Все новости

«УХОДЯЩИЙ ГОД ПОЗВОЛЯЕТ С ОПТИМИЗМОМ СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ»

председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук подвел итого уходящего года в газете «Тюменская область сегодня».

В канун Нового 2009 года эксклюзивное интервью нашей газете дал представитель Тюменской области в Совете Федерации Федерального собрания РФ, сенатор Степан Киричук. Предлагаем вниманию читателей текст беседы, посвященной итогам уходящего года.

Степан Михайлович, каким, на ваш взгляд, стал 2009 год для Тюменской области?

— Думаю, что 2009 год стал для наших земляков прежде всего годом юбилея Тюменской области. Регион встречает свое 65?летие в обстановке стабильности. По ощущению самих тюменцев, благосостояние людей не ухудшилось — независимо от кризисных явлений в экономике. Видимо, за прошлые годы населением был сделан серьезный задел, который позволил нормально пройти нынешний год.

Вместе с тем считаю, что есть тенденции, которые не радуют. В 2009 году Тюменская область лишилась прямых поступлений от налога на добычу полезных ископаемых. Регион, экономика которого во многом определяется нефтегазодобывающим комплексом и связанными с ним отраслями, не будет иметь прямого поступления НДПИ. Да, в будущем году региону вернут данные финансовые средства, губернатору Тюменской области пришлось очень много заниматься этим вопросом. Глава региона к данной работе подключал и нас, представителей Тюменской области в Федеральном собрании РФ. Мы выступали едко, резко по этому поводу. Однако факт остается фактом: НДПИ напрямую не будет поступать в региональную казну.

В уходящем году с федерального на региональный уровень передано финансирование летнего отдыха детей. С одной стороны, хорошо, что областная власть будет заниматься всем или почти всем, но с другой — для осуществления данных мероприятий необходимы немалые финансовые средства. Возможно, из федерального центра поступит определенная компенсация на организацию детского отдыха в 2010 году. Но в последующие годы эти расходы войдут в сумму собственных налогов региона и никакой компенсации он получать не будет.

Запомнились мероприятия, которые проводились в Тюмени в уходящем году и были посвящены здоровому образу жизни. Убежден, что все эти праздники имеют народные корни, поскольку привлекали интерес большого количества тюменцев. И это все — наша Тюмень, Тюменская земля. На мой взгляд, 2009?й был годом вполне удачным, не огорчившим наших земляков.

— Чем вам запомнился уходящий год?

— Конечно, на фоне мирового финансово-экономического кризиса все представляется как кадры фильма — в поступательном движении. Начало 2008 года — активное обсуждение программы развития страны до 2020 года, выдвинутой лидером партии «Единая Россия» Владимиром Путиным. Уже проводятся региональные конференции, в ряде городов составляются программы развития согласно данному плану. В обществе царит оптимистический настрой. Далее наступает, можно сказать, некое уныние, связанное с приходом кризисных явлений. В этой связи запомнился март 2009?го: годовщина избрания ныне действующего президента России Дмитрия Медведева, когда вся политическая элита вернулась к обсуждению основополагающей темы — программы развития нашей страны. Начали приниматься серьезные меры по противодействию кризису. Так, в течение недели в ходе совместной работы Совета Федерации и Государственной Думы РФ приняты целые пакеты антикризисных законодательных актов. Работали над ними сутками, однако такая работа воодушевляла. Я бы сказал, что каждого русского человека мобилизует борьба, ситуации, когда необходимо преодолеть трудности. В данном случае именно эта борьба с еще в то время не совсем понятным финансово-экономическим кризисом связывается в моей памяти с весной уходящего года.

Важной вехой 2009 года, по моему убеждению, стала статья Президента Дмитрия Медведева «Россия, вперед!». Запомнилась она тем, что в ней президент России вел откровенный разговор с гражданами о том, что он считает необходимым сказать в своем очередном Послании. Без преувеличения можно сказать, что в обсуждение Послания главы государства были включены тысячи жителей России. И даже тот, кто напрямую не прислал президенту РФ свое мнение, все равно участвовал в обсуждении Послания — возможно, его предложения озвучили другие, поделившиеся своими мыслями в письмах Президенту Дмитрию Медведеву.

— Какие решения, важные для Тюменской области, были приняты в Совете Федерации РФ в уходящем году?

— Год запомнился результатами. Прежде всего это решения Федерального собрания РФ, связанные с формированием бюджета и с фондами обязательного медицинского и социального страхования. Для Тюменской области это чрезвычайно важный федеральный документ, так как оплата труда медицинских работников и работников социальной сферы напрямую связана с обязательствами государства. Хотел бы сказать, что в данных документах интересы Тюменской области полностью соблюдены. Важным является и решение по транспортному налогу, который повышаться в Тюменской области в ближайшее время не будет, но на регулирование которого наш регион получил право.

Важны задачи подготовки юбилея Дня Победы в Великой Отечественной войне, особенно те, что связаны с предоставлением жилья ветеранам и инвалидам войны. Проблема, с учетом кризисных явлений в экономике, остается серьезной. Однако есть предпосылки к тому, что она будет решена в установленное президентом России время.

