Все новости

НИКОЛАЙ ТУЛАЕВ: «МНОГИЕ ВОПРОСЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МОГУТ БЫТЬ УРЕГУЛИРОВАНЫ ТОЛЬКО В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

председатель Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель Калининградской области в Совете Федерации Николай Тулаев рассказал о своей работе в регионе.

Членство в комитетах и комиссиях палаты

В состав Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности я вошел в декабре 2000 года, а с января 2002 г. возглавляю ее. Также с декабря 2000 г. вхожу в состав Комитета по обороне и безопасности и Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. Кроме членства в этих постоянных органах палаты, в соответствии с ее решениями я являюсь членом парламентской делегации в ПАСЕ, возглавляю парламентскую группу дружбы с Бундесратом ФРГ.

Деятельность в Комиссии СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности

Системная работа по совершенствованию регламентных положений ведется постоянно. Ежегодно принимается от 4-х до 6-ти постановлений с поправками этого нормативного акта, необходимость которых определяется нововведениями федерального законодательства.

После обращения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с Посланием Федеральному Собранию в 2008 году, в котором были высказаны предложения по модификации современного порядка формирования Совета Федерации, Комиссия приступила к работе над законодательным закреплением этого предложения. В результате системной работы этот федеральный закон был принят в феврале 2009 года.

Совет Федерации наделен функциями координатора законодательных инициатив субъектов Российской Федерации. Комиссией был проработан механизм, обеспечивающий создание и продвижение консолидированных законодательных инициатив, разрабатываемых совместно Советом Федерации и субъектами Федерации по наиболее актуальным социально-экономическим вопросам развития российских регионов. Постановлением, принятым палатой в конце весенней сессии текущего года, Регламент дополнен статьями, обеспечивающими реализацию этого поручения Президента Российской Федерации.

Для разработки новых положений Регламента постоянно изучается практика и опыт работы парламентов зарубежных стран, а также законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Комиссия проводит большую аналитическую работу, результатом которой явилась подготовка и издание двух фундаментальных книг «Государственный Совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции» (2007) и «Верхние палаты парламентов в системе институтов государственной власти: отечественный и зарубежный опыт» (2008).

Важнейшим направлением работы комиссии является предварительное рассмотрение вопросов подтверждения и досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации. Учитывая особенности законодательно установленного порядка формирования Совета Федерации, ротация состава палаты происходит постоянно. Только за последний год на заседаниях Комиссии рассмотрены 33 проектов постановлений Совета Федерации о подтверждении и прекращении полномочий членов Совета Федерации, в том числе, 8 проектов постановлений Совета Федерации о досрочном прекращении полномочий членов Совета Федерации.

Деятельность в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности

Основными направлениями моей деятельности в этом комитете является работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере укрепления национальной безопасности, проведения военной реформы, обеспечения социальных гарантий военнослужащих. Так, мною было обеспечено экспертно-правовое сопровождение федеральных и федеральных конституционных законов, регулирующих вопросы военной службы, статуса военнослужащих их пенсионного обеспечения, предоставления военнослужащим социальных льгот.

В 2002 и 2007 годах мне удалось организовать проведение выездных заседаний Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в Калининграде. На них обсуждались вопросы социального обеспечения военнослужащих и, прежде всего, жилья и заработной платы. Поднимались также проблемы, связанные с низким уровнем технического оснащения Балтийского флота, что особенно актуально с точки зрения геополитического положения его дислокации.

Информация о результатах проведения этих выездных заседаний доведена до Верховного главнокомандующего Российской Федерации на регулярно проводимых встречах Президента страны с Советом палаты. По итогам обсуждения этих проблем подготовлены предложения и рекомендации, которые были направлены в Правительство Российской Федерации

Результатом стало принятие на федеральном уровне насущных для Калининградской области принципиальных решений. В частности, Балтийский флот был включен в программу перевооружения, отнесен к приоритетным направлениям реализации Президентской жилищной программы «15 на 15», которая в Калининградской области реализуется в соответствии с заданными темпами и будет успешно завершена в 2010 году.

В Комитете СФ по обороне и безопасности я предметно участвую в работе по организации взаимодействия палаты с военно-морским флотом и миротворческими подразделениями Российской Федерации за рубежом. В рамках этого направления принимал участие в организации и проведении выездных мероприятий Совета Федерации на кораблях и в частях Балтийского, Тихоокеанского и Черноморского флотов, Каспийской флотилии; в пограничных частях и в 201-й дивизии в Таджикистане; в миротворческих подразделениях в Абхазии, Косово, Боснии и Герцеговине.

