Все новости

В городе Благовещенске Амурской области на научно-практическом семинаре по теме «Актуальные проблемы нормативного правового обеспечения государственной гражданской службы в законодательных (представительных) и исполнительных органах власти» выступил первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Николай Пожитков

в городе Благовещенске Амурской области на научно-практическом семинаре по теме «Актуальные проблемы нормативного правового обеспечения государственной гражданской службы в законодательных (представительных) и исполнительных органах власти» выступил первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Николай Пожитков.


Особый вид службы — государственная гражданская служба, которая не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление, считает Николай Пожитков. «Государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства», — заметил сенатор.

По его мнению, вектор нормативно-правового обеспечения государственной гражданской службы должен быть направлен: во‑первых, на нормативно-правовое обеспечение эффективного исполнения своих полномочий государственным служащим в интересах общества, эффективного обеспечения деятельности органов государственной власти, сбалансированность законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации и законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Кроме этого, необходимо совершенствовать нормативно-правовые акты в части: медицинского обеспечения, санаторно-курортного обеспечения, пенсионного обеспечения.

Николай Пожитков подвел некоторые итоги реализации Федерального закона «О государственной гражданской е Российской Федерации», который вступил в силу четыре года назад.

Как отметил сенатор, законом закреплены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы, произошел переход к административно-правовому регулированию деятельности государственных служащих в совмещении с применением норм Трудового кодекса, установлена взаимосвязь между государственной и муниципальной службой. В основном созданы условия для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов гражданскому обществу, сформированы основы для финансирования государственной гражданской службы.

В настоящее время, сообщил первый зампред Комиссии Совета Федерации, на рассмотрении в Государственной Думе находится ряд законопроектов, основной целью которых является: совершенствование правового регулирования вопросов пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих; повышения уровня их пенсионного обеспечения; установления единого подхода к служащим (гражданским, военным и правоохранительным служащим) к предоставлению размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. И заметил, что при рассмотрении в Совете Федерации наша Комиссия поддержала концепции вышеназванных законопроектов.

По мнению Николая Пожиткова, в субъектах РФ по разному решаются проблемы, связанные с региональным законодательством в сфере государственной гражданской службы, и существует разный подход к содержанию базовых региональных законов о гражданской службе. Так, в ряде субъектов Российской Федерации законы о государственной службе были приняты в виде объемных документов, своего рода сборников, в которые были включены регулирующие нормы как федерального, так и регионального законодательства.

По мнению экспертов, для успешного реформирования государственной службы, формирования и реализации единых принципов построения и функционирования гражданской службы, координации действий необходим орган по управлению государственной службой.

По словам Н. Пожиткова, есть проблемы, связанные с внутренними противоречиями отдельных положений федерального закона, неоднозначным их толкованием. К примеру, почти все субъекты Российской Федерации отмечают, что отсутствует единый подход в наименовании классных чинов, соответствующих высшим и главным должностям государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

«Федеральное законодательство не даёт точного ответа на вопрос о том, как должны именоваться классные чины субъектов. Это создает определенные трудности, например, при переходе на службу из одного субъекта РФ в другой.

Также региональные законодатели по‑разному подходят и к решению вопросов о порядке учреждения должностей и ведения реестра должностей гражданской службы, присвоения классных чинов», — отметил сенатор.

Очевидно, уверен Н.Пожитков, необходимо найти общие решения для всей гражданской службы субъектов Российской Федерации с тем, чтобы избежать возможных правовых коллизий, учитывая при этом, что обсуждаемая тема расширительного толкования классных чинов — это организационный вопрос, и в полной мере должен регулироваться законодательством субъектов Российской Федерации.

Как считает сенатор, есть проблемы, связанные с тем, что федеральным законом не урегулированы отдельные вопросы поступления, прохождения и увольнения с гражданской службы. Закон разделяет понятия «трудового договора» и «служебного контракта», ставя под сомнение правомерность распространения норм трудового законодательства о трудовом договоре на отношения, урегулированные служебными контрактами. Урегулировать подобные проблемы возможно путём внесения в закон соответствующих изменений и дополнений, пояснил Н.Пожитков.

Оценивая современное развитие законодательства государственной службы, заметил законодатель, можно признать, что оно по большей части ориентировано на регламентацию деятельности государственных служащих в исполнительных органах власти. Однако это признание, по его мнению, не снижает необходимости конкретизации положений федерального закона о государственной гражданской службе применительно к специфике деятельности, например, в законодательных органах государственной власти.

«Наша Комиссия, внимательно изучив данный вопрос, принимая во внимание международный опыт парламентской службы, подготовила и внесла в Государственную Думу поправку в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», предусматривающую введение понятия «парламентской службы», как отдельного вида государственной службы. В законодательстве Российской Федерации этот вид государственной службы не выделен в самостоятельный, хотя государственная служба в органах законодательной власти имеет серьезные особенности и специфику, которые необходимо учитывать», — заявил Николай Пожитков.

По мнению Николая Пожиткова, уже много сделано для решения проблем нормативно-правового обеспечения государственной гражданской службы, но предстоит сделать ещё больше.