Все новости

Необходима совместная работа власти и СМИ в интересах регионов

начались встречи руководства Совета Федерации с главными редакторами региональных средств массовой информации. В программе – диалоги с руководителями комитетов и комиссий СФ, дискуссии по актуальным проблемам законодательного регулирования деятельности СМИ, взаимодействия с парламентариями, обратной связи верхней палаты с регионами, доставки периодической печати и другие вопросы.


Встречу с главными редакторами региональных средств массовой информации открыл первый заместитель руководителя Аппарата Совета Федерации Валерьян Викторов. Он отметил большую заинтересованность Совета Федерации, его Пресс-службы и Аппарата в организации таких встреч, стремление повысить их содержательность и эффективность. 

От имени руководства верхней палаты российского парламента перед журналистами выступил заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин. Он обратился к аудитории с пожеланием шире освещать деятельность законодательных собраний регионов. Зачастую их неслышно, сказал вице-спикер, из всего потока законодательных предложений с мест до федерального центра доходит 2 – 2,5 процента. Парламентская работа в субъектах идет очень динамично, и региональные СМИ могли бы рассказывать об этом значительно больше, считает А. Торшин. Ведь именно пресса помогает лучше слышать голос регионов, заключил сенатор.

По поручению вице-спикера Светланы Орловой была представлена информация о работе оргкомитета Года семьи, одним из руководителей которого она является. Была заявлена заинтересованность Оргкомитета во взаимодействии с региональными СМИ, желание получать от них информацию о том, что делается в субъектах РФ в рамках Года семьи.

Дискуссию по актуальным проблемам законодательного регулирования деятельности региональных СМИ провела председатель Комиссии СФ по информационной политике Людмила Нарусова. Журналисты говорили о том, что их волнует больше всего: о свободе слова не в ущерб этике и качеству изданий, проблемах взаимоотношений с властью, финансовом обеспечении деятельности редакций, организации подписки. Председатель комиссии категорически не согласилась с высказыванием одного из участников дискуссии о том, что в наши дни свобода слова и «желтая» пресса являются тождественными понятиями. Речь должна идти о профессионализме, ответственности за достоверность информации и соблюдении законности, убеждена Л. Нарусова.

Большая часть разговора была посвящена работе «Почты России» — эта тема поднимается редакторами на всех встречах в Совете Федерации. Позиция сенаторов состоит в том, чтобы любой житель России, вне зависимости от географии его проживания – в центральных областях или далеком селе – должен получать равноценные услуги связи.

Генеральный директор ФГУП «Почта России» Андрей Казьмин в своем выступлении заметил, что в России подписка на газеты и журналы «имеет явный социальный контекст». «Почта России», хотя и является коммерческим предприятием, это учитывает, сказал он. «Но – парадокс: и без того небогатая организация трансформировалась в донора, — продолжил А. Казьмин. — Ни в одной стране мира такой ситуации в работе почты не наблюдается». Результаты подписки из года в год дают почтовикам отрицательный финансовый результат, суммы убытков, которые несут отделения связи, возрастают. При этом у почтальонов очень низкая заработная плата, особенно в селах, где она не превышает 3000 рублей. А. Казьмин оценил ее как катастрофически низкую, и соответственно катастрофически высокой он назвал текучесть кадров: за год коллектив почты обновляется полностью. Без государственной поддержки институт подписки не может сохраниться, считает руководитель «Почты России».

В состоявшемся порой весьма эмоциональном обмене мнениями по всем указанным вопросам приняли участие первый заместитель председателя Комиссии по информационной политике Евгений Елисеев и первый заместитель председателя Комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества Юрий Солонин, заместитель главного редактора информационного канала ВГТРК Олег Куприянов, заместитель директора дирекции радиовещания ВГТРК Игорь Малов, начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий.

Еще одна дискуссия — по проблемам миграционной политики – состоялась при участии председателя Комитета СФ по делам СНГ Вадима Густова. Обсуждались самые разные ее аспекты – социальные, культурные, экономические и политические. Речь шла о необходимости взаимного уважения традиций и культур разных народов, создания условий цивилизованной адаптации мигрантов, их обучения языку страны, в которую они прибыли, повышения качества жизни и роста экономики, а также законодательного обеспечения решения возникающих проблем.

В конце первого насыщенного дня региональные журналисты встретились с Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, который ответил на их многочисленные вопросы и наградил победителей конкурса на лучшее освещение деятельности верхней палаты парламента в 2007 году. 

***

 

ИЗ МАТЕРИАЛОВ «КРУГЛОГО СТОЛА», ПОСВЯЩЕННОГО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

Л.Б.НАРУСОВА Одна из самых больших проблем, о которой мы говорили в прошлый раз, думаю, не утратила своей актуальности. Это проблема с «Почтой России», с доставкой, с тарифами и так далее. За это время поменялось руководство «Почты России». Нынешний руководитель «Почты России», Андрей Ильич Казьмин ответит на все вопросы, которые мы перед ним поставим.

А.И. КАЗЬМИН

Я благодарен возможности выступить перед вами, ответить на ваши вопросы. За те четыре месяца, которые я работаю в этой организации, я уже успел погрузиться во все нюансы проблемы.

Ситуация на сегодня. Как я понимаю, главная проблема, которая интересует региональные средства массовой информации, – это стоимость доставки подписных изданий. Эта услуга не является универсальной, т.е не является услугой, которую почта обязана оказывать по государственным тарифам. Тарифы здесь устанавливаются де-юре – «Почтой России» самостоятельно. Де-факто – ни один тариф, который был в прежние годы установлен, и сейчас не устанавливается без соответствующих рекомендаций государственных органов.

Поскольку мы прекрасно осознаем, что подписка имеет явный социальный контекст, «Почта России», несмотря на то, что по уставу является коммерческой организацией, в своей работе этот социальный контекст учитывает, и будет учитывать. Но создалась совершенно ненормальная ситуация, когда и без того небогатая организация, прямо скажем, трансформирована в доноры самого института подписки. Ни в одной стране мира такой ситуации нет, даже у наших близких соседей.

Если это социальная функция, то социальная функция соответствующим образом должна оплачиваться. Сегодня, подписка прибыли почте не приносит, она приносит убытки, весьма серьезные.

Если говорить о 2007 годе, не полученный доход почтой в результате того, что тарифы на подписку, которые вы и без того считаете высокими, принесли отрицательный результат, 3 миллиарда 200 миллионов. 2006 год — 2500; 2008 год — 4200. Никто эти выпавшие доходы почте не компенсировал, отсюда катастрофически низкая заработная плата почтальонов. Главная нагрузка ложится на них, и катастрофически низкая зарплата влечет за собой катастрофически высокую текучесть кадров. У «Почты России» она превышает 75 процентов, за год происходит полное обновление коллектива. Сельский почтальон получает в лучшем случае чуть больше 3 тысяч рублей. И эту зарплату делят еще на несколько частей, чтобы больше людей в селе могли эту зарплату получать.