Деятельность в интересах Калининградской области

Учитывая интегрированность Калининградской области в геополитические процессы, происходящие в Восточной Европе, данное направление моей работы в Совете Федерации занимает значительное место. Я стараюсь принимать участие в работе практически всех институтов, созданных как в палатах Федерального Собрания, так и по линии федеральной исполнительной власти, деятельность которых имеет непосредственное отношение к урегулированию проблем, стоящих перед Калининградской областью.

Являясь членом парламентской делегации Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), способствовал рассмотрению проблем Калининградской области на пленарных заседаниях. За период моей работа подобное рассмотрение было проведено дважды, по результатам которых в ноябре 2002 года была принята Резолюция ПАСЕ «О содействии социально-экономическому развитию Калининградской области». В соответствии с данной резолюцией было предложено создать Инвестиционный фонд поддержки Калининградской области, а также Международный страховой фонд инвестиций в развитие Калининградской области. Евросоюзом Калининградской области были выделены 25 млн евро в течение 2004–2006 г. г.

В ПАСЕ детально изучались проблемы осуществления транзитных грузовых и пассажирских перевозок из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации через Литовскую Республику. По результатам рассмотрения на пленарном заседании ПАСЕ в ноябре 2002 года была принята резолюция, позитивно повлиявшая на ход международных переговоров по данному вопросу и на принятые в дальнейшем решения.

За годы моей деятельности в ПАСЕ Калининградская область не раз была в центре внимания этой международной организации. За это время на пленарных заседаниях ПАСЕ было рассмотрено 3 доклада по следующей проблематике: по социально-экономическим проблемам Калининградской области, по визовой регламентации, по функционированию нефтяной платформы в акватории Балтийского моря.

В соответствии с решением Совета Федерации я был включен в состав группы по переговорам с Европейским Союзом (ЕС) и Литовской Республикой по вопросам обеспечения жизнедеятельности Калининградской области в связи с расширением ЕС.

В результате приняты следующие решения, имеющие принципиальное значение для функционирования всего хозяйственного комплекса области и его жителей: безвизовый транзитный режим на железнодорожном транспорте, решение об использовании упрощенного документа при транзите по автодорогам.

Удалось также заблокировать инициативу группы депутатов Балтийских стран в ПАСЕ по приостановлению по соображениям экологической безопасности строительства платформы Д-6 для добычи углеводородного сырья на акватории Балтийского моря. После организации посещения Калининградской области делегацией Совета Европы ПАСЕ было принято адекватное решение по данному вопросу.

В международных организациях моя деятельность направлена на упрочения позитивного имиджа Российской Федерации в международных парламентских организациях не только Европы, но и всего мира.

С этой целью в апреле 2002 г. мною был сделан специальный доклад на заседании Комитета ПАСЕ по наградам, по результатам рассмотрения которого было принято решение о внеочередном награждении г. Калининграда вымпелом ПАСЕ. Вручение вымпела состоялось в 2002 г.

Я также инициировал награждение г. Калининграда призом Европы в 2006 году. В результате Калининград является единственным городом страны, который обладает всеми высшими наградами Совета Европы.

И в настоящее время свою международную деятельность я продолжаю осуществлять с учетом интересов Калининградской области. Прежде всего, активно участвую в переговорном процессе по обеспечению либерализации визового режима в отношениях с Литвой и Польшей. О проблеме распространения безвизового режима взаимоотношений с этими государствами на всю территорию Калининградской области я докладывал Президенту Российской Федерации, а также Министру иностранных дел Российской Федерации. В результате они дали поручения соответствующим ведомствам по учету интересов калининградцев в переговорном процессе с названными государствами.

На сегодняшний день решен вопрос приграничного сотрудничества в Куршском и Калининградском заливах по свободному судоходству. Советом Федерации в апреле 2009 года ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике

Председатель Правительства РФ В.В. Путин подписал договор с Польской Народной Республикой. В настоящее время я принимаю активное участие в законодательной ратификации этого договора.

Осенью текущего года вступила в завершающую стадию моя работа по законодательному урегулированию увеличения срока действия загранпаспортов с пяти до десяти лет. Работа по данному вопросу системно велась с 2003 года. Были проведены неоднократные согласования с министерствами и ведомствами. Мною несколько раз докладывался этот вопрос Президенту России. В настоящее время соответствующая законодательная инициатива внесена группой депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации с моим участием. Принятие этого законопроекта планируется в течение этого парламентского года.

