В СФ обсудили предложения Приморского края и Республики Карелия.
В Совете Федерации состоялось рабочее совещание
на тему «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Провел
мероприятие член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной
политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Ролик
Ролик
Александр Ивановичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Приморского края
.
В ходе совещания были рассмотрены инициатива Приморского края — законопроект «О внесении изменений в статьи 8 и 81 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также предложение Республики Карелия.
В совещании приняли участие сенаторы РФ Анастасия
Жукова
Жукова
Анастасия Геннадьевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Чукотского автономного округа
, Надежда Ильина
Ильина
Надежда Викторовнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кемеровской области - Кузбасса
, Олег Голов
Голов
Олег Евгеньевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан
, представители Министерства
просвещения РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
РФ, Министерства финансов РФ, Приморского края и Республики Карелия, других
субъектов Российской Федерации.
По словам Александра Ролика, обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до сих пор остается острой проблемой практически для всех субъектов Российской Федерации. «Совершенствование законодательства в этой области — одно из важнейших направлений государственной социальной политики», — подчеркнул он. Так, по данным Минстроя России, на 1 мая 2024 г. на учете состоят 281 043 детей-сирот, из которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло у 188 193 детей-сирот. «Порядок обеспечения жильем детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством. На субъекты возлагаются основные обязанности в решении жилищной проблемы детей-сирот. Региональные власти должны сформировать жилищный фонд для решения жилищной проблемы детей-сирот, своевременно предоставлять детям-сиротам жилые помещения из указанного жилищного фонда», — отметил парламентарий.
Сенатор пояснил, что согласно федеральным нормам право на жилье имеют сироты, которые достигли 18 лет. Им предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда.
При этом, уточнил Александр Ролик, в некоторых субъектах, где, возможно, не хватает жилых помещений в специализированном фонде, но имеются бюджетные возможности, были приняты свои законы о денежных выплатах детям-сиротам на покупку жилья (региональные сертификаты).
Он напомнил, что в августе прошлого года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сейчас дети-сироты, которые достигли 23-х лет, но еще не получили жилье или региональную выплату, имеют право на получение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты (сертификата) на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для погашения ипотеки. Для этого установлены единые федеральные правила.
Таким образом, уточнил сенатор, у региона есть возможность предоставить детям-сиротам с 18 лет жилье из специализированного жилищного фонда или с 21 года предоставить жилье или региональный сертификат. А если это не получилось – с 23 лет выдавать сертификат по федеральным правилам.
Вместе с тем, подчеркнул Александр Ролик, по мнению некоторых регионов, например, Приморского края, Республики Карелия, Саратовской области, Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Кемеровской области, Пермского края и других, федеральные нормы, в частности, по расчету сертификата нуждаются в корректировке.
Сенатор проинформировал, что во II квартале текущего года из 89 субъектов Российской Федерации в 41-м показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту превышали норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по стране. «Это обстоятельство особенно актуально для Приморского края как для региона, являющегося третьим по стоимости квадратного метра жилья после Москвы и Санкт-Петербурга. Установленный законодательством порядок расчета стоимости федеральной выплаты увеличивает расходы бюджета Приморского края на ее предоставление в сравнении с ранее существующей методикой расчета стоимости регионального сертификата в полтора раза».
По словам парламентария, сложившаяся ситуация требует принятия мер по совершенствованию действующего федерального законодательства в целях как можно большего обеспечения жильем детей-сирот и эффективного при этом использования бюджетных средств.
По итогам совещания с учетом предложений участников совещания будет составлен протокол.