Поэтому без государственной финансовой поддержки института подписки не обойтись. Из последних возможностей продлена система скидок на второе полугодие 2008 года для всех районных газет в том объеме, в котором она была в первой половине года. 25 процентов скидки сохранено для всех районных газет. Это все сделано за счет «Почты России», повторяю, на что она и сегодня денег уже не имеет.

Поручения правительственные давались на этот счет еще в 2006 году. Никаких изменений за этот период не произошло. Благодаря разным мерам, которые были приняты и почтой, и другими органами, удалось затормозить падение тиражей подписных изданий, и даже небольшой рост обозначился по этому году. Мы прекрасно понимаем, что это явление нестойкое.

Повторяю, вопрос дальнейшего развития института подписки зависит от внятной государственной политики. И если в советское время было решение политбюро о том, что газета «Правда» должна доставляться в шесть утра во все почтовые ящики страны, то это решение выполнялось, и стоило оно совершенно определенные средства. Сегодня есть представление, что почта справится сама, что у нее очень много доходов от других источников. Благодаря тому, что есть другие источники, она еще существует. Но, несмотря на эти другие источники, почта сегодня является глубоко убыточной организацией.

Цифры по подписке я вам говорил. От других своих прямых обязанностей почта тоже имеет колоссальные убытки. Прежде всего, доставка письменной корреспонденции, она вся убыточная и заказная, и простая, и какая угодно.

Причина – те же самые тарифы. Во всех отраслях народного хозяйства тарифы корректировались, почтовые тарифы не изменялись с 2006 года, несмотря на то, что росли цены на авиационный керосин, на доставку железнодорожным транспортом, «Почта России» должна была эти вопросы решать как‑то сама.

Я не перекладываю проблемы почты на ваши головы, я просто хочу, чтобы было понимание того, в каких реалиях мы сегодня находимся.

Готов ответить на все интересующие вопросы.

ВОПРОС. Есть районный центр. Ввиду оптимизации там закрыт районный узел связи, и теперь эту газету, которая печатается в этом райцентре, везут в другой райцентр за 80 километров. Там эту газету фасуют и привозят снова за 80 километров в тот населенный пункт, где будут доставлять. Тут никаких тарифов не хватит, туда-сюда возить. (Союз журналистов Удмуртии, город Ижевск.) Такая оптимизация — не очень полезная.

Первой в Советском Союзе я как редактор, организовала собственную доставку газеты. Сейчас газета живет, она дотации от государства не получает, и у нее доставка обходится в пять раз дешевле, чем почтой.

А.И. КАЗЬМИН

Вопрос оптимизации сети, он существует, но, есть пределы этой оптимизации. Причины, по которым этот районный центр закрыт, могут быть разные, потому что почта не является собственником того имущества, в котором она расположена. Собственником является Росимущество.

Могло быть и такое, что объект был перепрофилирован или пришел в негодность из‑за ветхости. Из 42 тысяч отделений почтовой связи 31 тысяча не приносит положительного финансового результата — это ситуация сегодняшнего дня.

Альтернативная доставка существует, и многие издатели ею пользуются, в том числе и те, которые получают государственную поддержку. В больших городах, в крупных населенных пунктах альтернативная доставка – вполне коммерчески окупаемое предприятие.

Если бы нам разрешили принимать подписку и доставлять издания только в городах, мы тоже были бы прибыльными. Но мы не имеем права отказать подписчику, даже если он один в отдаленной деревне. Он выпишет какую‑то газету, мы обязаны ее доставлять. Вот такие условия, в которых мы работаем.

Поэтому альтернативные доставщики в сельских районах не работают и никогда работать не будут. Нужна там почта или нет, решать государству. В принципе в перспективе мы можем дойти до того, что у нас будет только внутригородская доставка, в которой вполне успешно работают частные операторы, мы им горячо завидуем и желаем всяческих успехов.

ВОПРОС Сентякова Светлана, Ижевск, «Удмуртская правда».

Андрей Ильич, Вы такую картину нарисовали, что прямо плакать хочется. А мы так долго занимаемся выпуском газет, что нам плакать уже не хочется. Не хочется плакать, глядя, как почтовые офисы превращаются после евроремонта в шикарные здания, глядя на то, как почта все шире и шире развивает выпуск собственных изданий, глядя на то, как в этих изданиях публикуются отчеты, какую прибыль получает почтовое отделение от подписки на наши издания.

Я знаю картину по республике, от 14 до 70 процентов прибыли идет от подписки. В калькуляцию, которую мы требуем, включается все, не только бензин по доставке, но и валенки, и одежда, и тулупы для почтальонов. В то же время почтальоны давно перестали, как вы говорите, выполнять эту социальную функцию. То есть они уже не ходят по домам, не собирают подписку, потому что им это не надо. Зарплату они получают в любом случае, пусть жалкую, но получают. Есть шикарный парк автомобилей, корпоративная символика на зданиях — это ведь все требует тоже средств, и мы видим, куда идут эти средства.

А.И. КАЗЬМИН

Отвечаю на ваш вопрос. Несмотря на общий кризис, есть благополучные филиалы, в основном они в крупных городах сосредоточены. Почта действительно начала заниматься своим внешним видом. Это было в предшествующие годы, я не комментирую эти решения. Все эти новые машины, о которых вы говорите, они действительно необходимы почте, они куплены на заемные средства. Других источников у нее в тот момент не было. Была альтернатива: либо просто приостановить доставку, либо брать деньги в кредит, что она и сделала. Вот теперь мы по этим кредитам будем платить.

О модернизации сети. В последние два года почта — убыточная организация. Сегодня у нас нет достаточных средств даже на косметический ремонт. Поэтому я не знаю, кому‑то может, повезло, кто‑то успел отремонтироваться, слава богу. Если там излишки какие‑то были допущены, вопрос другой, будем этим заниматься. Если я смотрю на то, как развиваются почты близлежащих наших соседей и друзей, та же казахская почта, за счет бюджета отремонтировано, приведено в надлежащий вид более 25-ти процентов отделений связи. Тысячу отделений связи в Казахстане профинансировал федеральный, казахский бюджет.

Мы получаем от государства на содержание сетей 146 миллионов рублей в год. Завтра на правительственной комиссии будем докладывать, сколько нам надо. Сколько дадут, не знаю.

