Сенаторы и эксперты обсудили пути совершенствования системы обязательной маркировки товаров.
Член Комитета СФ по экономической политике Иван Евстифеев
Евстифеев
Иван Александровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Омской области
провел круглый стол
на тему «Совершенствование системы обязательной маркировки товаров средствами
идентификации».
Открывая заседание, сенатор подчеркнул стратегическую значимость этого механизма. «Это мощный инструмент государственной политики, направленный на обеспечение прозрачности оборота товаров, пополнение доходов бюджета и защиту законных интересов добросовестного бизнеса и граждан».
Парламентарий выделил три ключевых аспекта проблемы. «Первое направление – развитие рынка товаров легкой промышленности и борьба с нелегальным оборотом». Он предложил проанализировать эффективность эксперимента по выявлению псевдороссийских производителей, а также обсудить меры поддержки малого бизнеса при интеграции в систему маркировки.
Второй важный блок, по его словам, – снижение доли контрафактной продукции, реализуемой на маркетплейсах. Иван Евстифеев подчеркнул необходимость выработки дополнительных решений по противодействию нелегальному обороту на онлайн-площадках и совершенствованию механизмов защиты прав потребителей. «Ключевая задача – выстроить эффективное взаимодействие между государством, бизнесом и цифровыми платформами для обеспечения качества и безопасности товаров в онлайн-среде».
«Третье направление работы – решение проблемных вопросов маркировки радиоэлектронной продукции, обладающей своей спецификой», – добавил Иван Евстифеев.
Директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Владислав Заславский привел данные, согласно которым за шесть лет работы система маркировки охватила 33 товарные категории и интегрирована с 27 федеральными ведомствами. «Она доказала эффективность на всех уровнях. Например, доля фальсификата молочной продукции снизилась с 30% до 0,01%, а внедрение «запретительной кассы» сократило продажи просроченных товаров в 122 раза».
Он рассказал о результатах мониторинга псевдороссийских производителей, в ходе которого были выявлены случаи, когда местом производства значились гаражи и квартиры. «По результатам эксперимента подготовлены предложения для законодательных изменений». Особое внимание Владислав Заславский уделил работе с маркетплейсами. «С крупными онлайн-площадками ведется разработка дорожной карты, направленной на создание автоматизированной системы проверки поставок и гарантию прозрачности продаж».
Заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов дополнил, что к концу года центры поддержки системы маркировки откроются в трети регионов России. Он также сообщил о мерах поддержки бизнеса. «Продлены сроки для маркировки остатков товаров легкой промышленности и упрощены требования для перемаркировки. Четыре тысячи компаний получили техническую помощь инженеров, компенсации затрат на оборудование, они также используют бесплатные сервисы – «Маркировка.Просто», «Честный ЗНАК — Бизнес» и электронный документооборот».
Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Евгений Нифантьев выступил с инициативой распространить маркировку на товары для здоровья.
Начальник управления контроля за продукцией в обороте Роспотребнадзора Андрей Пучковский поделился результатами контрольно-надзорной деятельности. «Система индикаторов риска демонстрирует 95% результативности проверок. Проведено 150 тысяч профилактических мероприятий без применения штрафных санкций, а также разработан оперативный инструмент мониторинга, позволяющий анализировать нарушения в режиме реального времени».
Начальник отдела развития технологий Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС РФ Денис Грязин озвучил результаты контрольной работы, включая изъятие немаркированных товаров и внедрение системы цифрового контроля.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов сообщил о преобразованиях в онлайн-торговле. «Совместно с Росаккредитацией мы оцифровали 34 миллиона артикулов товаров. Следующий год станет переломным – без указания документов о качестве товар не сможет появиться на витрине маркетплейса».
Одновременно он обратил внимание на отсутствие единого государственного идентификатора товаров вне системы маркировки. «Это мешает автоматизировать проверку подлинности сертификатов и деклараций. Требуется технологическое решение, объединяющее базы данных ведомств».
В мероприятии приняли участие руководители профильных ассоциаций, эксперты и представители крупных торговых площадок. По итогам обсуждения были сформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и практическим механизмам внедрения системы маркировки в различных сегментах экономики.




























