Одно из предложений – масштабирование модели альтернативной котельной, что требует синхронного развития тепло-, газо-, водо- и электроснабжения.
Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов
Кутепов
Андрей Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
провел совещание, посвящённое вопросам снижения износа
инженерной инфраструктуры и привлечения инвестиций в сфере теплоснабжения.
Он отметил, что инфраструктура централизованного теплоснабжения, созданная более 70 лет назад, за последние 40 лет значительно ухудшила показатели надежности, качества услуг и энергоэффективности. «Основная причина — низкая рентабельность или убыточность предприятий отрасли, что подтверждается их отчетностью».
«Текущие темпы обновления сетей не соответствуют уровню их износа. Без системных изменений в тарифной политике и регулировании ситуация будет только ухудшаться», — заявил сенатор. Для модернизации тепловых сетей необходим комплексный подход: рост государственных и частных инвестиций, совершенствование законодательства и повышение квалификации персонала.
Заместитель Министра энергетики Петр Конюшенко подробно рассказал о методе альтернативной котельной и его эффективности. Этот метод предполагает расчет тарифов на тепло исходя из стоимости строительства и эксплуатации новой котельной, которая могла бы заменить существующую систему теплоснабжения. «Такой подход реализован в 47 муниципалитетах в 22 субъектах Федерации. Общий объем инвестиций в 2,5 раза выше, чем при обычном тарифном регулировании». Петр Конюшенко предложил масштабировать модель альтернативной котельной, что требует синхронного развития тепло-, газо-, водо- и электроснабжения.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев сделал акцент на вклад инвестиций в коммунальную инфраструктуру в достижение национальных целей развития РФ до 2030 года. «Необходимо обеспечить синхронное развитие правовой базы и проактивное использование инструментов антимонопольного регулирования».
Вместе с тем, Виталий Королев сообщил, что из 15 тыс. организаций, деятельность которых регулируется государством, инвестиционные программы утверждены только у 1600. Общий объем вложений на 2025 г. – 547 млрд руб., что составляет лишь одну седьмую часть общего объема необходимой валовой выручки. Он напомнил, что для решения проблемы недостаточного инвестирования в коммунальную инфраструктуру было принято решение, позволяющее регионам пересмотреть коммунальные тарифы с 1 июля 2025 года. «Это важно для реализации меморандумов с Минстроем РФ и привлечения 4,5 трлн рублей в модернизацию коммунальной инфраструктуры до 2030 года». Также, продолжил Виталий Королев, в 2024 г. было принято постановление Правительства РФ, расширяющее возможности учета изменений в концессионных соглашениях, включая рост цен на стройматериалы и изменение ключевой ставки Банка России.
Директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Федяков указал, что 42 проц. тепловых сетей нуждаются в замене, а темпы обновления составляют всего 1 проц. в год при необходимом уровне в 5 проц. Он выступил за внедрение дифференцированных тарифов, аналогичных используемым в электроэнергетике. «Это позволит гибко их регулировать в зависимости от уровня потребления и инфляции».
Среди прозвучавших на совещании идей — разработка долгосрочных финансовых моделей развития отрасли с горизонтом планирования до 10 лет и синхронизация модернизации сетей теплоснабжения с программами капитального ремонта многоквартирных домов. Участники совещания поддержали расширение доступа частных ресурсоснабжающих организаций к бюджетному финансированию. Одновременно с этим было предложено разработать механизмы защиты населения от резкого роста тарифов. Особое внимание уделено повышению зарплат в отрасли для привлечения квалифицированных кадров.
Член Комитета СФ по экономической политике Михаил Борщев,
Борщев
Михаил Михайловичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тульской области
комментируя итоги
обсуждения, отметил важность разработки законодательных критериев для выбора
технических решений при модернизации инфраструктуры теплоснабжения. Он инициировал
также обсудить предоставление налоговых льгот ресурсоснабжающим организациям.