По изданиям. У почты есть такая многотиражная газета, «Почта России». Она выходила каждую неделю, тоже в хорошем издательском исполнении. Теперь она будет выходить раз в месяц, со второго полугодия, и исполнение будет победнее. Журнал пока тоже сохраняем. Жалко расставаться, на самом деле такая организация должна иметь корпоративные издания, мы должны своим клиентам о своих услугах рассказывать. Будут у нас возможности для этого в следующем году, не знаю.

ВОПРОС Шавалиев, Калмыкия. Первое. Людмила Борисовна, есть пожелание принять обращение по результатам нашей встречи. Просим держать на контроле вопрос о господдержке средств массовой информации в части датирования услуг связи. Второй вопрос Андрею Ильичу. Вы рассказали нам о бедственном положении нашей российской почты. Хороший опыт, Казахстана, вы сейчас изложили. Там действительно, наверное, государство понимает, что институт почты — это нервное окончание любого государства. Извините, есть у нас районы не только в Калмыкии, но и в России, куда телевидение и радио еще не дошло. Единственным средством информации являются газеты, журналы, которые могут люди пока еще себе позволить выписать. В этой связи я думаю, что мы не можем нарушать конституционные права граждан Российской Федерации о получении достоверной объективной, актуальной, своевременной информации. Думаю, что вопрос о датировании услуг связи давно назрел.

Предлагаю также провести декаду льготной подписки, когда «Почта России» снизит в процентном отношении свои услуги по доставке и издание тоже свою часть цены снизит с тем, чтобы наш читатель смог получить газету по приемлемой цене.

А.И. КАЗЬМИН

Декады льготной подписки есть и сегодня. Ранняя подписка стоит дешевле. В 2008 году, чтобы было понятно, рост тарифов ‑ 8,5 процентов, в прошлом году – 11. То есть в пределах инфляции, все, что почта себе позволяла за эти годы.

Ситуацию я вам обрисовал. Мы готовы сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, я это подтверждал и подтверждаю. Недавно были соответствующие слушания в Государственной Думе с участием Общественной палаты, Администрации Президента, депутатов.

Почта все необходимые шаги со своей стороны уже сегодня делает. Я повторяю, что скидки на районные средства массовой информации сохранены в том объеме, в котором они существовали, несмотря на то, что сегодня почте это уже не по карману. Если бы она была благополучным финансовым институтом, я бы эту тему вообще не поднимал.

К сожалению, ситуация такая, когда дальше делать вид, что можно оставлять все, как есть, невозможно. Нужна консолидация всех возможных источников для того, чтобы институт подписки и соблюдения конституционного права гражданина на получение информации сохранялись. Несмотря на то, что тысячи пунктов коллективного доступа в Интернет на почте установлены, мы не строим иллюзий по поводу того, что люди будут приходить и читать газеты в пунктах коллективного доступа.

В сельских районах почта выполняет роль еще и потребительской кооперации, она торгует товарами народного потребления – последняя товаропроводящая сеть. Если она нужна, значит, надо ее сохранять. 31 тысяча отделений находится в удаленных районах Севера, Дальнего Востока и в сельской местности. Они никогда прибыли давать не будут, потому что доходы населения соответствующие, структура услуг такая. Это социальная нагрузка, которая будет оставаться, ее нужно содержать, если мы хотим, чтобы страна оставалась страной.

ВОПРОС Республика Адыгея, главный редактор республиканской газеты «Советская Адыгея» Валерий Кондратенко.

Здесь все профессионалы, мы прекрасно понимаем, что ни почта, ни средства массовой информации без поддержки государства не выживут. Мы надеемся уже на законодательную власть, на Правительство. Первое. Вы сказали о том, что будут пользоваться льготами районные газеты. Какова ситуация с городскими? Может быть, и областные газеты поддержать, краевые?

Второй вопрос связан с подпиской. Если можно, введите годовую подписку, чтобы мы не делили первое полугодие, второе. На второе полугодие, как правило, цена подписки больше. Или сохраните одну и ту же цену, чтобы мы играли по одним и тем же правилам.

А.И. КАЗЬМИН

Вопрос по льготам. Я говорил о районных изданиях. На самом деле речь идет и о городских изданиях. В целом скидку в 25 процентов более 3 тысяч изданий имеют, это районные и городские газеты, 8 федеральных изданий- там скидка меньше, и около 60 областных, где скидка 17 процентов на второе полугодие сохранена. Это все за счет «Почты России». Критерий устанавливала Антимонопольная служба совместно с Мининформсвязи и этот критерий – тираж. Для федеральных газет один тираж установлен, для областных – другой…Почта не вправе отбирать, кто подпадает под дотируемое издание. Это неправильно. Если мы говорим об опыте других стран, то во Франции, которая находится в одном часовом поясе, 12 газет общефранцузских получают компенсацию за доставку подписных изданий. Сумма компенсации превышает 300 млн. евро в год. Вот так французская почта работает. А русской почте можно не платить. Уровень жизни другой, согласен, но мы столько и не просим.

Что касается подписки на год, мы были бы рады это сделать, если бы у нас не было инфляции, если бы тарифы ключевые не менялись. Традиция полугодовых подписок, если мне память не изменяет, началась именно с середины 90-х, когда инфляция была очень высокой. Будем над этим вопросом думать.

ВОПРОС.Андрей Ильич, я представляю редакторов районных газет Курганской области. И когда я ехала сюда, то получила массу наказов. Начну с реформы. Реформирование почты больно ударило по всем газетам. Я думаю, что вы правы, объединяя почтовые отделения, но подчас ситуация доходит до абсурда. В частности, наше почтовое отделение, у нас один из самых крупных районов в Курганской области, Куртамышский, сейчас его присоединяют к маленькому райончику Мишкино. Причина? Наши плохо торгуют. Вы понимаете, основной показатель почты сегодня — торговля. У нас 7 процентов дает подписка и 40 процентов торговля. И вот исходя из этого, наше областное почтовое руководство отдает большой район малюсенькому району, там будет центр. Вот у меня коллега сидит и говорит, что у них торговля составляет 70 процентов. Почта превращается в райпотребсоюз. Другие критерии должны быть работников почты.

И самое больное, из 12 почтальонов, которые обслуживают наш небольшой городок, уволилось 9 и осталось 3. Вы представляете, три почтальона. О каком тираже говорить районной газете, а газета у нас достаточно востребована, на 36 тысяч населения 7 тысяч тираж – но нынче я его не возьму. Мне так читатель и говорит, пятничную газету приносят во вторник, а вторничную вообще — через три дня. Почту как‑то надо реформировать, но не так, как это сегодня делается, это однозначно. Вы просто нас кончите.

