Все новости

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ИТОГИ-2010 И ЗАДАЧИ-2011

издание «Тюменский курьер» опубликовало статью представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Тюменской области Степана Киричука, посвященную развитию местного самоуправления в Российской Федерации.


Степан Киричук, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований, председатель комитета СФ, подготовил статью, посвященную развитию местного самоуправления в Российской Федерации. Предлагаем эту статью вниманию наших читателей.

2010 год стал частью российской муниципальной истории — признано, что реформа местного самоуправления в Российской Федерации состоялась. Созданы необходимые механизмы, в ходе практики применения закона продолжается процесс их точечной и точной настройки. Чтобы настройка была эффективной, федеральный уровень нуждается в информации с мест. Этим, в частности, и объясняется высокий уровень внимания со стороны высшего политического руководства страны по отношению к местному самоуправлению.

В 2010 году состоялось немало важных событий в российском муниципальном мире: от Всероссийского форума сельских поселений (в январе) до совместного совещания с участием Генпрокуратуры, Минрегиона и представителей муниципалитетов (в декабре). Регулярно собирались советы по местному самоуправлению при председателях Совета Федерации и Государственной Думы РФ. Конечно же, событие года — проведение Совета при президенте РФ по развитию местного самоуправления, итогом которого стал обширный перечень поручений — стратегический план действий на 2011 год.

В течение всего года Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО), в соответствии со своим предназначением, обеспечивал регулярную обратную связь муниципалов с федеральным центром и транслировал установки федерального центра на муниципальный уровень. Официальный печатный орган ОКМО — журнал «Муниципальная Россия» — признан федеральными органами исполнительной власти в качестве важного источника сведений по различным вопросам местного самоуправления.

Дирекция Общероссийского Конгресса муниципальных образований принимала активное участие в подготовке и проведении важных для муниципалов мероприятий. Оказывала целенаправленную и последовательную поддержку законотворческим инициативам советов муниципальных образований субъектов РФ. Обеспечивала участие национальной делегации РФ в работе Палаты местных властей КМРВСЕ в качестве ее секретариата.

В 2010 году активно работали советы муниципальных образований субъектов Федерации. На конкурсе, проводимом Министерством регионального развития РФ в конце 2010 года, было выбрано шесть лучших советов, два из них удостоены дипломов высшей степени. Хочу с удовлетворением отметить активное участие советов в законотворческом процессе, инициативу, с которой советы через ОКМО выходят на федеральный уровень. Материалы, поступающие от советов муниципальных образований регионов страны, обобщаются исполнительной дирекцией Конгресса, направляются в федеральные министерства и ведомства, а также размещаются на страницах журнала «Муниципальная Россия».

Одно из ключевых направлений деятельности ОКМО — методическое. В этой связи хочу обратить внимание коллег на важные изменения в федеральном законодательстве, которые были внесены в 2010 году, а также на те документы, о которых муниципалам нельзя забывать в своей работе в 2011 году.

Не буду пересказывать содержание федеральных законов. Хочу лишь сформулировать задачи, которые эти документы ставят перед органами местного самоуправления. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Обращаю внимание на то, что из повестки дня органов публичной власти не вычеркнута борьба с коррупцией. Президент, правительство и Федеральное собрание Российской Федерации придают этому направлению работы огромное значение. « Наш ей принципиальной задачей остается борьба с коррупцией», — подчеркнул Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию. Председатель правительства В.В. Путин неоднократно отмечал пагубное влияние коррупции на эффективность реализации федеральных и региональных стратегических программ. Коррупция на муниципальном уровне не только снижает авторитет местного самоуправления и привлекает внимание прокуратуры, но также отрицательно сказывается на качестве жизни населения муниципальных образований. Хочу призвать советы муниципальных образований регионов, всех неравнодушных членов муниципального сообщества принять необходимые меры к выявлению и устранению нарушений законодательства на муниципальном уровне, в том числе и проявлений коррупции. Самоконтроль — это и лекарство для самих себя, и средство улучшить отношение к себе со стороны контрольно-надзорных органов. От ошибок не застрахован никто, поэтому надо внимательно отслеживать то, как идут дела на вверенной вам территории.

В рамках антикоррупционного пакета правительства РФ был разработан и принят Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Я знаю, что у муниципалов накопилось немало проблемных вопросов к этому закону, и в настоящее время президентом РФ принято решение пересмотреть его с учетом правоприменительной практики. Призываю муниципалов к активному участию в этом процессе — не только критиковать действующий закон, но и выработать конструктивные предложения по созданию более эффективных механизмов осуществления закупок. Также стоит задача сделать муниципальные закупки более открытыми и прозрачными.

Федеральный Закон от 23.11.2009г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Этим законом к полномочиям органов местного самоуправления отнесена разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Большинство муниципальных образований такие программы разработало и приняло.

С 1 июля 2011 года наступает период отчетности по практической реализации муниципальных программ энергосбережения. Поставлена цель снизить уровень потребления энергоресурсов (электроэнергии, воды, угля, газа) за счет внедрения энергосберегающих технологий. За точку отсчета взят 2009 год, и по отношению к его показателям муниципалы должны ежегодно снижать потребление энергоресурсов. По планам правительства РФ к 2020 году энергоемкость ВВП страны должна быть снижена не менее чем на 40%.

