К 2030 г. планируется перевести 90 проц. всех транспортных документов в электронный вид.
Первый заместитель председателя Комитета
СФ по экономической политике Иван
Абрамов
Абрамов
Иван Николаевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Амурской области
провел заседание Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах РФ, действующего при Совете Федерации. На Совете были рассмотрены
вопросы цифровой трансформации транспортной сферы, внедрения инноваций в грузовые перевозки и развитие системы пунктов пропуска через госграницу.
Открывая заседание, Иван Абрамов напомнил, что основными целями цифровой трансформации являются повышение безопасности перевозок, улучшение эффективности транспортно-логистических процессов, создание удобной и понятной потребителям системы транспортировки товаров, перевозки пассажиров и автоматизация деятельности государственных структур.
«В ноябре прошлого года были утверждены стратегические направления цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 г.», — напомнил Иван Абрамов. Цель стратегии — минимизация человеческого фактора, увеличение объема грузовых и пассажирских потоков, снижение затрат на транспортировку, сокращение сроков доставки и числа нелегальных перевозчиков, улучшение контроля и обеспечение кибербезопасности.
Сенатор обратил внимание на инициативу по созданию интеллектуальных пунктов пропуска через государственную границу. Пилотный проект был успешно внедрен в 2024 г. в пункте пропуска «Яраг-Казмаляр» в Дагестане, расположенном на важном участке глобального маршрута «Север–Юг».
«Это позволило объединить весовой контроль, таможенный досмотр и видеонаблюдение в одну автоматизированную систему, сократив время прохождения таможенных процедур», — отметил сенатор.
Заместитель Министра транспорта РФ Андрей Никитин уделил особое внимание развитию Федеральной государственной информационной системы такси, которая способствует легализации перевозок и повышению налоговой дисциплины.
Важным элементом цифровизации призвана стать Государственная информационная система электронных перевозочных документов. По словам Андрея Никитина, ее внедрение позволит получить полные данные о грузопотоках между регионами. «Это необходимо для прогнозирования развития инфраструктуры и принятия обоснованных решений о государственных инвестициях», — пояснил он.
Заместитель Министра рассказал об экспериментальных проектах в сфере информатизации, среди которых: сервис бесконтактной оплаты проезда с применением геолокации, система цифрового оформления льготных перевозок, национальная транспортная платформа «ГосЛог», единая платформа взаимодействия всех участников процесса перевозок грузов, которая станет основой для интеграции государственных и коммерческих сервисов.
«Развитие технологий, включая системы ГЛОНАСС и беспилотный транспорт, требует постоянной работы по совершенствованию нормативной базы и инфраструктуры», — резюмировал Андрей Никитин.
Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов рассказал о Единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), основной задачей которой являются цифровизация государственных услуг и выполнения функций в области транспортной безопасности, сбор и обработка данных о пассажирских перевозках и транспортной безопасности.
По его словам, уже оцифровано 6 типов автомобильных документов, а к 2030 г. планируется перевести 90 проц. всех транспортных документов в электронный вид, что составит миллиарды операций ежегодно. Для повышения кибербезопасности созданы отраслевые центры компетенции по импортозамещению и защите от кибератак.
В качестве примеров успешной цифровизации он привел систему планирования для Мосгортранса, которая ежедневно обслуживает 4 тыс. транспортных средств и 7 тыс. водителей. «В авиации разработана отечественная альтернатива международным системам бронирования, которой уже пользуются 18 российских и 23 зарубежных авиакомпании, а также 67 аэропортов», — заключил Илья Перевалов.
Заместитель директора Ситуационно-информационного центра Министерства транспорта РФ Сергей Соловьев обратил внимание на цифровизацию процесса организации льготных пассажирских перевозок. «Наша цель — полностью отказаться от бумажных документов и перейти на электронное оформление», — подчеркнул он.
Генеральный директор компании «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич отметил, что за 10 лет работы система передала 455 тыс. экстренных вызовов при ДТП, причем в 90 проц. случаев это были тяжелые аварии, не зафиксированные другими источниками. «Система сокращает время оказания помощи вдвое, передавая координаты и данные автомобиля в службы спасения за 19 секунд. В текущем году внедрен ИИ-робот, разгрузивший операторов на 30 проц. и повысивший точность обработки вызовов», — сказал Алексей Райкевич.
Генеральный директор компании «ГТЛК» Евгений Дитрих посвятил выступление развитию беспилотных систем. «На основе цифровых моделей можно оперативно выявлять проблемы в движении, нарушения ПДД, собирать статистику, планировать системные мероприятия по повышению безопасности. Помимо этого, беспилотники применимы и для инфраструктурных проектов. Дроны способны оптимизировать строительный контроль, качество охраны труда и в 3−4 раза сокращают время на мониторинг выполнения и приёмку работ», — пояснил он.
Директор Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через госграницу Минтранса РФ Михаил Кокаев рассказал о ходе эксперимента на автомобильном пункте пропуска «Тагиркент-Казмаляр»: «На границе с Азербайджаном Росгранстрой отрабатывает технологию, которая позволит сократить время проезда грузового транспорта с 18 до 10 минут. Ключевым элементом нововведения стала система электронной очереди. Следующим шагом станет внедрение механизма предварительного информирования контрольных органов, что позволит минимизировать бумажный документооборот. Однако для полной реализации проекта требуется доработка законодательства», – сказал Михаил Кокаев и обратился к Совету Федерации за поддержкой соответствующих инициатив. Ещё одним инструментом оптимизации, по его словам, станет расширение системы «Время в пути», которая помогает перевозчикам заранее планировать сроки пересечения границы. Этот сервис, внедрённый по инициативе Совета Федерации, уже успешно работает на новых территориях и теперь адаптируется для автомобильных пунктов пропуска.
Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов указал на ряд причин, тормозящих развитие цифровизации в транспортной отрасли. «Например, отсутствует нормативное закрепление обязанности перевозчиков формировать перевозочные документы в электронном виде», — отметил аудитор Счетной палаты. Он напомнил, что еще в 2022 г. был создан специализированный портал для контроля баланса квот на субсидируемые авиационные перевозки. Однако обязанность авиаперевозчиков подтверждать право на субсидию на портале нормативно до сих пор не установлена.
Участники Совета высказали ряд предложений по развитию нормативного регулирования, которое будет способствовать цифровизации отрасли. Среди них — развитие правового регулирования процедуры электронной очереди, предусматривающего, в частности, борьбу с ботами. Кроме того, прозвучали предложения о реестре участников транспортно-экспедиционной деятельности и объединении различных отраслевых государственных информационных систем, регулирующих перевозки, на базе единой платформы для сокращения количества сопроводительных документов.
В работе Совета приняли участие сенаторы РФ, представители регулирующих органов, руководители государственных и коммерческих компаний, эксперты в области цифровизации.