Одобрены изменения, устанавливающие ответственность за несообщение о преступлении террористического характера.
Сенаторы одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления
дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной
безопасности». Пакет антитеррористических законов подготовлен депутатом
Государственной Думы Ириной Яровой и членом Совета Федерации Виктором
Озеровым
Озеров
Виктор Алексеевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Хабаровского края
. Докладчиком по этому вопросу выступил председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров.
Уголовный кодекс РФ дополняется новыми составами преступлений, устанавливающими ответственность за несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности, за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение массовых беспорядков, а также совершение акта международного терроризма. Кроме того, к обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, предлагается отнести совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий. Снижается с 16 до 14 лет возраст, с которого наступает уголовная ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, участие в деятельности террористической организации, несообщение о преступлении, организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, массовые беспорядки, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, акт международного терроризма.
Вносятся также изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».
Законопроект внесен Комитетом СФ по обороне и безопасности, Комитетом СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитетом СФ по экономической политике.
Изменения вносятся в четырнадцать федеральных законов с целью создания дополнительных условий по защите гражданина и общества от актов терроризма, а также профилактики и предупреждения терроризма. В частности, предлагается закрепить полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц на стадии проверки информации об угрозе совершения террористического акта, вводится обязательность решений антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, что позволит повысить эффективность деятельности органов государственной власти субъектов по профилактике терроризма. При этом в целях обеспечения обязательного характера этих решений закрепляется право субъектов Российской Федерации устанавливать своими законами ответственность за их неисполнение. Также вносятся изменения, которые позволят исключить возможность производства гражданского оружия, за исключением охотничьего и спортивного, из основных частей боевого ручного стрелкового и служебного оружия.
Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Абзац четвертый подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый пункта 1 статьи 15 Федерального закона (в части обязанности операторов связи и организаторов распространения информации в сети «Интернет» хранить на территории Российской Федерации текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки) вступают в силу с 1 июля 2018 года.
Как отметил председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, нормы антитеррористического пакета направлены на пресечение действия в России экстремистских религиозных организаций.
«Мы хотим навести порядок с миссионерской деятельностью, то есть с религиозными объединениями, представители которых приезжают на территорию РФ и проводят агитацию за вступление в свои ряды, хотим поставить их деятельность под контроль», — заявил журналистам сенатор.
По словам Виктора Озерова, государство вправе установить нормы и правила препятствующие вербовке террористов на территории Российской Федерации. «Принятие этих законов не несет никакой угрозы зарегистрированным в России религиозным конфессиям и не мешает им отправлять религиозные обряды и службы», — сказал сенатор.
Виктор Озеров отметил, что антитеррористический пакет законов не затронет проведение обрядов и богослужений. «Ни для мусульман, ни для христиан, ни для буддистов, ни для иудеев на территории РФ этот закон никаких поправок не вносит», — заверил он.
Сенатор не исключил, что по ходу мониторинга исполнения антитеррористических законов в них будут внесены поправки. «Мы будем продолжать мониторинг правоприменительной практики. Если мы увидим, что какие‑то статьи не работают, мы, конечно, будем оперативно вносить изменения».
Виктор Озеров также сообщил, что уже внесено предложение о проведении в осеннюю сессию парламента «круглого стола», на котором будет обсуждаться реализация норм антитеррористических законов. Кроме того, сенатор сообщил, что внес предложение о том, чтобы в ходе проведения в верхней палате парламента Дней субъекта Федерации в обязательном порядке поднимался вопрос, связанный с реализацией антитеррористических мер.
По словам председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса
Клишас
Андрей Александровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
, в части, относящейся к предметам ведения Комитета, в целях обеспечения национальной безопасности
Федеральный закон внес изменения в федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, «О свободе совести и религиозных объединениях», Жилищный кодекс Российской Федерации, «О связи», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на пресечение и предупреждение связи граждан
Российской Федерации с террористическими и экстремистскими организациями в иностранных государствах, а также на обеспечение контроля за пересечением Государственной
границы Российской Федерации различными
лицами, чья деятельность может быть связана с участием в указанных
организациях.
«Важно отметить, что рассматриваемый федеральный закон переводит на уровень законодательного регулирования меры информационного противодействия терроризму, уже предусмотренные в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года (N 538) «Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность», — сказал Андрей Клишас журналистам.
Он отметил, что в соответствии с вышеупомянутым Постановлением информация, содержащаяся в базах данных об абонентах и оказанных им услугах должна храниться в течение трех лет, в документе также закреплено право удаленного доступа органов ФСБ РФ и МВД РФ к указанной информации. Так, операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео-или иных сообщений пользователей услугами связи. При этом сами сообщения и иная информация пользователей должны храниться до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.
Организаторам распространения информации в сети «Интернет» продлевается до одного года срок обязательного хранения на территории Российской Федерации информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях. При этом сами сообщения и иная информация пользователей должны храниться до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.