В Совете Федерации прошли слушания проекта бюджета на 2026 год.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
провела
парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов».
Спикер СФ подчеркнула, что это первое
публичное обсуждение главного финансового документа страны с участием
парламентариев, руководителей регионов, представителей федеральных органов
исполнительной власти, экспертов, учёных – своего рода «нулевое чтение»
бюджета.
Валентина
Матвиенко
напомнила, что на первом заседании осенней сессии в ходе «правительственного
часа» Министр
экономического развития Максим
Решетников представил обстоятельный доклад о положении и перспективах
развития отечественной экономики. «Именно на этих данных базируется бюджет на предстоящую трёхлетку. И конечно, мы ожидаем от него решения как текущих, так и долгосрочных задач развития страны».
По мнению главы верхней палаты
парламента, предстоящий бюджет обязательно должен быть бюджетом чёткой
приоритизации. «Все финансовые возможности для сохранения
социально-экономической устойчивости, противодействия внешним вызовам и дальнейшего развития страны у нас есть».
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
1 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
2 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
3 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
4 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
5 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
6 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
7 из 126
Валентина Матвиенко
8 из 126
Николай Журавлев
11 из 126
Анатолий Артамонов
12 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
13 из 126
Владимир Якушев
14 из 126
Николай Журавлев
15 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
16 из 126
Министр финансов РФ Антон Силуанов
17 из 126
Председатель Счетной палаты РФ Борис Ковальчук
18 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
19 из 126
Константин Косачев
20 из 126
Григорий Карасин
22 из 126
Министр финансов РФ Антон Силуанов
23 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
24 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
25 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
26 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
27 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
28 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
29 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
30 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
31 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
32 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
33 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
34 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
35 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
36 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
37 из 126
Министр финансов РФ Антон Силуанов
38 из 126
Министр финансов РФ Антон Силуанов
39 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
40 из 126
Министр финансов РФ Антон Силуанов
41 из 126
Министр финансов РФ Антон Силуанов
42 из 126
Валентина Матвиенко
43 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
44 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
45 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
46 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
47 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
48 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
49 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
50 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
51 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
52 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
53 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
54 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
55 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
56 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
57 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
58 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
60 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
61 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
62 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
63 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
64 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
65 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
66 из 126
Александр Варфоломеев
67 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
68 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
69 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
70 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
72 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
73 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
75 из 126
Елена Перминова
76 из 126
Александр Двойных
77 из 126
Александр Двойных
78 из 126
Андрей Шевченко
79 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
80 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
82 из 126
Валентина Матвиенко
83 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
84 из 126
Анатолий Артамонов
86 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
87 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
88 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
89 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
90 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
91 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
92 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
93 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
94 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
95 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
96 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
97 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
98 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
99 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
100 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
101 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
102 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
103 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
104 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
105 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
106 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
107 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
108 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
109 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
110 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
111 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
112 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
113 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
114 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
115 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
116 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
117 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
118 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
119 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
120 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
121 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
123 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
124 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
125 из 126
Парламентские слушания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам «О параметрах проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов»
126 из 126
О приоритетах бюджета чётко сказал
Президент России Владимир Путин,
отметила спикер СФ. «Это, прежде всего, поддержка Вооружённых Сил, обеспечение
безопасности общества и государства, а также безусловное выполнение всех
социальных обязательств перед гражданами, перед семьями с детьми. Можно
сказать, что главный финансовый документ подчинён принципу семейноцентричности».
Валентина
Матвиенко
акцентировала внимание на том, что «детский бюджет» на ближайшие три года
превысит 10 триллионов рублей, заложены средства на индексацию материнского
капитала, субсидирование ипотеки для семей. При этом, считает она, все меры
поддержки семей нужно на постоянной основе анализировать с точки зрения их
эффективности и при необходимости актуализировать.
Отдельно Председатель Совета Федерации
остановилась на финансировании программы по модернизации инфраструктуры детского
отдыха. Она назвала реализацию программы примером, когда относительно
небольшими средствами удалось создать тысячи новых мест в детских лагерях по всей стране. «Такой принцип высокой отдачи должен лежать в основе планирования
всех государственных расходов на демографию. Экономить здесь, конечно, нельзя,
но при этом нужно следить, чтобы каждый рубль обеспечивал реальный
демографический эффект. Главный критерий один – рост рождаемости, увеличение
доли многодетных семей».
