Все новости

Валентина Матвиенко: Форум — место, где вопросы можно рассматривать с выходом на практическое решение

Санкт-Петербургский международный экономический форум в этом году проходит на фоне экономических санкций против России. Тем не мене, по мнению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, противникам форума не удалось его девальвировать или сорвать. В интервью ИТАР-ТАСС спикер верхней палаты российского парламента констатировала, что ПМЭФ состоялся и проходит в деловом ключе.


Санкт-Петербургский международный экономический форум в этом году проходит на фоне экономических санкций против России. Тем не мене, по мнению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, противникам форума не удалось его девальвировать или сорвать. В интервью ИТАР-ТАСС спикер верхней палаты российского парламента констатировала, что ПМЭФ состоялся и проходит в деловом ключе.

 — В этом году Петербургский международный экономический форум проходит на фоне санкций против России, которые были объявлены США и рядом западных стран. На ваш взгляд, насколько такая сложная международная обстановка повлияла на проведение и содержание форума?

 — Безусловно, введение санкций, неадекватная в целом, иначе сказать нельзя, реакция США, ряда других государств Запада в отношении России не могла не сказаться на Петербургском международном экономическом форуме. И на общем количестве участников, и на уровне представительства. Но если противники форума рассчитывали девальвировать, сорвать его, то это не удалось. В нём принимают участие представители более чем 60 государств.

Это понятно. У форума уже есть достаточно длительная и позитивная история, есть широкое международное признание со стороны как политических, так и деловых кругов, есть, наконец, прочная репутация одной из самых масштабных площадок, мест встречи представителей мирового бизнеса, заключения сделок.

Да и далеко не все в мире поддерживают курс, проводимый Западом в отношении России. Угар прошёл, наступило время трезвого расчёта. И стало видно, какими тяжелыми последствиями, прежде всего, для стран Европейского союза, чревата утрата надёжных и более дешёвых по сравнению с возможными альтернативами поставок энергоресурсов из России. А сокращение, а то и потеря российского рынка для товаров из Германии, Франции, Италии, Голландии, других стран, притом, что их экономика в полной мере кризис не преодолела? Это тоже для них ощутимо.

Наконец, в странах ЕС усиливается протест против явной политической несамостоятельности, которую демонстрируют многие главы, политики государств ЕС, их безропотное подчинение Вашингтону.

И тем не менее, несмотря на все происки, откровенные попытки сорвать, принизить форум, он состоялся, проходит в деловом ключе. Очевидно, что ответственные политики, государственные деятели, компании решили участвовать в форуме, отказались политизировать экономические отношения.

 Наверняка в ходе дискуссий и круглых столов Форума вам удалось пообщаться с руководителями регионов. Какие проблемы в экономической сфере волнуют их?

— Это, прежде всего, вопросы, от решения которых зависит восстановление динамичного роста региональных экономик. На сегодня это самое важное. В самом деле, выполнение только социальной части майских указов Президента Российской Федерации предполагает рост российской экономики не менее 4% в год, выполнение их в полном объёме требует не менее 7% роста. Мы же в этом году выйдем в лучшем случае на 1–1,5%.

Выступая недавно перед Государственной Думой, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев сформулировал программу действий, направленных на стимулирование экономического развития. На уровне субъектов Российской Федерации её реализация осложняется рядом проблем. Это финансовое неблагополучие немалой части субъектов Российской Федерации, в частности, их высокая задолженность, не привлекательный для инвесторов деловой климат, отсталая инфраструктура. Форум – то место, где эти вопросы можно рассматривать не только, так сказать, в порядке обсуждения, но и с выходом на практические решения.

Даёт себя знать и такая проблема, как сосредоточение значительной части финансовых ресурсов государства на федеральном уровне. Оно было оправдано в своё время, когда страна находилась в тяжёлом социально-экономическом положении, преодоление которого было невозможно без осуществления манёвра стратегического масштаба, что в свою очередь требовало централизации и управленческих, и финансовых ресурсов. Сегодня, несмотря на все сложности, ситуация качественно иная. Есть понимание необходимости децентрализации власти, расширения самостоятельности регионов в решении вопросов своего экономического и социального развития.

