На совещании обсуждалась практика контрольной (надзорной) деятельности, осуществляемой Рособрнадзором.
Председатель Комитета Совета
Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, председатель Комиссии
СФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля в РФ
Вячеслав Тимченко
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
провел совещание, на котором обсуждалась практика
контрольной (надзорной) деятельности, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором). Мероприятие прошло на площадке Рособрнадзора.
Сенатор напомнил, что в конце
2024 года в Федеральный закон о госконтроле были включены системные поправки,
направленные на выполнение поручения Президента РФ о переходе с 1 января 2025 года от временных ограничений на осуществление контрольно-надзорной
деятельности к применению системы оценки и управления рисками.
Вячеслав Тимченко сообщил, что получил дальнейшее развитие риск-ориентированный подход.
Теперь плановые проверки проводятся только на высоко рискованных объектах, по остальным категориям предусмотрен обязательный профилактический визит.
Сенатор подчеркнул, что контрольно-надзорная деятельность в сфере
образования имеет важное значение для обеспечения качественной подготовки
специалистов. Он отметил, что Рособрнадзор осуществляет три вида федерального
госконтроля. Они касаются непосредственно сферы образования, соблюдения
законодательства РФ о защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию, а также соблюдения обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. На все три вида контроля разработаны индикаторы риска.
«Сейчас большая работа
осуществляется в связи с тестированием по русскому языку для обучения
иностранных граждан в образовательных организациях, которое было введено с 1 апреля 2025 года. Рособрнадзор проводит соответствующий мониторинг», — добавил
сенатор.
Он выразил уверенность, что совместными
усилиями при участии законодателей удастся в полной мере реализовать потенциал
обновленной модели контрольно-надзорной деятельности, одновременно учитывая
особенности каждого вида контроля.
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
1 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
2 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
3 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
4 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
5 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
6 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
7 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
8 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
9 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
10 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
11 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
12 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
13 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
14 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
15 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
16 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
17 из 18
Совещание Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комиссией СФ по мониторингу законодательства РФ
в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ
18 из 18
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал, что за последние годы произошли значительные изменения в контрольной (надзорной)
деятельности в сфере образования. «Есть много положительных эффектов, которые
подчеркивают образовательные организации всех уровней. Ушли в прошлое негативные
моменты, связанные с получением ими лицензии, аккредитации, когда
предоставляясь тонны бумаг, сроки проведения были очень долгими, а весь процесс — недостаточно прозрачным», — сказал он.
Сейчас, по словам Анзора Музаева, сроки получения образовательными
организациями лицензии и аккредитации намного сократились. Государственный
контроль перешел на риск-ориентированную модель, в рамках которой предусмотрены
14 индикаторов риска. «В результате мы проверяем образовательные организации
только в том случае, когда наши индикаторы сработали», — сообщил он.
В обсуждении приняли участие
сенаторы Российской Федерации, заместители руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова и Евгений Семченко, заместитель директора
Департамента государственной политики в сфере лицензирования,
контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования
Министерства экономического развития РФ Игорь
Судец, представители других федеральных ведомств, эксперты.
По итогам совещания будет
подготовлено решение с целью дальнейшего совершенствования практики контрольной
(надзорной) деятельности в данной сфере.