В своей каждодневной работе сенатора основной задачей в большинстве сфер конституционных полномочий Совета Федерации, и, прежде всего, законодательной, я вижу поиск оптимального сочетания и обеспечения единства интересов Калининградской области и реализации стратегических приоритетов внутренней и внешней политики нашей страны. Убежден, что без решения региональных задач невозможно достижение общегосударственных целей.

Деятельность в регионе

Представительные функции члена палаты Федерального парламента осуществляются мною в тесном взаимодействии с органами государственной власти и высшим должностным лицом Калининградской области – губернатором, правительством и Думой области. Системно, не менее одной недели в месяц, я работаю непосредственно в Калининградской области. Систематически присутствую на заседаниях Калининградской областной Думы и заседаниях Совета Думы, где постоянно информирую депутатов о законодательной деятельности Совета Федерации и своей работе, а также согласовываю позиции по актуальным вопросам законотворческого процесса.

Другой важной формой моей работы в регионе являются поездки в различные города и районы Калининградской области. Обязательным элементом таких выездов являются встречи с жителями, а также с главами администраций и депутатами районных советов, представителями общественных организаций. Только за последний год удалось побывать в Багратионовске, Балтийске, Гвардейске, Правдинске, Полесске, Гусеве, Зеоеноградске, Светлогорске, Железнодорожном, Янтарном, Мамоново. За годы моей работы в Совете Федерации я не менее чем по одному разу посетил каждый городской и районный муниципалитет. За этот период мною проведены встречи со 120-ю трудовыми коллективами.

Информация, полученная по результатам проведенных встреч, явилась основой для обращений в региональные органы исполнительной и законодательной власти. Всего за отчетный период в правительство области и областную Думу было направлено 75 обращений, более половины которых касались вопросов ЖКХ и проблем социального обеспечения – выплат пенсий различным категориям пенсионеров. 20% обращений были посвящены проблемам реформирования образования, сокращения числа учебных заведений и медицинских объектов в сельской местности. Некоторые обращения касались проблем трудоустройства и оформления регистрационных документов.

В каждый свой приезд в г. Калининград я провожу пресс-конференции и даю интервью на областном телевидении и радио.

За период с сентября 2008 года мною и моими помощниками по работе в Калининградской области было проведено 202 приема граждан. Мною лично было принято 170 человек.

За время работы в Совете Федерации я рассмотрел обращения в свой адрес 572 граждан, представителей общественных организаций, учреждений и деловых кругов Калининградской области. Больше трети этих обращений связаны с эксклавным положением области – в них поднимались вопросы гражданства, проезда на остальную территорию Российской Федерации, паспортизации граждан. 107 обращений связаны с жилищными вопросами, коммунально-бытовым обслуживанием. Социальные вопросы – пенсионное обеспечение, помощь малоимущим и престарелым, были затронуты в 129 запросах. Остальные обращения касались экологических, земельных вопросов, вопросов прохождения воинской службы, работе правоохранительных и судебных органов.

Оценивая в целом работу, проделанную по этому важнейшему направлению, можно отметить, что удалось обеспечить положительное решение около 60% поднятых в обращениях вопросов. По 35% обращений даны необходимые разъяснения.

По проблемам, поднятым в течение всего периода моей парламентской деятельности органами государственной и муниципальной власти, предприятиями и организациями, жителями Калининградской области я направил более 280 писем, запросов и обращений, в том числе Председателю Правительства Российской Федерации и его заместителям, в различные министерства и ведомства, организации РФ.

Законодательные инициативы

За отчетный период мною внесен в Государственную Думу 21 проект федеральных законов, в том числе, в период осенней сессии 2009 года следующие законопроекты: «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации»; «О внесении изменения в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Непосредственная связь с областью, представителем которой в Совете Федерации я являюсь, тесное сотрудничество с областными органами государственной власти стали основой для разработки предложений по внесению изменений и дополнений в проекты федеральных законов на всех стадиях их рассмотрения в Государственной Думе.