Спикер СФ коснулась работы президентского
Совета по реализации государственной демографической и семейной политики и темы
совершенствования субсидирования льготной семейной ипотеки. «Государство тратит
значительные бюджетные средства на это направление. Мы считаем, что субсидии
должны быть более адресными. В частности, предлагаем перейти к диверсификации
ставки в зависимости от количества детей, а также создавать условия для
улучшения жилищных условий для семей с детьми по месту их проживания».
Говоря об актуализации бюджетных
расходов и развитии доходной базы, Валентина
Матвиенко подчеркнула необходимость разрабатывать новые источники доходов. По ее словам, Совет Федерации предлагает ряд дополнительных мер, которые касаются
сокращения неэффективных налоговых и таможенных льгот, оптимизации расходов, обеспечения
более точечных механизмов субсидирования. Спикер СФ также призвала региональные
команды активнее заниматься повышением собственной доходной базы, в том числе используя
механизмы муниципального земельного контроля.
Председатель СФ считает важным усиления
контроль за формированием тарифов ЖКХ. «Генпрокуратура обнаружила уже более 5,7
миллиарда рублей необоснованных расходов», — рассказала Валентина Матвиенко, обратившись с просьбой к профильным комитетам
СФ, Правительству и Генпрокуратуре предметно заняться этим вопросом.
Также спикер СФ затронула вопросы,
касающиеся регулирования института самозанятых. «В 2028 году истекает срок
эксперимента по применению специального налогового режима самозанятых. Думаю,
что парламентарии совместно с Минфином, Минтрудом должны заранее проработать
возможные шаги для совершенствования этой системы в интересах государства и граждан».
Ещё одной чувствительной темой Валентина Матвиенко назвала оплату
медицинской страховки для неработающего населения. «Среди них немало людей
трудоспособного возраста, которые якобы не работают. Бремя по выплатам ложится
на плечи субъектов Федерации. И я считаю, что здесь надо скорректировать
подходы, не нарушая прав граждан, прописанных в Конституции, чтобы снять долю
несправедливой нагрузки с бюджетов регионов».
Особого внимания, подчеркнула спикер СФ,
требует обеспечение региональной финансовой устойчивости. «В Бюджетном кодексе
предусмотрено, что федеральные министерства должны в срок до 20 августа
направить в органы исполнительной власти субъектов проекты распределения
субсидий на очередной финансовый год. Однако в этом году не все министерства
уложились в указанный срок. Мы должны повышать прозрачность и сокращать сроки
доведения до регионов бюджетных средств. В будущем эта ситуация не должна
повториться».
Касаясь межбюджетных отношений, Валентина Матвиенко отметила, что необходимо
системно донастраивать инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.
«Нужно исключать из расчётного потенциала так называемые окрашенные доходы,
например, акцизы на нефтепродукты».
Также глава верхней палаты парламента предложила
ввести ограничение на снижение размера дотаций и обеспечить сохранение
утверждённых размеров дотаций для воссоединённых и приграничных субъектов. «Кроме
того, при расчёте дотаций следует использовать актуальные данные, а не за прошлый и позапрошлый периоды. Тогда поддержка будет и своевременной, и корректно распределённой».
Валентина
Матвиенко
напомнила, что недавно Правительство внесло в Государственную Думу
законопроекты, которые предусматривают лицензирование деятельности по торговле
табачной и никотинсодержащей продукцией. «Было бы справедливо, если бы эти
дополнительные доходы поступали в региональные бюджеты, тогда
заинтересованность субъектов Федерации за контролем в этой сфере была бы
мотивированной и существенно выше», — сказала она.
По словам спикера СФ, за последние годы
произошло существенное (более чем в два раза) сокращение коммерческого долга
регионов, в ряде субъектов Федерации повысился уровень долговой устойчивости.
Востребованным оказался и механизм инфраструктурных бюджетных кредитов.
Председатель Совета Федерации
подчеркнула, что главный финансовый документ страны должен быть не только
эффективным и сбалансированным, но и максимально ответственным.
Министр финансов РФ Антон Силуанов представил основные параметры и приоритеты проекта
федерального бюджета на 2025–2027 годы. Он акцентировал внимание на обеспечении
сбалансированности бюджета, выполнении социальных обязательств и стимулировании
экономического роста.