Мы вступили на этот путь. Однако идём по нему непоследовательно, расширяя компетенцию субъектов РФ, передавая им всё новые полномочия, не сопровождаем эти в принципе правильные меры передачей регионам необходимых для их выполнения финансовых ресурсов. Политический федерализм должен быть дополнен федерализмом бюджетным.

Недавно в Совете Федерации прошли парламентские слушания, научно-практическая конференция по бюджетному федерализму. Мы создали с Министерством финансов рабочую группу, в скором времени будем заслушивать её отчет. Наша цель — сделать регионы в большинстве своем финансово достаточными, тогда у них появится стимул расти, ускоренно развиваться, чтобы зарабатывать больше денег, значительная часть которых останется у самих регионов. Рассмотрение этих вопросов на форуме будет способствовать подготовке и принятию законов, других решений, направленных на формирование бюджетных отношений, сбалансированных с точки зрения общенациональных и региональных интересов.

 Учитывая позицию США и Запада в отношении к России, например, в случае дальнейшего безосновательного ужесточения экономических санкций, будет ли подниматься вопрос о возможном пересмотре условий участия страны в международных экономических организациях, например МВФ или ВТО?

— Пока мы не видим в этом необходимости. Хотя позиция МВФ вызывает у нас вопросы.

Россия будет твердо и последовательно выполнять свои обязательства перед ВТО, если только не будут ущемляться наши права и интересы.

 Не могу не задать несколько вопросов о ситуации на Украине. Валентина Ивановна, как председатель Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, скажите, обсуждается ли возможность использования этой международной парламентской площадки для выхода из украинского кризиса? Готовы ли украинские парламентарии к диалогу?

— Мы исходим из того, что поиску путей урегулирования ситуации на Украине отвечает формат Украина – Россия – США – Европейский Союз. Именно в этих рамках могут быть выработаны решения, которые реально способны остановить военные действия, создать условия для нормализации обстановки, проведения действительно равноправного общенационального диалога с участием всех заинтересованных сторон, ответственных политических сил. Несмотря на имеющиеся трудности, потенциал этой конфигурации, на наш взгляд, не исчерпан.

Вместе с тем мы готовы к взаимодействию и на других площадках. Так, Совет Федерации осуществляет рабочие контакты с представителями Верховной Рады Украины, которая в настоящее время является, если не в полном смысле, но единственным, так скажем, легитимным органом власти в стране, поскольку избрана всенародно. Ряд депутатов Верховной Рады понимают свою ответственность за ситуацию на Украине, за выработку мер по выходу из этого глубочайшего политического кризиса. Поэтому мы подключили парламентские каналы и ведем межпарламентский диалог.

Что касается МПА СНГ, то мы предлагали задействовать эту площадку для поиска путей прекращения эскалации напряженности на Украине, нормализации обстановки. Однако наши украинские коллеги не откликнулись на приглашение украинской делегации принять участие в сороковом заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге 18 апреля. Это вызывает сожаление, особенно учитывая тот факт, что у МПА СНГ накоплен результативный опыт миротворческой деятельности и урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.

Тем не менее, мы открыты к диалогу, так как любой диалог, направленный на снижение напряжённости, урегулирование ситуации, лучше, чем его отсутствие.

 Представители Луганской и Донецкой народных республик уже заявляли об обращении к РФ по поводу возможности принятия их в состав России. Как можно реагировать на подобные заявления? Как вы считаете, возможен ли здесь крымский сценарий развития событий?

— Как отметил Президент России Владимир Путин по итогам референдумов, мы уважаем выбор жителей этих регионов. Однако нужно понимать, что то, что имело место в Крыму, и то, что происходит сейчас в Луганской, Донецкой областях – разные реальности. Считаю, что задача номер один сейчас – прекращение кровопролития, военных действий, нормализация обстановки.

Необходимо получить твердые гарантии о придании русскому языку статуса государственного, обеспечить и защитить законные права русскоязычного населения, не допускать преследования инакомыслящих, начать полноценный диалог и переговоры с протестующими регионами.