На максимальный учет особенностей Калининградской области направлены внесенные мною поправки в Таможенный кодекс Российской Федерации. Мною вносились поправки, обеспечивающие эффективное функционирование Особой экономической зоны в Калининградской области, а также поправки в проекты следующих федеральных законов: «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»; «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; «Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Учитывая особенности экономико-географического положения, а также геополитической ситуации, многие вопросы развития Калининградской области могут быть урегулированы только в рамках федерального законодательства. В связи с этим я принимал активное участие в подготовке соответствующих законодательных инициатив. Большая работа была проведена в Рабочей группе, созданной в Правительстве Российской Федерации, для разработки новой редакции Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», в которую меня делегировал Совет Федерации.

По решению Совета Федерации я вхожу в состав рабочей группы по межбюджетным отношениям, что предоставляет возможность принимать участие в ежегодной работе над проектом федерального бюджета еще до внесения его в Государственную Думу на стадии разработки бюджетных проектировок в такой значимой для Калининградской области сфере как межбюджетные отношения различных уровней государственной власти и местного самоуправления. Я принимал активное участие в обеспечении принятия законодательных решений о выделении в 2006 году Калининградской области 35 млрд. руб. на оплату выдачи загранпаспортов жителям области, а также в федеральный закон, освобождающий жителей Калининградской области от оплаты госпошлины при оформлении загранпаспортов.

По результатам встречи с Д. Медведевым, состоявшейся весной этого года, было принято положительное решение о необходимости увеличения срока действия загранпаспортов до десяти лет, что явилось основанием для разработки законодательной инициативы. Я вхожу в состав авторского коллектива, внесшего соответствующий законопроект в Государственную Думу.

Кроме того, я осуществляю сопровождение 20 законодательных инициатив Калининградской областной Думы.

Участие в деятельности Совета Федерации по Калининградской проблематике

Возглавляемая мною Комиссия по Регламенту и организации парламентской деятельности была инициатором и разработчиком регламентных норм, обеспечивающих проведение в Совете Федерации дней субъектов Российской Федерации. Поэтому не случайно, что первым таким мероприятием явились Дни Калининградской области в «верхней» палате федерального парламента. Дни области были открыты губернатором Калининградской области Г.В. Боосом, выступившем с глубоким и информативным докладом на пленарном заседании Совета Федерации. В рамках Дней проведены два круглых стола, посвященных вопросам социально-экономического развития области. Кроме того, была организована выставка достижений хозяйства области, которая явилась основой для развития межрегиональных интеграционных связей. Таким образом, была заложена парламентская традиция, первопроходцем которой явилась Калининградская область.

За время моей работы в Совете Федерации палатой непосредственно с моим участием были приняты два постановления. Первое — «О государственной политике в отношении Калининградской области» — поручало Правительству Российской Федерации ускорить разработку основных направлений и принципов государственной политики в отношении Калининградской области как неотъемлемой части Российской Федерации, в полной мере учитывающей особенности ее геополитического положения и необходимость обеспечения ускоренного социально — экономического развития области в целях превращения ее в регион сотрудничества Российской Федерации с Европейским Союзом. Второе постановление было принято 2 февраля 2007 года по итогам проведения Дней Калининградской области в Совете Федерации, в котором отмечались проблемы развития Особой экономической зоны в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, в нем также даны соответствующие поручения Правительству Российской Федерации. Отрадно отметить, что базовые проблемы, поставленные в постановлениях, были решены.

Кроме того, я инициировал парламентские запросы Совета Федерации Председателю Правительства Российской Федерации по проблемам Калининградской области.

Я принимал участие в подготовке и проведении выездных заседаний комитетов Совета Федерации по бюджету, по обороне и безопасности, по международным делам в 2002 г и в 2007 г.; поездок Председателя Совета Федерации С. Миронова в Калининградскую область.

Последняя поездка С.М. Миронова состоялась в июне 2009 года. По ее итогам были направлены обращения в Правительство Российской Федерации с предложениями Совета Федерации по обеспечению благоприятных таможенных условий для развития в Калининградской области автомобильной, электронной и оборонной отраслей промышленности. В настоящее время уже приняты решения по обеспечению судоходства в Калининградском заливе, а также решения по визам и паспортам. Остальные вопросы находятся в стадии принятия положительных решений.

Важнейшим направлением моей работы по обеспечению экономических интересов Калининградской области является оказание помощи и непосредственное участие в подготовке и проведении Калининградских экономических форумов. В 2007 году Форум был проведен в г. Советске, в 2008 году – в г. Гусеве и в 2009 году в г. Полесске.

Форумы внесли значительный вклад в развитие экономики региона, способствовали росту инвестиционной привлекательности депрессивных районов области, привлекли значительное количество инвесторов, в том числе, и зарубежных.