Закон предусматривает в 2012 году полную замену ламп накаливания энергосберегающими. Встает вопрос утилизации ламп. Это значит, что надо изучать и внедрять на своих территориях технологии утилизации и переработки отходов, искать и предлагать нормативные механизмы, предотвращающие замусоривание муниципальных территорий.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Согласно данному закону, органы местного самоуправления должны провести глубокую ревизию своей деятельности, составить регламенты оказания услуг, внести данные об услугах в реестры муниципальных услуг.

Перед муниципалами также поставлены задачи активно участвовать в создании сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и не менее активно работать в направлении перевода своих услуг в электронный вид.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Муниципалов ждет реформа бюджетных учреждений в соответствии с ФЗ-83. Закон стимулирует учреждения к предоставлению качественных социальных услуг, от уровня качества, от результата будет зависеть и финансирование. Учреждения будут получать бюджетные средства на исполнение заданий по предоставлению определенной услуги и в своей работе должны переориентироваться на результат. Необходимая нормативная и методическая база на федеральном уровне подготовлена и направлена в регионы, размещена на сайтах Минэкономразвития, Минобразования, Минздравсоцразвития. Предлагаю органам МСУ и исполнительным органам государственной власти работать над реформой вместе, решения о будущем статусе того или иного учреждения принимать после обсуждения с участием всех заинтересованных сторон: региональных и муниципальных властей, руководства учреждений.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Много вопросов в связи с передачей функций финансирования и координации работы муниципальных учреждений здравоохранения на региональный уровень. Передача указанных функций состоится через год, но готовиться надо уже сегодня. Представляется, что Минздравсоцразвития совместно с Минэкономразвития и Минрегионом должны выработать методические документы по осуществлению такого перевода.

Прежде всего, хочу призвать коллег-муниципалов не использовать передачу субъектам Федерации финансирования и координации работы объектов здравоохранения для политических спекуляций. Переход на региональное финансирование и управление должен пройти незаметно и безболезненно для населения. Вопрос смены координатора важен лишь для управленцев, и они должны серьезно подготовиться к его решению. С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».

Этот закон обязательно затронет муниципалитеты. В частности, органы местного самоуправления должны будут пересмотреть схемы софинансирования (если таковые применяются) органов охраны правопорядка, а также механизмы взаимодействия с этими органами. На проведение реформы органов внутренних дел отведен срок до 1 января 2012 года. Уверен, что органы местного самоуправления сделают все возможное, чтобы реформа привела к положительным изменениям в сфере общественной безопасности и охраны правопорядка на территориях муниципальных образований. Федеральный закон от 29.11.2010 N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Этим законом предоставляется возможность совмещать в одном органе муниципальной исполнительной власти функции администраций муниципального района и районного административного центра.

Хочу предостеречь муниципалитеты и руководство субъектов Российской Федерации от излишнего рвения к реализации норм данного закона. Только те организационные меры, которые предпринимаются при серьезном всестороннем анализе и тщательном согласовании с конкретными муниципальными образованиями, дадут положительный результат.

Федеральный закон от 22.01.2010 N 63-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ» Задача по развитию политической конкуренции на местном уровне была поставлена Дмитрием Медведевым в его статье «Россия, вперед!», и нам предстоит учитывать соответствующие изменения в законодательстве. Этот закон и другие изменения в избирательное право в 2010 году расширили возможности участия политических партий в формировании органов МСУ.

В 2011 году предстоит выбирать депутатов Государственной Думы. Уже сейчас дает о себе знать приближение выборов президента РФ, которые пройдут в марте 2012 года. Наступает насыщенный политическими событиями период, который потребует и муниципального участия.

Прежде всего, хотел бы просить органы МСУ не увлекаться формированием списков, сочинением лозунгов и прочей предвыборной активностью. Для этого существуют политические партии, у которых есть свои штабы, агитаторы и прочие ресурсы. Задача должностных лиц органов местного самоуправления — соблюдать баланс интересов населения и власти при обеспечении комфортных условий проживания жителей данного муниципального образования. Ответственная, компетентная и инициативная работа каждого муниципала на его рабочем месте — подлинная муниципальная политика — станет наилучшим вкладом в политический процесс 2011 и начала 2012 года.

В этом процессе, помимо Общероссийского Конгресса муниципальных образований и учредивших его советов муниципальных образований субъектов Федерации, должны принять участие все представители муниципального сообщества РФ: и организации межмуниципального сотрудничества, и представители отдельных органов местной власти.

У каждой ассоциации есть нечто свое, лучшее, чем у других. И все это лучшее я призываю в Конгресс. Напоминаю, что Конгресс — сетевая организация, а не бюрократическая структура. Конгресс не имеет политических пристрастий. Пусть 5-й год работы ОКМО станет для всех нас годом становления муниципальной политики.

База для взаимовыгодного сотрудничества давно создана. Согласно п. 1 ст. 67 ФЗ-131, в состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований. Положение о палатах ОКМО позволяет включать в состав палат Конгресса отдельных инициативных представителей органов местного самоуправления, не делегированных советами муниципальных образований субъектов Федерации.

Уважаемые коллеги! Мы — власть, мы — часть системы управления в нашей стране. Сейчас, когда реформа местного самоуправления признана состоявшейся, когда начался процесс точной настройки созданных в законодательстве механизмов, когда муниципалы должны внести свой вклад в реформирование административной системы, сети бюджетных учреждений, правоохранительных органов, межмуниципальное сотрудничество особенно необходимо. Чем более консолидированной и аргументированной будет наша позиция, чем активнее мы будем ее высказывать, тем большего мы сможем добиться. Вместе мы сможем сделать многое.

Благодарю вас за работу, за активную позицию в 2010 году. Желаю успехов в 2011 году.