А.И. КАЗЬМИН

В порядке реплики. У нас, конечно, таких кровожадных планов нет. И конкретно по этому случаю. Я специально посмотрю, что там, решение, видимо, принято гораздо раньше, если это присоединение происходит. С оптимизацией сети мы мораторий введем, потому что нужно проинвентаризировать имущество, понять, что происходит в этой системе.

Вы привели пример, сколько почтальонов осталось. Я каждый день отдаю должное героизму этих людей, которые еще работают. Для сведения всех присутствующих, с прошлого года на почту делегируется альтернативные служащие, кто не подпадает под призыв в Вооруженные Силы. Вот ситуация, в которой мы сегодня находимся. Эта ситуация не нормальная, и если соответствующие программы не будут приняты… Я понимаю, что слово «реформа» в России ругательное, поэтому я не применяю его к почте. Хотя объединение почты было абсолютно необходимым. Это ненормально, когда в такой колоссальной стране было 85 самостоятельных юридических лиц в каждом из субъектов Федерации, и они причудливым образом друг с другом вели расчеты за доставленную корреспонденцию.

То, что было создано единое унитарное предприятие, это правильно. Но неправильно, когда это предприятие не располагает имуществом, неправильно, когда оно не располагает своей прибылью. Даже тогда, когда она у них была, она исправно изымалась в бюджет, а не на повышение зарплат тем же почтальонам. Это ненормально. Если не будет мотивации у людей работать в этой системе, если почта не будет получать соответствующие инвестиции как инфраструктурная система, которая государству необходима, она не сможет существовать, не то что развиваться.

ВОПРОС. «АРС-Пресс» Организация главных редакторов региональных газет.С.Б.Дубинская. Я представляю национальный координационный совет прессы, куда входят издатели, распространители, бумажники, лесовики – то есть все, кто имеет отношение к выпуску газет.

Речь идет не о том, что цифры убытков были большие в 2006–2007 годах, в принципе вы прекрасно знаете, за счет чего эти убытки возникали. Здесь ни разу не прозвучало слово МАП. А вот на прошлом заседании оно звучало постоянно. Межрегиональное агентство подписки, посредники, которые съедают очень большие деньги, потом эти деньги нерегулярно возвращаются.

Но речь идет не об этом. Речь идет о том, что можно тысячу раз реорганизовывать, можно создавать новую структуру, хотя Федеральная антимонопольная служба уже признала в свое время ФГУП «Почта России» монополистом, что тоже недопустимо. Сколько судов на эту тему прошло, вы тоже знаете. Вы знаете, что самое удивительное? Мы на местах вот этих самых почтальонов, о которых вы говорите, и которых нам тоже очень жалко, мы же сами их стимулируем. Отдельные редакции устраивают конкурсы, награждают их всем, чем угодно – премиями, путевками. То есть почтальоны держатся за счет нашей деятельности, а не за счет того, что «Почта России» их как‑то стимулирует. Это очень важно, потому что дело общее. Мы занимаемся этой проблемой четыре года. И в 2006 году Дмитрий Анатольевич Медведев узкий круг собрал, и мы все ему рассказали. Он там только кулаком по столу не стучал. Тогда был Сырцов Игорь Аркадьевич, он сказал — все сделаем. Сейчас вы. Надежда на то, что у вас есть очень много конструктивных предложений. Мы читали их. В частности такие, как мобильная почта-банк или сберпочта, которая может дойти и до села, и до какого‑то маленького поселка, где само почтовое отделение не может существовать. Мы все время говорим про то, что нам надо сохранить качественную прессу общественно-политическую, и это правда, иначе мы вообще потеряем наше поколение, наше общество. Пока мы не объединим усилия, и Совет Федерации, и Государственная Дума, и Общественная палата, и мы, Национальный координационный совет прессы, все это будут наши отдельные решения, которые пойдут к Медведеву на стол. Вы знаете, он уже однажды сказал, дайте одно предложение, чтобы я мог по нему принять решение. Вот то, что я хотела сказать.

ВОПРОС. О.Г. ЛОБЫЗОВА, Ямало-Ненецкий автономный округ, председатель правления Союза журналистов Ямала.

Я хочу сказать, что в нашей стране северные территории занимают более 60 процентов, в основном это сельские и малонаселенные территории. Я буду говорить не только о Ямале, я думаю, такая ситуация, а, может быть, и хуже, у «Почты России» обстоит по всем российским северам.

Есть институт репутации. У «Почты России» институт репутации в последние годы сошел до минимума. Северяне всегда были книгочеями и всегда выписывали много периодической печати. Это аксиома. Вот город Салехард, 44 тысячи населения, по северным меркам достаточно стандартный город. Один из моих читателей, который любит все выписывать, говорит, что выписал в прошлом году на 5 тысяч, а ему принесли на 2 тысячи. Больше, говорит, я подписываться вообще ни на что не буду. Не доносят подписку, и услуги отвратительно оказывают. Теряется корреспонденция, теряются заказные, ценные письма, идут сумасшедшее количество времени. У нас в пределах города может письмо идти больше недели.

О потребкооперации. Очень увлеклись этой ролью ваши коллеги на местах. Стиральные порошки, посуда и прочее им важнее прессы. А что они везут из центра? Какую прессу? «Тещин язык», «Лизу», сканворды, кроссворды. Мне кажется, это надо проанализировать. Они же там так и оседают на местах, а потом списываются и сжигаются. Мы такой вкус воспитываем? Если мы какую‑то социальную роль несем, давайте все‑таки посмотрим по ассортименту, что им везется? Причем их обязывают, сейчас же все централизованно, очень строго. У вас прямо военизированная система.

Подписка по полугодиям. У северян достаточно длинные отпуска, и подписка на второе полугодие с предотъездной лихорадкой — это всегда провальные цифры подписки. Может быть, те деньги, которые вы не хотите потерять, вы все‑таки вложите в годовую подписку и избавите нас от этих ужасных полугодовых подписок?

Бежит у вас в основном низшее звено, почтальоны, они самые забитые и самые несчастные. А менеджеры среднего звена у вас процветают. Даже на примере нашего маленького городка, я вижу, что менеджеры по распространению, по работе с нашими периодическими изданиями приходят из разных сфер деятельности. Они почтовую деятельность плохо знают, но раз они утекли из той же самой школы, значит, явно они здесь получают больше. А почтальоны бедствуют. Региональная пресса, районки, городские, кто насколько может, кто как может, но почтальона стараются поддержать.

И еще. Вы сейчас только начинаете реорганизацию. Надо газеты воспринимать как союзников. Отправьте им обращение свое. В районки, в городские газеты, даже в окружные газеты. Призовите их на помощь. Пусть они выступят аналитиками. Они вам такую информацию дадут, объективную, честную, нелицеприятную. Но вы на основании этой информации сможете какие‑то реальные действия предпринять.

