Все новости

«КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ НУЖНЫ ИНВЕСТОРЫ»

представитель в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики Мурат Суюнчев поделился с читателями черкесской газеты «День республики» своим мнением о необходимости принятия данного закона «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике» и его месте в системе экономических отношений региона.

Закон «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике» разрабатывался группой депутатов под руководством председателя комитета Народного Собрания (Парламента) КЧР по экономической политике, финансам, бюджету и предпринимательству Мурата Суюнчева, сейчас сенатора от Народного Собрания Карачаево-Черкесии в Совете Федерации Российской Федерации. Мы попросили прокомментировать необходимость принятия данного закона и рассказать о его месте в системе экономических отношений Карачаево-Черкесии.

— Чем обусловлена необходимость принятия Закона «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности» в Карачаево-Черкесской Республике?

— Необходимость принятия этого закона назрела давно, потому что большинство субъектов Российской Федерации подобный закон уже приняли. Вместе с тем, в каждом российском субъ-екте он различен. Работая над проектом закона, мы с моей коллегой Натальей Дудник разрабатывали его с учетом особенностей Карачаево-Черкесии. С одной стороны, он отражает те проблемы, которые есть в экономической сфере республики, с другой — открывает возможности для привлечения инвестиций в сфере экономики для дальнейшей эффективной работы в той области. Подчеркну, что принятие этого закона стало возможным, благодаря активной поддержке Главы республики Рашида Темрезова. Очень приятно, что живо откликнулось Правительство — премьер Индрис Кябишев, первый вице-премьер, курирующий экономику и финансы, Руслан Тамбиев, руководители Минэкономики и Минфина республики. Это те люди, которые грамотно и квалифицированно поведут работу в данном направлении уже на стадии практического применения данного закона.

— Определяет ли Закон «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в КЧР» какие‑то отрасли экономики как приоритетные?

— Безусловно, у нас есть традиционные отрасли — сельское хозяйство и туризм. Но вместе с тем, Карачаево-Черкесия богата недрами, сырьем для производства строительных материалов, огромными запасами питьевой воды и т. д. Поэтому данный закон вовсе не ограничивает свое действие какими бы ни было отдельными отраслями. Да, некоторые субъекты принимают именно такую практику — они применяют закон в отдельных отраслях и стимулируют их. Мы исходили из того, что в Карачаево-Черкесии нужно стимулировать инвестиции во всех отраслях. И это легло в основу закона. Кроме того, мы не предприняли ограничений в финансовом плане. Некоторые субъекты делают ограничения от минимальных инвестиций. У нас таких ограничений нет. Мы исходим из того, что для Карачаево-Черкесии в равной степени нужны любые инвесторы — мелкие, средние и крупные. А когда закон начнет работать, когда Правительство будет видеть, какие инвесторы к нам обращаются, в какой сфере они действуют — потом его можно будет подрегулировать под ту ситуацию, которая будет складываться по отдельным отраслям.

— Закон предусматривает некие налоговые преференции для инвесторов. Не повлияет ли это на уменьшение налогооблагаемой базы?

— Вопрос непростой. Принимая закон о стимулировании инвестиционной деятельности в субъекте, обязательно нужно предусмотреть налоговые льготы для инвесторов. Это основное, о чем всегда спрашивают инвесторы, приходя в субъект. Сейчас существует противоречие между федеральным законодательством и тем, что могут принимать субъекты Российской Федерации. Уже начала складываться такая судебная практика, когда инвестор получает льготу на вновь создаваемое имущество в рамках нового инвестиционного проекта, а потом распространяет эту льготу на все свое имущество, которое у него было раньше и с которого он выплачивал налоги. Таким образом, доходная часть бюджета субъекта может недополучить то, что она получала раньше.

