В Комитете СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности состоялось совещание, касающееся зарубежной практики регулирования противодействия коррупции.
Председатель подкомитета по противодействию коррупции, этике и применению института парламентской
неприкосновенности, общественному контролю Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Александр
Новьюхов
Новьюхов
Александр Вячеславовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
провел совещание по вопросу зарубежной практики
нормативно-правового регулирования предупреждения и противодействия коррупции.
В приветственном выступлении председатель
Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
подчеркнул большую
значимость коммуникации в рамках заявленной темы Совета Федерации и Счетной
палаты РФ, которая не только обеспечивает контроль за движением бюджетных
средств и реализует практическую профилактику коррупции, но и поддерживает взаимодействие
с зарубежными партнерами по линии контрольно-счетных органов и антикоррупционного сотрудничества.
Вячеслав Тимченко отметил также значительную и успешную работу, проведенную Советом Федерации совместно с Генеральной прокуратурой РФ, по приведению законодательства, Регламента верхней палаты парламента и внутренних нормативных документов в соответствие с требованиями Группы государств против коррупции (ГРЕКО). Он напомнил, что Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию была денонсирована в связи с тем, что в марте 2022 года по решению Комитета министров СЕ членство России в ГРЕКО было прекращено за исключением проведения мониторинга выполнения нашей страной обязательств, вытекающих из Конвенции.
Глава Комитета СФ пояснил, что в своей деятельности Совет Федерации опирается на национальное законодательство, положения Федерального закона «О противодействии коррупции» и Указа Президента РФ «О национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы». «Вместе с тем для достижения успеха, необходима координация действий с нашими партнерами», — считает Вячеслав Тимченко.
Сенатор Александр Новьюхов отметил, что негативные последствия коррупции не ограничиваются нарушением этики и материального достояния граждан, формированием кризиса доверия, снижением эффективности государственной власти. «Коррупция подрывает авторитет институтов и снижает эффективность государства в целом, ставит под угрозу устойчивость государства и его безопасность».
По его словам, в числе первых внимание на проблему обратила Организация Объединенных Наций, и в октябре 2003 года Генеральной Ассамблеей принята Конвенция ООН против коррупции, которая ратифицирована в России в марте 2006 года.
Александр Новьюхов акцентировал внимание, что в содержании международных правовых норм в сфере противодействия коррупции прослеживается универсальный характер – их положения распространяются не только на публичную, но и частную сферы. «В то же время для данной группы нормативных источников характерен широкий взгляд на коррупцию, не ограничивающийся взяточничеством, а предусматривающий расширенный спектр корыстных служебных злоупотреблений».
При этом сенатор отметил проблему произвольного толкования международных антикоррупционных стандартов отдельными международными институтами, спекуляции на теме противодействия коррупции. «Всё это вынудило Россию денонсировать, в частности, Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию».
По мнению Александра Новьюхова, в России сформирована обширная база федерального антикоррупционного законодательства, соответствующего требованиям международной правовой среды. «Преимущественно нормы сосредоточены на регулировании раскрытия информации о деятельности органов власти, предотвращения конфликта интересов, процессов предоставления сведений, а также в области процедур антикоррупционной экспертизы».
Сенатор считает, что, разрабатывая новые законодательные акты и прогнозируя ожидаемую их эффективность, необходимо принимать во внимание особенности развития самого государства в рамках конкретно-исторического, в том числе и международного контекста.
В дискуссии приняли участие сенаторы РФ, представители Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ и научных организаций.
По итогам совещания будет подготовлен протокол с анализом ситуации в российском законодательстве и ориентирами в законотворческой работе на ближайшую перспективу.