А.И. КАЗЬМИН

Спасибо за добрый совет, я его именно так воспринимаю. И я повторяю, что я готов к конструктивному сотрудничеству в любом формате. И коллег своих буду настраивать именно в таком русле, потому что я прекрасно понимаю, что даже если будет решен вопрос по дотации выпадающих доходов, который сегодня ключевой, одним этим решением мы проблем не снимем. Поэтому здесь все зависит от людей, вы совершенно правы.

Что касается посредников, мы сейчас внимательно анализируем не только по подписке, а по другим сферам деятельности, насколько они необходимы, почему почта не может работать напрямую и так далее.

Что касается коммерческой деятельности, не от хорошей жизни почта этим занялась. И я не являюсь горячим сторонником того, чтобы почта превращалась в унылое подобие какого‑то универмага. Большого дохода это тоже почте не приносит. Но какие‑то деньги приносит, и за счет этого латаются какие‑то дыры.

Насчет военизированности, в этом плане говорить сложно. Насчет редакционной политики, чтобы почта отбирала, что доставлять, что не доставлять, мы не имеем права. Я повторяю, что этот вопрос требует специального обсуждения, но не мы определяем, какие издания доставлять, какие продавать. На почту функции цензора общественной нравственности возлагать, наверное, странно.

Диспаритет в оплате труда действительно есть, и мы будем самым пристальным образом этим заниматься, в части того, что массовые профессии самые малооплачиваемые. Это негодная ситуация, и она требует самых срочных мер, потому что сегодня мотивации у почтальонов наращивать усилия нет.

Если есть предложения по формату взаимодействия в рамках комиссии или некомиссии, мы готовы к тому, чтобы обсуждать проблемы подписки. По годовой подписке я уже говорил. Подумаем.

ВОПРОС Уважаемый Андрей Ильич! Маслова Ирина, Волгоградская область. У меня будет очень короткий вопрос к Вам. Готовы Вы сказать все‑таки удельный вес в вашем тарифе непосредственных расходов на доставку.

Как редактор газеты небольшого города – 130 тысяч населения, уже 12 лет занимающийся альтернативной доставкой, я готова сказать, что калькулирование ваших расходов ведется весьма вольно. И в этом плане, мне кажется, у вас большой есть резерв для оптимизации.

А.И. КАЗЬМИН

Я не буду с вами спорить, что тарифы, которые сегодня устанавливаются, идеально рассчитаны, это было бы смешно, потому что существует очень много проблем с организацией внутренних финансов и они за четыре месяца не решаются.

Тем не менее, факт остается фактом, даже тот не идеальный тариф сегодня не покрывает себестоимость доставки.

Что касается оптимизации численности, особенно аппарата управления. Прежде чем начинать эти процессы, нужно хорошо все взвесить и просчитать, иначе можно наломать дров, что не хотелось бы, их уже наломано много.

Оптимизация должна быть, конечно. Но она может быть тогда, когда будет мотивация к труду, и тогда будет проще решать эти вопросы.

Л.Б. Нарусова

Спасибо. Извините, я хочу тоже задать, Андрей Ильич, Вам вопрос, уже не первый раз мы его подымаем с вашими предшественниками. Хотелось бы лично ваше мнение услышать.

Много нареканий от региональных руководителей прессы в связи с МАПом. Скажите, пожалуйста, ведь существуют подписные каталоги. Насколько, по вашему мнению, целесообразно само существование посредников при подписке, которые, если я не ошибаюсь, около 30 процентов забирают себе?

А.И. КАЗЬМИН

Вопрос по МАПу я себе записал отдельно. У нас три каталога, которые распространяются по почтовым отделениям, МАПовский – один из них.

Л.Б. Нарусова

Но у меня впечатление, что они как‑то узурпировали право на подписку как посредники. Я помню, как мы возражали против самого факта создания посреднической структуры. Но правильно было сказано, что почта ‑ почти военизированная организация, было сказано: так надо. Давайте сделаем мониторинг за эти годы, насколько она принесла пользу, пользу и региональным подписчикам, и самой структуре «Почта России».

Вопрос с места

Людмила Борисовна, система такова: мы перечисляем деньги МАП за почтовые услуги. МАП держит эти деньги, потом перечисляет мне, потом через какое‑то время я должен с местным почтовым отделением, потихоньку рассчитываться. Все стопорится и замедляется. Возникает очень конфликтная ситуация: почтари наши местные подозревают, что я деньги задерживаю, а я их в свою очередь и не вижу.

Л.Б. Нарусова

Да, и, Андрей Ильич, вы, как бывший руководитель крупнейшего банка страны, прекрасно понимаете, что один день держания (простите за такой термин) этих денег МАПом дает большую прибыль. Так вот, предполагаете ли вы разобраться с целесообразностью существования этой структуры и с тем, чтобы они не прокручивали деньги на своих счетах, тем самым обогащаясь сами, а не работая на региональную прессу. Я имею в виду на подписку.

А.И. КАЗЬМИН

Людмила Борисовна, я могу только подтвердить, я упоминал, что мы внимательно анализируем целесообразность разных посреднических организаций, не только по подписке они есть, эффект, который мы от этого получаем.

Обещаю, что мы внимательно рассмотрим все вопросы, связанные с деятельностью конкретно вот этой организации.

ВОПРОС А. СИДОРОВ, Екатеринбург, Издательский дом «Медиокруг», газета «Пенсионеры России».

Одна реплика, два вопроса. Я недавно стал подписывать издание. Три агентства, через которых я подписывал, это «МАП», «Экономика и жизнь», Роспечать. Я для себя выбрал «МАП». Почему‑то я не вижу проблем, какие есть у коллег, странно мне это слушать. Досрочную подписку провели, деньги я получил, они собирают вовремя данные, мне кажется, почте было бы тяжело это собрать. Это реплика.

Вопрос. В связи с большим количеством услуг у почты возникает сложность просто подойти к кассе и подписаться на газету. Когда человек видит в очереди десять человек, он скажет: да черт с ней, с этой подпиской, я обойдусь как‑нибудь. Будет ли определенный сервис для людей, которые хотят прийти и подписаться на почте, чтобы они могли это сделать без особых хлопот, возможно ли введение какого‑то сервиса, подписка по телефону, подписка с мобильного и так далее? Чтобы не приходить на почту, чтобы просто отправил и получил?

И второй вопрос вдогонку. Как‑то собирается почта восстанавливать позиции, которые у нее были? Насколько в планах почты есть реальный выход на регион, чтобы доставлять как в городе, так и в области?