В нашем законе такая опасность устранена. Мы исходили из того, что, предоставляя инвесторам налоговые льготы, нужно предоставить их так, чтобы не потерять в налогооблагаемой базе, которая сегодня сложилась и с которой республика живет. Мы отработали закон в полной мере, взаимодействуя с Правительством Российской Федерации и нашим Правительством. Откровенно говоря, он потерял в своей гибкости, в некоторой степени ущемил тех инвесторов, которые собираются модернизировать ныне существующие в Карачаево-Черкесии предприятия. К сожалению, мы были вынуждены пойти на это, чтобы не потерять в налогооблагаемой базе, но он защищает нас от потерь в бюджете.

Я бы сказал, что он несколько сузил круг инвесторов, но мы смогли принять закон, который ограждает нас от таких потерь и в тоже время дает право инвесторам на некоторые преференции по налогу на имущество и по налогу на прибыль.

— Насколько Карачаево-Черкесия привлекательна для инвесторов?

— Карачаево-Черкесия всегда была привлекательной для инвесторов. К сожалению, в последние годы был некий спад инвестиционной активности, экономический кризис тоже сыграл свою роль. Сейчас мы видим оживление в экономике, и такой субъект, как Карачаево-Черкесия, должен действовать активно в унисон с новыми экономическими и политическими реалиями. У нас есть хорошие экономические ресурсы, хорошая база для материальных ресурсов, природный, трудовой потенциал. Кроме того, Карачаево-Черкесия всегда являлась неким звеном, связывающим восточные районы Кавказа с западными. Со Ставропольским краем мы всегда были связаны широкими экономическими связями. Все это вкупе позволяет нам развиваться не только внутри республики, но и широко интегрироваться с соседними субъектами. У нас есть компании, которые успешно взаимодействуют и на дальних рынках, в том числе, работают на экспорт.

— Будут ли власти Карачаево-Черкесии помимо стимулирования инвестиционной активности работать по снятию инфраструктурных ограничений?

— Все, что связано с развитием инфраструктуры под ведение бизнеса, должно получать развитие. Приведу пример — Ульяновская область. Там можно получить землю под промышленные предприятия, включая подведенные промсети, в течение одних суток. Инвестор приходит в субъект, заключает соглашение с региональными властями и в течение одних суток получает землю под ведение бизнеса. Думаю, что и в Карачаево-Черкесии мы к такому придем, это курс нового руководства. Для этого нужно, конечно поработать. То, что касается конкретных проектов по развитию инфраструктуры, они есть. Думаю, что принятие нашего закона послужит тому, что это будет еще один наш козырь в привлечении инвесторов. Создание объектов инфраструктуры всегда нуждается в какой‑нибудь государственной поддержке. У самих субъектов РФ таких возможностей не очень много. И наш закон позволяет это делать. Если на налоговое имущество Правительство предоставит льготы инвестору, то в течение 7 лет он вернет почти 15 процентов своих инвестиций. Это хорошая поддержка.

— Когда закон заработает в полную силу? Сколько лет должно пройти, чтобы можно было провести какой‑то анализ?

— Нужно будет делать ежегодный и многолетний анализ. Первый анализ мы сможем сделать по итогам этого года. Думаю, 2011 год уже принесет нам несколько соглашений, а в дальнейшем — 2012 году это количество соглашений будет значительно увеличено. Законом предусмотрено, что в Правительстве будет вестись учет инвесторов, анализ, как они будут выполнять свои обязательства по отношению к республике. Все это будет ежегодно представляться в докладе Главе Карачаево-Черкесии и Народному Собранию республики.

— Кто будет определять приоритетность этих проектов?

— Инвестор, придя в республику, должен заключить соглашение с Правительством и получить статус приоритетного инвестора. Этот статус будет даваться по каждому инвестору отдельно специальным постановлением Правительства Карачаево-Черкесии. Для получения этого статуса нужно будет заключить соглашение с Правительством, где инвестор укажет, что собирается делать в республике. А уже Правительство по особым критериям будет решать, стоит ему давать статус приоритетного инвестора или нет. При этом главный критерий — создание рабочих мест на территории Карачаево-Черкесии.