Закон направлен на финансовое обеспечение реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию, а также на уточнение распределения межбюджетных трансфертов регионам.
Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов
Артамонов
Анатолий Дмитриевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Калужской области
провел
расширенное заседание, на котором обсуждался Федеральный закон «О внесении
изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый
период 2025 и 2026 годов».
В мероприятии принял участие заместитель
Председателя Совета Федерации Николай
Журавлев
Журавлев
Николай Андреевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Костромской области
.
Заместитель Министра финансов РФ Алексей Лавров сообщил, что документом уточняются отдельные параметры закона, касающиеся бюджета текущего года.
Закон направлен на финансовое обеспечение в 2024 году реализации Послания Президента Российской Федерации и ряда его поручений, с учетом изменений законодательства в части доходов федерального бюджета и фактического поступления доходов в 2024 году. Изменение параметров бюджета обусловлено уточнением показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (в части увеличения ВВП и корректировки цен на нефть).
Федеральный закон предусматривает повышение темпов экономического роста на 0,5 проц. — до 2,8 проц. Согласно документу, доходы в 2024 году составят 35 062,5 млрд рублей (-2,8 млрд рублей). При этом нефтегазовые доходы на 4,5 проц. меньше, а ненефтегазовые — на 2,2 проц. больше ранее прогнозировавшегося значения.
Расходы бюджета составят 37 182,6 млрд рублей (+522,0 млрд рублей). При этом предусмотрены расходы на реализацию Послания Президента РФ в объеме 159 168,6 млн рублей, в том числе на программу «Семейная ипотека», на выплату 450 тыс. рублей семьям с детьми, на увеличение ежемесячного вознаграждения за классное руководство, на обеспечение доступа к высокоскоростному интернету, на пилотный проект по повышению оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин, на ежемесячную выплату советникам директоров по воспитанию.
Законом предусмотрено увеличение ассигнований в связи с изменением прогноза социально-экономического развития в объеме 184 496,8 млн рублей, в том числе на оплату труда отдельных категорий работников, определенных указами главы государства.
Заместитель Председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова отметила, что представленный Правительством РФ закон реализовал все задачи, определенные в Послании Президента страны Федеральному Собранию. «Этими поправками решается очень важные задачи. Что касается доходной базы и самих параметров, то учтены все ожидаемые оценки итогов социально-экономического развития Российской Федерации и оценки исполнения бюджета текущего года», — сказала она.
Первый заместитель председателя Комитета СФ Николай Любимов позитивно оценил работу, проведенную над документом, и предложил поддержать Федеральным закон. Сенаторы поддержали это предложение.
В ходе заседания Комитета СФ состоялось предварительное рассмотрение Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Алексей Лавров отметил, что документ направлен на совершенствование бюджетного законодательства в целях обеспечения исполнения Послания главы государства, развития межбюджетных отношений, оптимизации документов и материалов к бюджету и бюджетных процедур.
Закон устанавливает новые нормативы зачисления в бюджеты бюджетной системы доходов от уплаты налога на доходы физических лиц, с зачислением в федеральный бюджет всех дополнительных доходов от введения прогрессивной шкалы налогообложения, а также зачисления новых видов акцизов (на медицинский спирт, никотиновое сырье и никотинсодержащую смесь для нагревания). Поступления от уплаты туристического налога будут зачисляться в местные бюджеты. При этом расчетные налоговые доходы от его уплаты будут учитываться для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности начиная с 2030 года.
Согласно документу, с 2025 года субъект РФ, муниципальное образование смогут использовать полученную экономию по межбюджетным трансфертам на достижение целей национальных проектов.
Законом предусмотрены положения по обеспечению списания двух третей задолженности субъектов РФ по бюджетным кредитам при условии в том числе целевого направления высвобождающихся средств (на инфраструктурные проекты, поддержку инвестиций).
Вводится ограничение годового объема расходов региональных и местных бюджетов на исполнение концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, по уплате лизинговых платежей (10 проц. расходов), с соответствующим ограничением объема государственного (муниципального) долга, для регионов и муниципальных образований – получателей дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Данные ограничения не распространяются на соглашения, заключенные до 1 января 2025 года.
Документом предусмотрено списание в 2024 году образовавшейся по состоянию на 1 июля 2022 года задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и унитарных предприятий по административным штрафам и по исполнительскому сбору.
Комитет СФ также в предварительном порядке рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Документ представил статс-секретарь — заместитель Министра финансов РФ Алексей Сазанов.
Закон нацелен на совершенствование налоговой системы страны. Он предусматривается внесение в Налоговый кодекс РФ поправок, направленных на комплексное изменение параметров налоговой системы РФ в целях реализации Послания Президента страны Федеральному Собранию.
Федеральным законом вносятся изменения в главы 21 «Налог на добавленную стоимость», 22 «Акцизы», 23 «Налог на доходы физических лиц», 25 «Налог на прибыль организаций», 25.3 «Государственная пошлина», 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», 26.2 «Упрощенная система налогообложения», 30 «Налог на имущество организаций», 31 «Земельный налог», 32 «Налог на имущество физических лиц», 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса.
Документом предусматривается признание подакцизными товарами фармацевтической субстанции спирта этилового, лекарственных средств и лекарственных препаратов, не предусмотренных перечнями, утверждаемыми Правительством РФ. Кроме того, к подакцизным товарам отнесены никотиновое сырье и бестабачная никотинсодержащая смесь для нагревания, а также природный газ для производства аммиака. Законом устанавливаются налоговые ставки на указанные подакцизные товары, определяются налоговые льготы и порядок применения налоговых вычетов.
По налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) документом установлена дифференцированная шкала ставок НДФЛ. В частности, она составляет 13 проц. — если сумма налоговых баз, указанных в пункте 21 статьи 210 Налогового кодекса, за налоговый период равна или менее 2,4 млн рублей.
Федеральным законом предусматривается увеличение в два раза размера стандартного налогового вычета по НДФЛ, установленного статьей 218 Налогового кодекса, на второго и последующих детей, а также предоставление налогового вычета лицам, выполнившим нормативы комплекса «Готов к труду и обороне».
По налогу на прибыль организаций налоговая ставка повышается с 20 до 25 проц. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 7 проц. (8 проц. в 2025–2030 годах) зачисляется в федеральный бюджет.
Документом устанавливается новый вид налогового вычета — федеральный инвестиционный вычет по налогу на прибыль организаций.
В отношении упрощенной системы налогообложения (УСН) документом предусматривается увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, с 200 млн рублей до 450 млн рублей.
В части имущественных налогов законом предусмотрено повышение налогообложения дорогостоящей недвижимости (дороже 300 млн рублей). Регионы смогут повысить налоговые ставки: по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц — до 2,5 проц., по земельному налогу – до 1,5 проц.
Заместитель председателя Комитета СФ Андрей Епишин
Епишин
Андрей Николаевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области
отметил, что при работе
над этим законом Правительством РФ был учтен ряд поправок, подготовленных
сенаторами Российской Федерации.
По итогам обсуждения Комитет СФ предварительно поддержал два указанных федеральных закона.