Л.Б. Нарусова

Насколько я поняла, вы хотели бы узнать, предполагается ли определение функциональных обязанностей почты, где приоритетным направлением будет подписка, а не торговля? Предполагается ли использование технических новшеств при подписке?

А.И. КАЗЬМИН

Людмила Борисовна, на вопрос отвечаю сразу. Почта, безусловно, будет заинтересована в расширении оказания этих услуг, и по подписке, и по доставке. Но только в том случае, если эти услуги будут оплачиваться. Сегодня не оплачивается ни доставка письменной корреспонденции, ни подписка. Поэтому мотивации большой у почты нет. Это, к сожалению, ситуация, которая есть.

Те цифры, которые я вам называл, они сопоставимы с суммами годового убытка, который почта имеет. Безусловно, мы были бы рады внедрять и технические средства, и на ряде направлений это делается, даже с учетом тех скудных возможностей, которые есть. Но опять‑таки для того, чтобы переводить это на другой качественный уровень, необходимы инвестиции, необходима модернизация автоматизированных систем, которые очень перегружены сегодня. Планы есть такие, я откровенно говорю. Мы хотим сделать почтовый бизнес выгодным для почты.

Как это ни парадоксально звучит, задача стоит именно таким образом, что сегодня почтовая деятельность для почты невыгодна. И отсюда увлечение всякими альтернативными источниками доходов. Почта должна быть почтой. Для того, чтобы она была почтой, она должна функционировать, по крайней мере, в таких же условиях как в близлежащих странах-соседях.

вопрос

Андрей Ильич, Вы еще не ответили на вопрос – вам нужна информация от городских, районных газет?

А.И. КАЗЬМИН

Конечно. Мы специальную группу создадим по вопросам взаимодействия со СМИ и по вопросам подписки. Это я вам обещаю.

вопрос

Андрей Ильич, та 17-процентная скидка по тарифу за доставку областным газетам зависит от подписного тиража. С какого уровня подписного тиража действует эта скидка?

реплика

15 тысяч 500 экземпляров.

А.И. КАЗЬМИН

Совершенно верно.

 ВОПРОС, Г.Я. Михейкина, Волгоград

Я как раз курирую печатные средства массовой информации, для меня эта тема очень больная.

Почта и пресса – мы все сидим как бы на одной ветке. Есть ли опыт работы у «Почты России» по организации соглашений с руководством субъекта Федерации? Вот Вы сейчас упомянули Казахстан, где отремонтировали, допустим, 25 процентов почтовых зданий. Может быть, стоит обсудить (это в порядке предложения) с губернаторами какие‑то взаимоинтересные предложения. Почта идет на уступки, а в краях, областях ремонтируют, покупают машины и прочее. Но чтобы это были какие‑то взаимовыгодные условия.

А.И. КАЗЬМИН

Насколько я знаю, сегодня у почты есть соглашения более чем с двадцатью субъектами Федерации. В основном они посвящены вопросам оказания помощи в укреплении материально-технической базы почтовой сети в регионах.

ВОПРОС О.А. ПАЩЕНКО. Как Вы считаете, коммерческая «Почта России» лучше, нежели государственная?

А.И. КАЗЬМИН

«Почта России» – государственное предприятие на 100 процентов. По уставу оно – федеральное унитарное государственное предприятие, главной задачей которого является извлечение прибыли.

Л.Б. Нарусова

Я могу добавить. Скажем, в Соединенных Штатах Америки дотацию почта получает на почтовые отправления при всем том, что там победивший капитализм. Все почтовые отправления до 500 граммов, то есть бандероли, документы и газеты, дотируются из государственного бюджета Соединенных Штатов. По‑моему, 1 млрд. долларов.

Это государственные дотации и государственная политика. Мне кажется, здесь дело не в форме собственности, а в понимании важности функции почты. Мы планируем в дальнейшем, с Андреем Ильичом активно взаимодействовать в плане законодательного регулирования. Кроме финансовой составляющей очень важно, чтобы граждане страны имели гарантированное Конституцией право на информацию, которую дают газеты, главным образом региональные. Мы это прекрасно понимаем и отдаем себе отчет в том, что очень важна политика, связанная с распространением, с подпиской и с тарифами.

Вопрос с места

Скажите, пожалуйста, когда конкретно мы получим облегчение по этой почтовой теме? Год, два, полгода? Очень хочется знать.

Л.Б. Нарусова

Вы знаете, мы добивались самого факта рассмотрения вопроса почты на Правительстве практически полтора года. Надеюсь, что теперь дело пойдет быстрее.

В. ВАСИЛЕВСКИЙ

Меня как главного редактора «Мурманского вестника», честно сказать, не волнуют тарифы, меня волнует качество ваших услуг. Потому что газета вчерашняя никому не нужна. И если в пределах Мурманска газета, вышедшая накануне ночью, доставляется к вечеру, то по Мурманской области, газета приходит с опозданием на два, три дня. И она этим самым просто убивается.

Я хочу привести вам маленький пример. Соседняя Лапландия, где выходит газета «Лапен канса», до каждого оленевода, я уж не говорю о деревнях, доставляется до 12 часов дня. Может быть, присмотреться к финскому опыту, где, как вы знаете, почта сопряжена с банковской системой?

А.И. КАЗЬМИН

Международный опыт изучаем пристально и в относительно небольших странах таких, как Финляндия, и более крупных, и в развивающихся. Ответ‑то универсальный. Если почта – социальный институт, который государству необходим, за почтовые услуги государство платит. Не может социальный институт существовать сам по себе за счет каких‑то, я не знаю, дополнительных заработков, которые он сам себе найдет. Не может, и ни в одной стране такого нет.

У нас 20 лет в почту деньги не вкладывали. Государство 20 лет никаких крупных инвестиций не совершало. Поэтому внутренние резервы, наверно, есть еще какие‑то. За счет этих резервов и существуем. Сроки доставки безобразные, согласен с Вами. Качество услуг ужасное. Будем стараться исправить положение с вашей помощью.

ВОПРОС. Последний вопрос по тарифам. Карачаево-Черкесия, маленькая республика. Самый длинный маршрут 56 километров. К нам применяются те же тарифы, как на Ямале, где почту перевозят на вертолетах. Что будет с тарифом?

А.И. КАЗЬМИН

Все тарифы будем смотреть. Я вам об этом говорил, не только по доставке корреспонденции, подписке, но и все остальные.

Л.Б. Нарусова

Спасибо Андрею Ильичу, что, насколько я поняла, Вы серьезно вникли в проблему, несмотря на тяжесть того наследства, которое Вам досталось. Думаю, что с пониманием Правительства, которое этот вопрос, наконец, поставило на обсуждение, мы уже через год сможем ощутить первые результаты нашей совместной деятельности.