 В последнее время Совет Федерации очень серьезное внимание уделял вопросу деофшоризации экономики. Как продвигается эта работа, и успеет ли парламент рассмотреть соответствующий пакет документов до конца весенней сессии?

— Президент поставил этот вопрос ещё два года назад. Тогда не все были согласны с тем, что это нужно и важно. Сегодня, когда Западом пущено в ход оружие санкций, круг несогласных, сомневающихся стремительно сужается. Это отчётливо показали ход подготовки законопроектов, их согласования. Возникавшие проблемы носили рабочий характер, в главном же все участники этого процесса — со стороны Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, — были единомышленниками. Сомнений в необходимости деоффшоризации не возникало.

Мы исходим из того, что, наряду с обращением к патриотическим чувствам, национальному самосознанию российских деловых кругов, требуются инструменты деоффшоризации – как стимулирующие, так и в виде санкций. Соответствующий пакет законопроектов подготовлен. Он готовился сенаторами, депутатами Государственной Думы в тесном взаимодействии с Министерством экономики, Министерством финансов РФ, рядом других министерств и ведомств. Сейчас законопроекты направлены для дачи заключения в Правительство РФ. Их реализация может дать бюджету в обозримом будущем более 2,5 триллионов рублей.

Рассчитываем внести эти законопроекты в Государственную Думу до окончания текущей весенней сессии. Надеюсь, что коллеги-депутаты будут их рассматривать в приоритетном порядке.

Повторю, в современной обстановке они жизненно важные. Российские капиталы должны работать на Россию.

 Вы были одним из инициаторов законопроекта о возвращении в избирательные бюллетени графы «против всех». Между тем, профильный комитет Госдумы предлагает оставить возможность такого варианта голосования лишь на муниципальных выборах. Как вы считаете, целесообразно ли подобное сужение применения этой графы?

— Моё предложение исключало применение этой графы только на президентских выборах, и это исключение обосновывалось. В поправке, предлагаемой профильным комитетом Государственной Думы, я вразумительной логики не вижу. Почему на муниципальных выборах графа «против всех» уместна, а на региональных или федеральных она не приемлема? Но в любом случае это шаг в правильном направлении.

 Сейчас активно обсуждается реформа местного самоуправления. В частности, регионам предлагают самим определить модель, по которой формируются органы управления муниципалитетов. На ваш взгляд, от чего будет зависеть выбор той или иной модели. Каким вам видится дальнейшее развитие реформы МСУ?

— Повышение эффективности местного самоуправления, все более полное раскрытие его потенциала входит в число приоритетов государственной политики нашей страны. Совет Федерации активно участвует в этой работе. Мы исходим из того, что главное здесь ­- это укрепление связей муниципальных органов власти с населением. Жители должны быть реально включены в систему муниципального управления.

На последнем заседании Совета Федерации мы одобрили поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он наделяет регионы правом самим решить, по какой модели будут формироваться органы управления муниципалитетов, какие полномочия можно и нужно передать на муниципальный уровень. Например, если у муниципалитета есть финансовые, организационные, кадровые и иные возможности обеспечивать тепло- и энергоснабжение жителей, поддерживать в порядке дороги, то субъект может передать эти полномочия на уровень местного самоуправления. Если же таких возможностей нет, то эти вопросы остаются в ведении региональных властей. Тем самым мы уходим от механического перераспределения полномочий между уровнями власти, которое нередко приводит к тому, что муниципалитеты просто не в состоянии исполнить возложенные на них обязательства.

Иными словами, теперь решения будут приниматься, исходя из реальной ситуации, конкретных возможностей конкретного муниципального образования. Что, несомненно, будет способствовать повышению самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления, большей сбалансированности отношений между уровнями власти.

Разумеется, работа на этом не заканчивается. Палата готовит новые предложения по дальнейшему совершенствованию разграничения полномочий между уровнями власти, развитию бюджетного федерализма, рациональному использованию муниципалитетами имеющихся финансовых ресурсов.

 Беседовал Сергей Изотов