Сенатор отметила необходимость поддержки отечественных разработчиков и издателей видеоигр, а также активизации просветительской работы с детьми и молодежью.
Комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Советом по развитию цифровой экономики при Совете Федерации провел круглый стол по теме «Правовое обеспечение безопасности несовершеннолетних в информационном пространстве: мониторинг эффективности».
Модератором
обсуждения выступила первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, первый
заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете
Федерации Ирина Рукавишникова
Рукавишникова
Ирина Валерьевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области
.
В ходе обсуждения акцент был сделан на вопросах, связанных с развитием видеоигровой индустрии, рисках и угрозах, возникающих для детей при использовании игровых сервисов.
«Индустрия видеоигр сегодня – не просто крупная сфера бизнеса, которая вносит существенный вклад в мировой валовый продукт, но также – это элемент массовой культуры, который оказывает значительное влияние на образ мышления людей, его потребляющих», — подчеркнула Ирина Рукавишникова.
Парламентарий обратила внимание на то, что наиболее активными потребителями такого контента являются подростки и молодежь. «Гейминг в подростковой среде имеет как положительные, так и негативные аспекты. В качестве преимуществ можно выделить использование видеоигр в образовательном процессе, в том числе в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Видеоигры – это эффективный инструмент, с помощью которого можно познакомить подрастающее поколение с историей, географией и культурными ценностями нашей страны».
Ирина Рукавишникова отметила риски, которые лежат в плоскости регулирования цифровой среды и касаются цифровой безопасности детей при использовании видеоигр и игровых онлайн-сервисов.
«Установка видеоигр, зараженных вредоносным кодом, из сомнительных источников может стать причиной утечек личной информации, персональных данных. Опасным является онлайн общение с анонимными «тиммейтами» — за игровыми «никами» могут скрываться лица, преследующие корыстные и деструктивные цели: мошенничество, шантаж, склонение к совершению противоправных действий, негативное психологическое воздействие и кибербуллинг. Дети и подростки являются наиболее уязвимой группой, подверженной такому влиянию в сети и играх», — подчеркнула сенатор.
«Нельзя забывать о том, что видеоигры – это инструмент информационного воздействия. Игры сегодня формируют мировоззрение, ценностные ориентиры и продвигают ту или иную повестку. С учетом того, что большинство игровых продуктов создаются зарубежными студиями-разработчиками под плотным контролем крупных западных корпораций – издателей, предлагаемые нарративы, очевидно, могут нести деструктивный характер», — заявила Ирина Рукавишникова.
По ее мнению, для решения имеющихся проблем, адекватного ответа на существующие вызовы, необходима поддержка отечественных разработчиков и издателей видеоигр, активная просветительская работа с молодежью, информирование детей о существующих опасностях в цифровой среде.
«Еще одним вопросом, который требует внимания, является развитие правоотношений, связанных с оборотом внутриигровой собственности и внутриигровой «валюты». Сформировался отдельный рынок, в рамках которого осуществляется купля-продажа виртуальных предметов из игр, а также игровой валюты. Суммы сделок порой достигают астрономических цифр – десятков тысяч, а в отдельных случаях – миллионов долларов», — сообщила сенатор.
При этом, по словам Ирины Рукавишниковой, российское законодательство не содержит каких‑либо специальных норм, регулирующих эти вопросы. «Участники оборота виртуальных предметов не могут защитить свои права. С учетом развития данной сферы требуется переосмысление подходов к ее регулированию, с тем, чтобы устранить правовые неопределенности и обеспечить максимальную юридическую защиту для граждан».
Комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации продолжат работу по развитию законодательства в этом направлении.
На заседании круглого стола выступили коммерческий директор АО «Кибердом» Екатерина Еленская, генеральный директор Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр Александр Михеев, заместитель руководителя автономной некоммерческой организации развития видеоигровой индустрии Александр Бодров, заместитель директора автономной некоммерческой организации «Агентство поддержки государственных инициатив» Ольга Коровина, ученый секретарь Института государства и права Российской академии наук Андрей Дубень, председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.
В мероприятии приняли участие сенаторы РФ Анастасия
Жукова
Жукова
Анастасия Геннадьевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Чукотского автономного округа
, Александр Савин
Савин
Александр Александровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Калужской области
,
представители федеральных и региональных органов власти, профессионального,
научного и экспертного сообществ.