Г.Н. КУДИЙ, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии этого ведомства – Федерального агентства по печати.

Если говорить о нашей деятельности и о грантах, то вся исчерпывающая информация по этому поводу висит на нашем сайте. Поэтому я особо углубляться в эту тему не хочу.

Действуем мы в рамках действующего законодательства Российской Федерации и в рамках тех бюджетных средств, которые нам на эти цели выделяют.

Свою главную задачу Федеральное агентство видит в том, чтобы средства массовой информации развивались, как бизнес. По‑моему, иного в нашей стране на сегодняшнее время нет и не дано. На это направлена и финансовая поддержка, которая включает в себя поддержку социально-значимых проектов печатных СМИ, а также ряда отраслевых мероприятий, главным образом обучающего и исследовательского характера.

Социально-значимые проекты агентство поддерживает с 2006 года. Та сумма которая была установлена тогда, 127,5 млн. рублей, тиражируется по остальным годам, включая нынешний. Ясно, что сумма 2006 года и 2008 года – это не одно и то же. Но всё‑таки мы стараемся находить те проекты, которые имеют перспективу своего развития.

Меня вчера очень хорошо порадовал Сергей Иванович Малыхин из Алтайского края. В прошлом году федеральное агентство ему выделило небольшой грант – 130 тыс. рублей на развитие газеты «Природа Алтая». Он сумел сделать действительно сделать очень приличную газету и вчера он уже пришел с проектом издания газеты «Природа Сибири», распространяемой уже не только в соседних с Алтаем областях.

Радует, когда получается вот так. Но, к сожалению, очень часто получается наоборот. Большая у нас проблема с литературно-художественными журналами, большая проблема с районными городскими газетами, большая проблема с региональными газетами.

Если мы говорим о государственной поддержке, то выделяя какой‑то грант, государство, естественно, рассчитывает на какую‑то отдачу. Мы деньги даем под конкретный проект, под конкретные вещи, под конкретные объемы и рассчитываем на конкретный результат. Вот, если говорить коротко о господдержке.

Федеральная поддержка важна, но это, в общем‑то, капля в море. На сегодняшний день центральная пресса худо-бедно выживет за редким исключением, на 90 процентов это бизнес, причем прибыльный. Но вопрос заключается в том, что региональная пресса этими показателями похвастаться не может. Региональная пресса, к сожалению, у нас сегодня в пасынках ходит. Вопросы привлечения рекламы, вопросы объединения, вопросы распространения — федеральное законодательство на все регионы применить невозможно в одинаковой степени. Да, оно должно давать какие‑то правила игры. Но, извините, для Ямала – одно, а для Ростова – другое.

Поэтому важно, чтобы существовало развитое региональное законодательство о средствах массовой информации. Кроме местных властей и местного законодательства, никто эти проблемы не решит. Отводы участков под киоски, подключение к электросети, сборы. Продажа, прессы в других точках шаговой доступности, кроме киосков традиционных.

Это все вопросы местного законодательства. Но как они решаются? У нас на сегодняшний день законы о СМИ, о средствах массовой информации, о поддержке средств массовой информации, если мне память не изменяет, существует в трех или четырех субъектах Российской Федерации. Вчера те же алтайцы, которые были у меня на встрече, сказали, что вот у нас да, есть закон, мы его отстояли. Но в этом году ему хана приходит, потому что принят новый Бюджетный кодекс, и многое там не стыкуется.

Но вопрос же не в этом, можно и состыковать, и посмотреть, и поглядеть на все это дело, была бы воля! Но, кстати говоря, и местная пресса вот этому вопросу никакого внимания не уделяет. Или почти никакого. Понимаете, ведь это же ваша проблема!

В 2006 году Ассоциация распространителей печатной продукции на своей конференции единогласно одобрила такие документы, как примерная концепция развития информационной сферы и рынка распространения печатной продукции в субъекте Российской Федерации; проект примерного закона субъекта Российской Федерации о распространении печатной продукции; примерное положение об общественном совете издателей и распространителей печатной продукции в субъекте Российской Федерации.

Все эти документы в том же 2006 году были направлены специальными письмами во все регионы, в два адреса: губернатору и в Заксобрание. Реакция, в общем‑то, нулевая. Я не говорю о том, что эти документы – совершенство. Я предлагаю, может быть, взять их за основу и под эгидой Совета Федерации вместе с юристами Совета Федерации, при нашей поддержке, при поддержке того же Национального координационного совета прессы доработать.

Это конкретное дело, а не просто сотрясение воздуха, от этого польза будет. Кстати говоря, Председатель Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов буквально неделю назад встречался с руководителями ассоциации Мартыновым и Оськиным и пообещал свою поддержку. Вот я вас всех публично призываю тоже подключиться и попытаться как‑то сдвинуть это дело с мертвой точки.

***

 

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ СНГ ВАДИМА ГУСТОВА

В настоящее время международная миграция является одной из наиболее острых проблем современной цивилизации, причем в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов, связанное с политическими и социально-экономическими потрясениями в жизни многих стран мира. Россию захлестнул настолько интенсивный миграционный поток, что возникла серьезная угроза не только социально-экономической и общественно-политической стабильности государства, но и ее национальной безопасности.

Учитывая это, ведущие политики России, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации подошли самым серьезным образом к вопросам совершенствования миграционного законодательства в Российской Федерации.

Остановлюсь на конкретных действиях Комитета Совета Федерации по делам СНГ в сфере правового регулирования миграционных процессов.

Для всестороннего изучения этих проблем и подготовки предложений по совершенствованию международной и нормативной правовой базы в сфере миграции в сентябре 2006 г. в Совете Федерации Комитетом были проведены парламентские слушания «Миграционная политика и связи с соотечественниками». Выступающие на слушаниях говорили о том, что вопросы миграционного законодательства можно рассматривать в двух основных плоскостях. С одной стороны, это проблемы, связанные с необходимостью противодействовать незаконной миграции, а с другой – привлечения в Россию квалифицированных рабочих кадров. Как показывает практика, разрешить существующие противоречия можно путем либерализации действующего регистрационного механизма, так и усилением административной и уголовной ответственности за нарушения миграционного законодательства.

Понимая это, Комитет еще в 2003 г. внес в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Совета Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который предусматривает усиление ответственности за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации и увеличивает размер штрафных санкций. Этот проект реализован в качестве федерального закона от 9 мая 2004 г. № 37-ФЗ.

