Сенатор выступил на мероприятии в рамках XXVI Петербургского международного экономического форума.
Член Комитета СФ по конституционному
законодательству и государственному строительству, заместитель председателя
Совета по развитию цифровой экономики при СФ Артем Шейкин
Шейкин
Артем Геннадьевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области
выступил в ходе ПМЭФ на сессии, посвященной теме грузовых
беспилотных перевозок.
Участники дискуссии говорили о необходимости найти консенсус между безопасностью и экономикой, рисками и темпами развития инноваций при регулировании создания, сертификации и эксплуатации беспилотных (грузовых) автомобилей.
Россия на магистрали М-11 реализует проект «Беспилотные логистические коридоры». После тестирования новых технологий, решений и норм регулирования на М-11 (670 км) планируется масштабировать грузовые автомобильные перевозки на основные магистрали страны. В день открытия ПМЭФ на трассе М-11 Санкт-Петербург — Москва началось движение беспилотных грузовых автомобилей «Камаз» для перевозки коммерческих грузов.
Для апробации использования беспилотников на всех видах транспорта государство сегодня использует «регуляторные песочницы» — специальный экспериментальный правовой режим (ЭПР). ЭПР позволяет начать испытания и эксплуатацию беспилотников, не дожидаясь разработки и принятия большего числа нормативных актов.
«В результате применения ЭПР должна появиться бизнес-модель, способствующая эффективному формированию и функционированию рынка беспилотников. Будут сформулированы предложения по общему законодательному регулированию этой сферы», — отметил в своем выступлении Артем Шейкин.
Сенатор рассказал о планируемых изменениях в законодательство, имеющих отношение к беспилотным технологиям. «Сейчас Минтрансом готовится законопроект о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС). Документ призван урегулировать отношения, возникающие при эксплуатации ВАТС на дорогах, вопросы их безопасной интеграции на автодорогах, технического оснащения и обслуживания, страхования, сбоев и противодействия киберугрозам. Особое внимание уделяется вопросам оснащения спутниковой аппаратурой ГЛОНАСС».
Артем Шейкин считает возможным уже сейчас создание Национального центра управления беспилотными системами и единой цифровой платформы.
Кроме того, сенатор предлагает на государственном уровне утвердить проведение дистанционного зондирования земли только на российских беспилотниках, с использованием оборудования российского производства, отечественного ПО. «Мы сильно поддержим наших производителей, повысим качество производимых решений и, безусловно, укрепим технологический суверенитет страны», — уверен парламентарий.
В работе сессии приняли участие первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, представители бизнеса, экспертного сообщества.