенатор.
По словам Николая Журавлева, чтобы снизить временные затраты заказчиков на процесс закупки товара, работы, услуги, законопроект предполагает сокращение сроков согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
«Заказчики смогут устанавливать разные размеры аванса в отношении этапов исполнения контракта, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта», — сказал он.
В законопроекте, отметил сенатор, предусмотрено право заказчиков осуществлять закупки с указанием конкретного товарного знака без обязанности учитывать возможные эквиваленты в отдельных случаях, обусловленных особенностями таких закупок.
Кроме того, подчеркнул Николай Журавлев, исключаются излишние требования, связанные с определением начальной (максимальной) цены контракта. «Заказчики вправе самостоятельно разрабатывать правила определения и обоснования НМЦК, в том числе учитывая географические и экономические особенности региона, уровень конкуренции на рынке определенного товара, а также современные методы и способы получения информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги», — пояснил он.
«Внесенные изменения позволят оперативно реализовывать важные для страны проекты, и при этом сохранится высокий уровень контроля и прозрачности расходования бюджетных средств на государственные закупки».