В 2005 г. Комитет совместно с ФМС России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», главной целью которого является необходимость ввести в цивилизованное русло процедуру административного выдворения и депортации, обеспечить защиту прав и законных интересов иностранных граждан на территории Российской Федерации. Закон призван свести к минимуму возможность нарушений и разного рода злоупотреблений со стороны представителей государственных органов, устранить возможность коррупционных поборов. Актуальность этого законопроекта резко возросла с подписанием между Российской Федерацией и Европейским союзом соглашений о реадмиссии.

В декабре 2007 г. этот законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении.

В 2006 г. Комитет принял активное участие в работе над новыми законодательными документами, существенно меняющими режим управления миграцией в России. Были внесены существенные изменения в закон о правовом положении иностранных граждан, которые не только упрощают отдельные административные процедуры, но и расширяют возможности государства по регулированию миграционных потоков с учетом потребностей российской экономики.

Основным направлением вступивших в силу с 15 января 2007 г. изменений является упрощение процедур приема иностранных граждан на работу, выдачи разрешений на временное проживание или пребывание. Принятие законов, упрощающих многие административные процедуры, которые представляли до 2007 г. серьезные барьеры на пути легализации мигрантов, позволяет говорить о введении нового, более либерального режима управления миграцией, а может быть о новом курсе миграционной политики. Эти изменения коснулись главным образом мигрантов из стран СНГ, приезжающих в Россию на безвизовой основе, которые составляют основную часть иностранной рабочей силы в России и подавляющее большинство незаконных мигрантов.

Это лишь первый шаг в этом направлении. Вторым аналогичным шагом могла бы стать административная амнистия нелегальных мигрантов, которые давно живут и честно трудятся в Российской Федерации, при условии, естественно, проведения соответствующих проверок и оформления документов.

Требует серьезной проработки проблема совершенствования механизма регулирования миграционных потоков в Российской Федерации. Здесь необходимы новые формы работы, новые организационные структуры, новые правовые решения. На это направлена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №637.

Хочу заметить, что эту Государственную программу переселения с надеждой восприняли как в России, так и далеко за ее пределами. У миллионов наших соотечественников, оказавшихся в новых независимых государствах, появилась реальная возможность вернуться на родину. За время после распада СССР впервые столь основательно и масштабно Российское государство подошло к решению проблемы переселения своих соотечественников в Россию.

В 2007 г. к реализации Государственной программы переселения приступили 12 «пилотных» регионов России, в 2008 г. – еще 59 регионов.

Государственной программой предусмотрены конкретные шаги по переселению, трудоустройству, получению жилья и скорейшей адаптации переселенцев. Главное – выделены немалые средства: так, в 2007 г. на ее реализацию в федеральном бюджете было предусмотрено 4,6 млрд. руб., первоначально предполагалось переселить пятьдесят тысяч человек. Однако в 2007 г. было освоено лишь 324 млн. 680 тыс. руб., а переехали в Россию всего 1108 участников Государственной программы с членами их семей. Статус участника Госпрограммы, включая членов их семей, в настоящее время получили 3379 человек (готовы переехать в Россию).

Анализ показал, что выполнить указанную Государственную программу невозможно без дальнейшего совершенствования миграционного законодательства.

В этом мы наглядно убедились на выездном заседании Комитета в Липецкой области в декабре прошлого года.

В ближайшее время требуется разработать законопроект, закрепляющий основные принципы создания и деятельности структуры, регулирующей миграционные процессы, в которой активное участие примут не только государственные органы (ФМС России, Роструд и др.), но и негосударственные, коммерческие, общественные организации (частные агентства занятости, трудовые миграционные биржи и кадровые агентства по привлечению персонала).

Определенная работа в этом направлении ведется. В настоящее время Комитет Совета Федерации по делам СНГ, Комиссия МПА СНГ по социальной политике и правам человека совместно с Международной ассоциацией «Трудовая миграция» разрабатывает проект модельного закона «О деятельности частных агентств занятости», который был обсужден в начале апреля 2008 г., на заседании Комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека.

Комитет Совета Федерации по делам СНГ, ФМС России и Международная ассоциация «Трудовая миграция» готовят также проект федерального закона «Об основах рекрутинговой деятельности в сфере трудовой миграции», регламентирующий деятельность государственных и негосударственных структур.

В целях упорядочения векторов движения миграционных потоков и их закрепления в трудодефицитных регионах России и государствах Центрально-Азиатского региона, следует расширить и активизировать деятельность частных агентств занятости и кадровых агентств. Опыт такой деятельности содержится в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда. Так, например, Конвенция №181 МОТ регулирует деятельность частных агентств занятости, которые все активнее работают при решении вопросов, связанных с миграцией. Было бы целесообразно ускорить процесс присоединения России к данной конвенции, а также к рекомендации №188 МОТ «О частных агентствах занятости» от 19 июня 1997 г.

В последние годы появились и развиваются такие формы работы по содействию занятости, как трудовые миграционные биржи, в которых ведется целевой конкурсный набор кандидатов на заявленные вакансии работодателей или оказывается содействие в трудоустройстве группы соискателей для региона с недостаточными трудовыми ресурсами.

Эти и другие негосударственные формы содействия занятости требуют координации для формирования наиболее эффективной инфраструктуры управления миграцией. Российская практика последних лет, а также международный опыт выдвигают разнообразные формы тесного сотрудничества между государственными и негосударственными организациями: информационно-консультационные центры, общественные приемные, ярмарки работодателей и агентств занятости, постоянно действующие информационные компании и другие формы работы.

Хотелось бы обратить внимание на проблему адаптации законных мигрантов. Уверен, что рано или поздно мы отрегулируем миграционную сферу на пространстве СНГ, но сейчас надо думать о проблеме адаптации. Это, прежде всего, организация изучения языка мигрантами и их детьми, проблема школьного и вузовского образования, участие в общественной жизни страны пребывания мигрантов, повышение квалификации или организации профессиональных курсов для них. Все эти вопросы непростые, и их придется решать комплексно, причем не только в России, но и во взаимодействии с другими странами.

Кроме того, в ближайшей перспективе у нас есть намерение разработать Рекомендации по гармонизации законодательства в сфере борьбы с незаконной миграцией и новую редакцию модельного закона «О миграции трудовых ресурсов в государствах – участниках СНГ».

В заключение хочу подчеркнуть, что совершенствование правового регулирования межгосударственной миграции, как на многосторонней, так и на двусторонней основе происходит в рамках СНГ на основе норм международного права, отражает современные документы ООН, МОТ и МОМ. При этом учитывается, конечно, этнодемографическая и социально-экономическая ситуация в государствах СНГ, целесообразность развития межстрановой миграции населения, в том числе трудовой и учебной.

Таковы основные направления нашей законотворческой деятельности в сфере миграции, подходы к унификации и гармонизации правового регулирования миграционных потоков на пространстве СНГ.