Министр сообщил, что подготовленный
проект бюджета составлен с учетом бюджетного правила. «Дефицит федерального
бюджета планируется на безопасном уровне. В 2026 году он составит 1,6% ВВП.
Уровень госдолга в течение предстоящей трехлетки сохранится в пределах не более
20% от ВВП».
«Социальная политика – это первый
приоритет. В полном объеме заложено ассигнование на индексацию социальных
обязательств», – отметил Антон Силуанов.
Он добавил, что в рамках «детского бюджета» будут проиндексированы выплаты,
включая материнский капитал, а также учтены жилищные программы для семей с детьми.
Расходы на национальную экономику в 2026 году возрастут по сравнению с 2025 годом на 360 млрд руб. – до 4,8 трлн рублей.
Увеличатся и бюджеты субъектов Федерации. Значительные средства запланированы
на обеспечение технологического лидерства, включая развитие микроэлектроники и робототехники, а также на транспортную инфраструктуру.
Отдельно министр остановился на мерах,
направленных на увеличение доходной части бюджета. «Предлагаем повысить
стандартную ставку налога на добавленную стоимость до 22%. Этот налог –
наиболее устойчивый источник доходов федерального бюджета. При этом льготная ставка,
что важно для людей с невысокими доходами, сохранится на уровне 10%. Она
распространяется на продукты питания, лекарства, медицинские изделия, товары
для детей».
Также будет продолжена работа по предотвращению дробления бизнеса с целью уклонения от уплаты налогов. Кроме
того, в рамках налоговых новаций предусмотрен пересмотр льгот по страховым
взносам для малого и среднего бизнеса. Льготные тарифы будут сохранены для
приоритетных отраслей, таких как обрабатывающая промышленность, транспорт и электроника.
Антон
Силуанов
заявил, что бюджет направлен на концентрацию ресурсов для решения главных задач
социально-экономического развития страны, включая оборону, безопасность и рост
реальных доходов населения. «Все эти приоритеты обеспечены необходимым
финансированием».
Председатель Счетной палаты РФ Борис Ковальчук представил
предварительную оценку основных параметров федерального бюджета на трехлетний
период.
Заместитель председателя Центрального
банка РФ Алексей Заботкин, отметил,
что текущий экономический рост является более сдержанным по сравнению с предыдущими периодами. Такое плавное замедление позволяет производственным
возможностям догнать опередивший их спрос.
Глава Республики Бурятия, председатель
комиссии Государственного Совета РФ «Эффективная транспортная система» Алексей Цыденов обратил внимание на особенности
исполнения бюджетов угледобывающих регионов, а также затронул вопросы льготного
лекарственного обеспечения и балансировки зарплатных проектов, в том числе
касающихся выплат учителям.
Председатель Законодательного Собрания
Республики Карелия Элиссан Шандалович
выступил с предложением, в частности, о финансировании здравоохранения
Арктических регионов.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев подчеркнул необходимость повышать
доступность пассажирских перевозок для граждан, проживающих в удаленных
территориях.
Губернатор Костромской области Сергей Ситников затронул вопросы,
связанные с реализацией имущества.
Губернатор Мурманской области,
председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Северный морской путь и Арктика» Андрей Чибис отметил падение доходов ряда регионов и необходимость
выделения дотаций на выплаты, связанные с МРОТ.
Губернатор Ставропольского края,
председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Сельское хозяйство» Владимир
Владимиров сообщил о новых источниках доходов регионов и возможных мерах по противодействию «серой» занятости.
В парламентских слушаниях приняли
участие сенаторы РФ, представители федеральных и региональных органов власти,
руководители крупных предприятий, ученые и эксперты.
Заместитель Председателя Совета
Федерации Николай Журавлев
Журавлев
Николай Андреевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Костромской области
,
комментируя состоявшееся обсуждение, отметил, что Совет Федерации
продолжает уделять особое внимание обеспечению сбалансированности региональных
бюджетов. «Мы считаем необходимым совершенствовать механизмы выравнивания
бюджетной обеспеченности. Предлагаем ограничить снижение дотаций и гарантировать сохранение их размеров для приграничных территорий и воссоединённых регионов. Это важно для стабильного развития их экономики», —
подчеркнул вице-спикер СФ.