Важны задачи подготовки юбилея Дня Победы в Великой Отечественной войне, особенно те, что связаны с предоставлением жилья ветеранам и инвалидам войны. Проблема, с учетом кризисных явлений в экономике, остается серьезной. Однако есть предпосылки к тому, что она будет решена в установленное президентом России время, но над этим необходимо работать многим, в том числе региональным и муниципальным властям.

Отметил бы решения, которые принимались в различных министерствах и ведомствах по поводу победителей в конкурсах. Так, Тюмень в 2009 году признана одним из лучших городов России по благоустройству. Совсем недавно Тюменский район признан лучшим муниципалитетом страны. Пользуясь случаем, поздравляю с первым местом в общероссийском конкурсе органы местного самоуправления Тюмени и региона и, конечно же, органы государственной власти и общественность. Такое признание обязывает и далее успешно продвигаться вперед.

Степан Михайлович, вы являетесь председателем Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления. Какие из вопросов развития местного самоуправления в России и в нашем регионе в частности были актуальны для работы возглавляемого вами комитета в 2009 году?

— Думаю, наиболее актуальными были задачи по обеспечению соответствия расходных полномочий доходным, а также вопросы взаимодействия муниципальных районов и поселений. Данная проблема актуальна для всей страны.

Порой господствует точка зрения, что в поселениях люди не могут справиться с полномочиями, которые им поручены. И напротив, что реализовать данные полномочия могут только областная власть и муниципальные районы. Это общероссийская тенденция. Думаю, подобный взгляд неверен: необходимо лелеять и сохранять ростки местного самоуправления. Убить инициативу людей можно запросто, а делать этого нельзя. Там, где этой инициативы нет, ее надо развивать, а там, где есть, — поддерживать.

Тюменской области в этом смысле, считаю, повезло: традиции местного самоуправления достаточно серьезны, да и с доходной базой не так плохо. Поэтому взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления в Тюменской области осуществляется конструктивно. Я участвовал в нескольких съездах совета муниципальных образований нашего региона, на которых выступал губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Чувствуется единство государственной власти и местного самоуправления как в определении целей, так и в методах их решения и механизмах исполнения. Единение во благо населения области преобладает — и это в современных условиях очень важно. Муниципалитеты в Тюменской области выступают операторами по исполнению программ, которые создаются в Тюменской области. Кому‑то это нравится, кому‑то нет. Но жителям нашего региона такие принципы работы нравятся. Поэтому необходимо продолжать работать, вместе с тем стремясь к более самостоятельной, самодостаточной по доходной базе работе местного самоуправления. А пока совместная работа госвласти и муниципалитетов, на мой взгляд, является одной из лучших в России — наряду с Новосибирской областью, Ставропольским краем, некоторыми национальными республиками. Активно работает совет муниципальных образований Тюменской области, возглавляемый Виктором Рейном, депутатом областной Думы.

Президент России в 2009 году внес в федеральное законодательство несколько существенных изменений, поддержанных Советом Федерации РФ. Прежде всего это меры по повышению роли представительных органов местного самоуправления. Глава государства поставил, в частности, задачу перед главами субъектов РФ: ежегодно отчитываться перед законодательными собраниями регионов. Еще весной президент инициировал законопроект, который позволяет существенно повысить роль представительных органов власти, депутатов. Вместе с тем повышается и их ответственность за принятые решения. В настоящее время, когда в одной трети муниципальных образований России наравне с их главами работают руководители администраций МО, роль представительных органов власти должна быть чрезвычайно важна. Сегодня муниципальные Думы могут многое спрашивать с главы администрации и даже удалить его с должности. Вторым существенным фактом в законодательных инициативах президента России является возможность стать депутатом представительного органа власти МО гражданину, достигшему восемнадцати лет. Некоторые субъекты РФ, ссылаясь на традиции, считают такой возраст недостаточным для подобной выборной должности. Однако убежден, что раз в этом возрасте гражданин обладает по закону всей полнотой ответственности за свои поступки, то он также может быть избранным в органы представительной муниципальной власти. Не случайно внесенный президентом России законопроект был принят в Год молодежи.

Активно работает Совет по местному самоуправлению.

Нам нужен рост доходов населения, создание новых предприятий и расширение таким образом налогооблагаемой базы. Для этого необходимо дать людям возможность приобрести землю, зарабатывать на ней своим трудом, а не придумывать: на какую мелочь еще повысить бы налог?

В 2009 году состоялись три его заседания — в Липецке, Астрахани и Калининграде, их провел председатель президиума совета Владимир Путин. Работа данного совета очень результативна. Реализован практически каждый пункт поручений, принятых на заседаниях Совета по местному самоуправлению. Сейчас мы следим и участвуем в реализации второго пункта в решениях совета на заседании в Калининграде. Речь идет о подготовке обоснованных предложений по увеличению доходной базы местного самоуправления. Я верю в то, что такие предложения будут выработаны. Если позволит экономическая ситуация в стране, то в первом полугодии 2010 года данные меры будут реализованы.

