Ключевой вопрос для отрасли — увеличение горизонта контрактации, что позволит обеспечить стабильный спрос и развитие инвестпрограмм производителей техники, считает сенатор.
Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов
Долгов
Константин Константиновичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области
провел рабочее совещание по вопросам развития транспортного машиностроения в стране.
При этом особое внимание было уделено сфере пассажирского железнодорожного транспорта.
Сенатор отметил, что российское железнодорожное машиностроение — одна из базовых отраслей промышленности. Она показала высокую устойчивость, несмотря на введенные в отношении отечественных предприятий иностранные санкции.
Предприятиями железнодорожного машиностроения реализуется целый ряд масштабных инвестиционных проектов по импортозамещению, сказал Константин Долгов. «По линии Минпромторга России и Фонда развития промышленности им оказывается необходимая поддержка».
Вместе с тем, считает сенатор, ключевой проблемой для отрасли является короткий горизонт контрактации. В связи с этим отечественные производители зачастую не имеют сформированного долгосрочного графика заказов.
«Государство может подставить плечо с точки зрения обеспечения базового спроса. Это придаст устойчивость производителям, в том числе в развитии инвестиционных программ», — отметил Константин Долгов. Он предложил обсудить возможность перехода на долгосрочные договорные отношения, например, на шесть лет, как это предусмотрено национальными целями развития РФ.
Парламентарий также подчеркнул необходимость обновления парка железнодорожной техники с учетом поставленной Президентом страны задачи по развитию высокоскоростных магистралей.
Заместитель директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Алексей Цылев рассказал, что за первые пять месяцев текущего года объем производства железнодорожного подвижного состава в денежном эквиваленте составил 362 млрд рублей, что в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Хороший рост отмечаем и в экспортных поставках. Так, в январе — мае объем превысил 46 миллиардов рублей, это практически в два раза больше соответствующего периода 2023 года». Алексей Цылев отметил, что благодаря мерам государственной поддержки растут темпы углубления локализации производства.
Заместитель генерального директора компании РЖД — начальник Дирекции тяги Дмитрий Пегов проинформировал об обновлении парка локомотивов и проводимой работе по подготовке к заключению долгосрочных договоров с заводами транспортного машиностроения.
Заместитель генерального директора РЖД — начальник Центральной дирекции инфраструктуры Евгений Шевцов рассказал о совершенствовании парка путевой техники и специализированного подвижного состава.
Первый заместитель генерального директора компании «Трансмашхолдинг» Александр Морозов сообщил о реализуемых проектах по обеспечению технологического суверенитета и загрузке производственных мощностей заводов в 2024 году и на среднесрочную перспективу.
Заместитель генерального директора Группы Синара Антон Зубихин рассказал о реализуемых инвестиционных проектах, текущих и перспективных задачах по освоению новых видов техники. Он отметил необходимость заключения долгосрочных договоров в целях продолжения инвестиций в разработку новых видов техники.
В обсуждении приняли участие президент Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» Валентин Гапанович, представители Министерства транспорта РФ, Министерства финансов РФ, Фонда развития промышленности, государственных, коммерческих и научных организаций, эксперты.
По итогам рабочего совещания будут подготовлены рекомендации, нацеленные на дальнейшее активное развитие отрасли.