Сенаторы рассмотрели актуальные вопросы сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
На расширенном заседании Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам обсуждались актуальные вопросы обеспечения сбалансированности
бюджетов субъектов РФ на примере Республики Карелия. Мероприятие, приуроченное
к Дням региона в Совете Федерации, провел председатель Комитета СФ Анатолий Артамонов
Артамонов
Анатолий Дмитриевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Калужской области
.
Смотрите также
Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков рассказал, что в целях повышения сбалансированности бюджета региональным правительством за последние годы реализован комплекс мероприятий по укреплению собственного доходного потенциала и улучшению эффективности расходования бюджетных средств.
«В последние семь лет в Республике отмечается рост налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с 2017 годом поступления возросли более, чем в два раза. Этому способствовала осуществляемая в регионе налоговая и инвестиционная политика. Сегодня Карелия находится в числе лидеров национального рейтинга инвестиционного климата. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года вышел на максимальную для региона отметку, по динамике инвестиций за последнюю пятилетку Республика занимает первое место среди субъектов Северо-Западного федерального округа», — сообщил глава региона.
Анатолий Артамонов отметил существенный рост бюджетной обеспеченности Республики Карелия. «Прогнозируемый объем инвестиций в сумме 100 с лишним миллиардов рублей, одно из первых мест по этому показателю — это залог будущих успехов и роста, в том числе, налоговой базы», — считает он.
По словам Анатолия Артамонова, Республика работает в несколько более сложных условиях, чем другие регионы, в частности, находящиеся в южной части страны или средней полосе. «Это накладывает свой отпечаток и должно учитываться».
По итогам рассмотрения вопроса Комитет СФ предложил включить ряд пунктов в проект постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Карелия». Они нацелены на уточнение методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, совершенствование подходов к расчету коэффициентов дифференциации заработной платы и стоимости жилищно-коммунальных услуг для регионов, входящих в Арктическую зону РФ.
В ходе заседания также рассматривался ряд федеральных законов. Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Илья Баланин представил Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Он сообщил, что формирование бюджета Фонда осуществлено на основе прогноза социально-экономического развития страны. Прогнозные показатели обеспечивают рост параметров бюджета Фонда на следующие три года.
«Доходы на 2025 года предусматриваются в объеме 4,3 триллиона рублей, на 2026 год – 4,7 триллиона рублей, а на 2027 – 5 триллионов 162 миллиарда рублей. Расходы составят соответственно по годам – 4,4 триллиона, 4,8 триллионов и 5,163 триллиона рублей. Дефицит в следующем году прогнозируется в объеме 136 миллиардов, в 2026 году – 55,4 миллиарда и в 2027 году – 800 миллионов рублей. При этом бюджет Фонда сбалансирован, источником финансирования дефицита бюджета являются переходящие остатки на 1 января очередного года», — сказал Илья Баланин.
Заместитель Председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова отметила, что показатели проекта бюджета Фонда ОМС на следующие три года являются, в целом, обоснованными и соответствующими законодательству. «Увеличение доходов ФОМС, в основном, связано с прогнозируемым ростом фонда оплаты труда на 13,4 процента», — добавила она.
Председатель Фонда пенсионного и социального страхования РФ Сергей Чирков представил Федеральный закон «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
Он проинформировал, что бюджет обеспечивает рост доходов граждан страны и всех важнейших показателей пенсионного и социального обеспечения. «Общие доходы на 2025 год сформированы в объеме 16,6 триллиона рублей. Это почти на 4 процента больше, чем в текущем году. В дальнейшем рост доходов также продолжается, и в 2027 году они составят почти 20 триллионов рублей».
По словам Сергея Чиркова, расходы также растут, и на 2025 год они определены в объеме 17 триллионов рублей, что на 5 процентов больше расходов в текущем году. «Пенсии в будущем году получат более 42 миллионов человек. На выплату страховых пенсий будет направлено около 11 триллионов рублей. Запланирована индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с 1 января на 7,3 процента», — сказал он. Кроме того, с 1 февраля следующего года на уровень инфляции будут проиндексированы все ежемесячные выплаты льготникам, а также другие выплаты и пособия Фонда.
Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Штогрин сообщил, что на основе проведенного анализа палата предлагает поддержать проект бюджета Фонда.
На заседании также прошло предварительное рассмотрение Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции. Его представил первый заместитель председателя Комитета СФ Николай Любимов. Документ был внесен сенаторами РФ Сергеем Рябухиным, Анатолием Артамоновым, Александром Наролиным и депутатами Государственной Думы.
Закон нацелен на усиление государственного контроля за производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукции. Вводится запрет для обособленных подразделений организаций совмещать производство указанной продукции с производством алкогольной продукции.
Кроме того, законом предусматривается введение обязательной маркировки спиртосодержащей непищевой продукции средствами идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Устанавливается обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот, закупку и розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, предоставлять сведения об объемах ее производства и оборота в соответствующую государственную информационную систему.
Заместитель директора Департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Министерства экономического развития РФ Алексей Михайлов представил Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Документ был внесен сенаторами РФ Николаем Журавлевым, Александром Шендерюком-Жидковым, Сергеем Калашником, Николаем Любимовым, Андреем Епишиным, Константином Долговым (в период исполнения им сенаторских обязанностей), а также депутатами Государственной Думы.
Закон нацелен на совершенствование регулирования отношений, связанных с защитой и поощрением капиталовложений в РФ. Предлагается дополнить закон о защите и поощрении капиталовложений понятиями «основной объект инвестиционного проекта» и «меры прямой государственной поддержки».
Под мерами прямой государственной поддержки предлагается понимать субсидии, предоставляемые в соответствии с бюджетным законодательством РФ организации, реализующей проект, для возмещения затрат в связи с реализацией инвестиционного проекта или строительством, реконструкцией, модернизацией основного объекта инвестпроекта или объектов обеспечивающей и сопутствующей инфраструктур, а также иным лицам (в том числе кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ») для возмещения недополученных ими доходов по кредитам и займам, выданным по льготной ставке организации, реализующей проект.
По итогам обсуждения Комитет СФ рекомендовал Совету Федерации одобрить указанные Федеральные законы.