Повторю, что в Тюменской области эффективно осуществляется сотрудничество и взаимодействие между государственным и муниципальным уровнями власти. Это, кстати, особо заметно на фоне некоторых субъектов РФ, главы которых пытаются добиться практики прямого назначения глав муниципальных образований — будто этот вопрос является самым жизненным и после его решения все у них мигом переменится к лучшему. Нашему региону в этом смысле повезло — и с его традициями местного самоуправления, и с руководством, и с доходной базой. Председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов активно работает в Совете законодателей при Совете Федерации.

Уже в течение последних двух лет мы с коллегой — депутатом от Тюменской области, председателем Комитета по местному самоуправлению Государственной Думы РФ Вячеславом Тимченко проводим «круглые столы» только по конкретным, специализированным вопросам и направлениям. В них с удовольствием участвуют представители Конституционного и Верховного судов, прокуратуры РФ. Именно таким образом достигается всесторонний и профессиональный уровень обсуждения каждой из проблем. Так, недавно в ходе «круглого стола» мы подробнейшим образом обсудили проблему имущественных взаимоотношений. Решались вопросы того, как государству передать имущество муниципалитетам и наоборот; как бизнесмену выкупить помещение, которое находится у него в аренде; как поступить с помещениями, находящимися в оперативном управлении, например, подвалами жилых многоквартирных домов.

Еще один «круглый стол» был посвящен земельным отношениям. На нем, в частности, рассматривалось, насколько оперативно и эффективно прямое вмешательство органов госвласти субъектов РФ в выделение земельных участков, насколько это отвечает целесообразности. Обсуждалось и то, как в соответствии с поручениями президента РФ и главы российского правительства сократить до минимума время прохождения документов через государственные инстанции. Для сравнения: сейчас сроки утверждения документов на приобретения земли в органах госвласти доходят до трех месяцев. В этой связи понятно недовольство сложившейся практикой со стороны первых лиц нашего государства: подобная волокита уменьшает инвестиционную привлекательность и, следовательно, возможности территорий.

Убежден, что лишь за счет повышения налогов на гаражи, земельные участки и придомовые территории мы не добьемся прироста доходов в бюджеты. Нам нужен рост доходов населения, создание новых предприятий и расширение таким образом налогооблагаемой базы. Для этого необходимо дать людям возможность приобрести землю, зарабатывать на ней своим трудом, а не придумывать: на какую мелочь еще повысить бы налог?

— Каковы, на ваш взгляд, особенности построения институтов гражданского общества в Тюменской области?

— Мне представляется, что особенность институтов гражданского общества во всей стране в том, что они строятся «сверху». К сожалению, те ростки гражданского общества, которые могли бы появиться «снизу», созданные непосредственно народной инициативой, немногочисленны. Многие «инициативные объединения» вообще, на мой взгляд, не являются институтами гражданского общества: это группы людей, объединившихся на основе корпоративных, экономических или политических обид. Подобные союзы в силу своей желчности и настроя только на критику не могут по определению конструктивно работать с властью.

В свою очередь институты гражданского общества, созданные «сверху», работают конструктивно, выдвигают здравые и эффективные предложения. Однако они все же остаются институтами, встроенными в систему власти.

В Совете Федерации работает комиссия по содействию развитию институтов гражданского общества. Я участвую в данной комиссии, поскольку убежден: развитие гражданского общества — сверхважное дело для нашей страны. Крайне важна и необходима работа, которая проводится губернатором Владимиром Якушевым, вице-губернатором Сергеем Сарычевым, председателем областной Думы Сергеем Корепановым, правительством Тюменской области совместно с Гражданским форумом нашего региона, и я также буду участвовать в данной деятельности. Мы не должны быть пессимистами в вопросе построения институтов гражданского общества. Если сегодня не все идеально, это не означает, что завтра мы не добьемся лучших результатов. Мне нравится позиция Гражданского форума Тюменской области, их предложения и конструктивное взаимодействие с органами власти. Работу форума назову оптимистически направленной.

— Пожалуйста, поделитесь планами на ближайшее будущее.

— До 29 декабря в Совете Федерации РФ запланировано еще два заседания, на которых будет рассмотрено более ста вопросов повестки дня. Так что для меня остаток последнего месяца уходящего года посвящен напряженной работе.

— Что бы вы пожелали землякам в канун Нового 2010 года?

— Прежде всего, хотел бы обратиться со словами благодарности к жителям Тюменской области: спасибо за то, что я чувствую себя на Тюменской земле очень комфортно. Во время приема граждан в нашем регионе, в рабочих поездках по городам и районам ощущаю себя тюменцем, чувствую себя полезным и нужным жителям Тюменской области. И это чувство для меня является очень важным. Всем землякам хотел бы пожелать в новом году оптимизма, благополучия и успехов — как личных, так и успехов на благо нашего региона. КОНСТАНТИН ЕЛИСЕЕВ